Развития кластеров в экономике регионов
Российская экономика сталкивается с объективной необходимостью интеграции в мировое экономическое пространство, и от того, каким конкурентным статусом будет обладать ее экономика, зависят место и роль России в глобальной экономической системе.
Идея кластеризации нашла отражение в Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Данный документ содержит положение о том, что одним из ведущих направлений организации в стране системы господдержки инноваций, которая позволит закрепить позиции на мировых рынках, является стимулирование развития территориально-производственных кластеров.
В июне 2012 года Президент России подписал закон о ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Это экономическое событие требует внесения изменений и корректив в экономическую ситуацию в стране. На фоне повышения конкуренции, в том числе на внутреннем рынке, будет снижен размер государственной помощи для некоторых отраслей экономики. Этого требуют условия участия России в ВТО. И потому основным вектором развития является выбор и применение таких инновационных инструментов повышения эффективности производства отечественной продукции, которые позволят составить достойную конкуренцию компаниям как внутри страны, так и на внешних рынках.
Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Такими условиями являются наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производства какого-либо конечного продукта, сложившаяся территориальная система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных территориально-производственных комплексов, поддержка органов государственного управления как федерального, так и регионального масштабов.
В качестве «кандидатов» на роль российских кластеров обычно указываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическая отрасль, поскольку по существу лишь в этих отраслях можно говорить об общепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции. Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО зарекомендовали себя на мировых рынках.
Производство перечисленных товаров в России конкурентоспособно по самым строгим международным меркам.
О том, что такие негативные явления далеко не единичны, говорят многие специалисты. Майкл Портер в рамках презентации рейтинга международной конкурентоспособности Мирового экономического форума за 2003 г. отмечал: «Главная сила вашей страны — это огромные запасы природных ресурсов, хорошая рабочая сила и научно-техническая база, а также доставшаяся ей в наследство от закрытой советской экономики отлаженная система обеспечения. К сожалению, все эти сильные стороны недостаточно эффективно используются. Да, у России есть такие ресурсы, которым позавидует подавляющее большинство остальных стран, — необходимы десятилетия для того, чтобы сформировались рабочая сила и научно-техническая база, подобные российским. Но Россия не может использовать все эти богатства, поскольку никак не выберется из проблем регулирования экономики. До сих пор все ее экономические успехи были связаны в основном с эксплуатацией природных ресурсов. Иными словами, ваша страна пока проживает унаследованные богатства и не слишком хорошо сама создает новые богатства».
Из данного утверждения следует, что в России «готовых» кластеров пока нет (или на тот момент ещё не было). В любом случае нет таких, которые добились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования.
Однако можно утверждать, что формирование кластеров в стране осуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализация данной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив – идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа которой – конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено – конкурентоспособность регионов.
Кластерная политика ведется в Нижегородской области, где ещё в условиях централизованной экономики начали формироваться следующие промышленные кластеры:
- энергетический кластер (производство энергии, средства её передачи и распределения, оборудование для них);
- кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин и оборудования для них, химикатов для производства);
- кластер химической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химической промышленности общего назначения);
- металлургическая промышленность (металлопрокат, литьё, трубы, оборудование);
- металлообработка (производство станков, спецсталей, автоматизация производства, программное обеспечение).
В Красноярском крае - возможность формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в транспортной сфере, в Самарской области такие кластеры как Поволжский автомобильный и Самарский космический, а также Авиационный промышленный кластер.
В Томской области в последние годы идёт активное формирование регионального кластера, функционирующего в интересах нефтегазового комплекса Западной Сибири. В его состав входят университеты, научные и проектно-технические институты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малые наукоёмкие предприятия. Формирование кластера осуществляется в процессе выполнения программы сотрудничества предприятий и организаций г. Томска с наиболее крупными добывающими и транспортирующими нефтегазовыми компаниями, работающими на территории Томской области.
Несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики остаётся одной из целей экономической политики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которые стоят перед Россией.
Динамичное развитие отечественной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности не только в традиционных, но и новых наукоемких секторах, повышение качества человеческого капитала и роста производительности труда, опережающее развитие высокотехнологичных производств, превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Для того, чтобы решить эти задачи, потребуется создание системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития.
Кластерный анализ
Кластерный анализ предполагает:
1. Анализ основных теоретических понятий «кластеризации экономики»;
2. Оценку текущей конкурентоспособности региона;
3. Структурный анализ экономики региона и внешней среды с целью выявления и оценки перспектив роста показателей эффективности;
4. Выявления ключевой специализации региона (ключевых отраслей);
5. Проведение SWOT-анализа состояния отрасли и разработка приоритетных стратегий развития;
6. Анализ возможностей и предпосылок создания отраслевого кластера в регионе;
7. Анализ целей, функций и преимуществ каждого из участников предлагаемого кластера;
8. Разработка модели отраслевого регионального кластера;
9. Прогнозная оценка экономических преимуществ, которые могут быть получены в результате внедрения кластерных интеграционных систем организации производства в приоритетных отраслях региона.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|