Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые основы местных финансов





Местные финансы как экономическая категория — это совокупность общественных отношений, возникающих при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, необходимых местному самоуправлению для обеспечения решения задач местного значения.

Учитывая развитие местного самоуправления, законодательное закрепление основных принципов организации и функционирования местных финансов, в литературе было высказано мнение о необходимости рассмотрения местных финансов в качестве самостоятельного звена финансовой системы1. Авторы, исследующие финансовую систему России, как правило, не включают местные финансы в число самостоятельных звеньев финансовой системы, хотя и упоминают об отдельных элементах местных финансов, в частности о муниципальном кредите2 и местном бюджете.

Важнейшие правовые нормы, регулирующие местные финансы, содержатся в Конституции РФ. В ст. 132 закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.



Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы включают в себя: местные бюджеты, муниципальный кредит, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, средства самообложения, разовые добровольные сборы средств граждан.

Основным элементом местных финансов являются местные бюджеты, правовому регулированию которых посвящены нормы БК РФ и НК РФ.



В соответствии со ст. 10 БК РФ местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации, поэтому нормы, регулирующие бюджетные отношения в Российской Федерации, применяются в определенной части и к отношениям, возникающим при создании и использовании местных бюджетов. В частности, в БК РФ содержится легальное определение местного бюджета.

Местный бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

БК РФ определяет порядок формирования доходов местных бюджетов, устанавливает, какие доходы относятся к налоговым, а какие — к неналоговым доходам местных бюджетов, закрепляет полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. БК РФ, регулируя бюджетные отношения, возникающие при производстве расходов бюджетов, специально закрепляет расходы, финансируемый исключительно из местных бюджетов.

БК РФ детально регламентирует отношения, возникающие в связи с возникновением муниципального долга. В ст. 100 БК РФ содержится легальное определение муниципального долга. Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 215 ГК РФ).

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;



— договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований, и не могут превышать 10 лет.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Муниципальные образования и субъекты Федерации не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обстоятельства не были гарантированы ими, а также не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 120 БК РФ в Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. В Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Федерации, муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии указанных ценных бумаг, об исполнении указанных обстоятельств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается лицом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги Российской Федерации.

Виды доходов бюджетов

Каждый бюджет вне зависимости от его уровня в бюджетной системе состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества.

Доходы бюджетов классифицируют по:

— социально-экономическому признаку;

— юридическим формам доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

Бюджетное право детально регламентирует доходы бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального, субъектов Федерации, местных.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств бюджета на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».

Так, к неналоговым доходам в соответствии со ст. 41 БК РФ относятся:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальный образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

— иные неналоговые доходы.

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях:

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям;

— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Новеллой бюджетного права является норма, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, получаемые от продажи государственного или муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Особый порядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Б К РФ и иными законодательными актами РФ.

В соответствии со ст. 54 БК РФ доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 53 БК РФ к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов относятся:

— установление новых видов налогов, их отмена или изменение. При этом установление новых видов налогов, их отмена или' изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

— установление новых видов неналоговых доходов, отмена или изменение действующих неналоговых доходов. Федеральные органы законодательной власти могут осуществить данное правомочие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменен;::"! в БК РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на. текущий финансовый год.

Предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет относится к правомочиям федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В ст. 59 БК РФ закреплены полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Федерации.

В соответствии с вышеназванной статьей законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, закрепленных за ними налоговым законодательством Российской Федерации.

Законодательные органы субъектов Федерации вносят изменения и дополнения в законодательство субъектов Федерации о региональных налогах и сборах.

Законы субъектов Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Федерации о бюджете на текущий финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации предоставляются в пределах лимитов, определенных законом о бюджете соответствующего субъекта Федерации.

Особый порядок установлен для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Федерации в той сумме федерального налога или сбора, которая поступает в бюджет субъекта Федерации. Такие отсрочки или рассрочки могут быть предоставлены только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Федерации и размера государственного долга субъекта Федерации, установленных БК РФ.

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местного бюджета закреплены в ст. 64 БК РФ, в соответствии с которой представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Особый порядок установлен для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в той сумме федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, которая поступает в местные бюджеты. Такие отсрочки и рассрочки могут быть предоставлены только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных БК РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.