Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов





Бюджетная система Российской Федерации включает в себя, как отмечалось ранее, бюджеты государственных внебюджетных

фондов(ст. 10 БК РФ).В Кодексе дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.



Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются БК РФ и другие нормативные акты.

К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 БК РФ.



Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 1) единого социального налога; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении, который представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Федерации в форме закона субъекта Федерации.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд РФ,правовой режим которого определен Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении», от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.



В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

— целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

— участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

— расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год»1 относятся:

— страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в РФ; в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии;

— средства федерального бюджета в виде субвенций и иных поступлений;

— суммы пеней, недоимок и иных финансовых санкций по взносам в Пенсионный фонд РФ;

— доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольные взносы;

— средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий;

— средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством РФ;

— иные неналоговые доходы;

— безвозмездные перечисления.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых социальных пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г., а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления. В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного страхования на 2006 год»1 доходами данного бюджета являются: единый социальный налог; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог; недоимки, пени и штрафы по взносам в названный Фонд и др.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия. В 2005 г. структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования включала в себя: здравоохранение и физическую культуру; обязательное медицинское страхование; финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас; НИОКР и иные расходы.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации,созданный в соответствии с .постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями, для финансирования расходов по социальному страхованию.

Источником образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог, страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год»' доходы формируются из следующих источников: единый социальный налог; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог; прочие федеральные налоги; недоимки, пени и штрафы по взносам в данный Фонд. К неналоговым доходам относятся: доходы, полученные от размещения временно свободных средств Фонда; страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы; безвозмездные перечисления, субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ, включая средства федерального бюджета на отдельные социальные выплаты, и иные доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования. Например, в 2004 г. средства Фонда направлялись на: НИОКР; государственные капитальные вложения на развитие центров реабилитации Фонда социального страхования РФ; социальную политику, социальную помощь, в том числе на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных аварий; пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, другие социальные пособия; единовременные страховые выплаты для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников, оздоровление детей, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и т. д.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Помимо названных социальных государственных внебюджетных фондов законодательством предусматривается возможность создания экономических государственных внебюджетных фондов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.