|
Анализ социально-экономического развития регионов
|
| Анализ социально-экономического развития территории является одним из основных и традиционных методов региональной экономики. Он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т.д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти шесть показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг. Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.
| Комплексный анализ информации любой административно-территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух наиболее действенных методологических подходов:
Исторический (историко-географический) подход позволяет разработчикам программы понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точке, выделить движущие силы и источники, определяющие пространственные, структурные, демографические сдвиги, качественные изменения исторической миссии муниципального образования в различные периоды времени. Изучение этих аспектов развития муниципального образования позволяет с определенной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.
Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального района и его административного центра. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, расстояние до административного центра субъекта Федерации, количество и плотность проживающего населения, перечень входящих в состав городских и сельских поселений, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых.
При проведении структурно-функционального анализа социально-экономического развития муниципального образования изучается:
- динамика развития ведущих секторов экономики муниципального образования за последние 3 - 5 лет (выявляются градообразующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъектов, объединенные общими производственно-технологическими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; определяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной экономики);
- уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
- обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
- инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жилье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;
- научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
- состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градообразующих и градообслуживающих предприятий;
- состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;
- уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;
- состояние потребительского рынка;
- уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;
- состояние общественной безопасности.
Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитических материалы целесообразно свести в три основных блока:
Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования. Как уже было сказано выше - это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:
- основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;
- основные индикаторы развития отдельных поселений, кластеров и отраслей экономики муниципального образования;
- основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финансов и потребительского рынка;
- основные индикаторы развития социальной сферы муниципального образования;
- сравнительные (относительно иных муниципальных образований) характеристики недостатков и преимуществ муниципального образования.
Второй. Внутренняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
- аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и условий, их порождающих, в экономическом и социальном секторах муниципального образования, а также оценку возможного позитивного или негативного влияния выявленных противоречий в плановый период;
- аналитические материалы, касающиеся внутренних потенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природных, культурных, рекреационных и т. д.), которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
- Для муниципальных районов, имеющих в своем составе сельские и городские поселения, необходимо дополнительно дать информационно-аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.
Третий. Внешняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
- аналитические материалы, касающиеся внешних политических, экономических и социальных тенденций, которые могут оказать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;
- аналитические материалы, касающиеся внешних потенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природных, культурных, рекреационных и т.д.), которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориального планирования, уточняются и оцениваются внутренние и внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития муниципального образования, оценивается конкурентоспособность муниципального образования на рынках финансов, труда и потребительском рынке.
Алгоритм структурно-функционального анализа социально-экономического положения муниципального образования:
Оценка потенциала, внешних и внутренних факторов развития территории, проблем и ограничений развития социума и территориальной экономик
- Особенности экономико-географического положения и природные ресурсы
- Население, рынок труда и уровень жизни
- Экономика, предпринимательство и хозяйственный климат
- Экологическая обстановка
Результаты - наличие стратегического анализа как системы интегрированных показателей, описывающих текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, его место на рынке материальных ресурсов, финансов, потребительском рынке и долю в региональном и федеральном разделении труда, т.е. описывающих потенциал муниципального образования.
В ряде случаев в рамках структурно-функционального анализа проводится интегральная оценка исходного состояния развития социального и экономического секторов муниципального образования. В общем виде интегральная оценка сводится:
- к группировкам индикаторов по выбранным признакам;
- экспертной оценке их влияния (удельного веса) на интегральную оценку состояния объекта исследования;
- выбору функций, сводящих несколько индикаторов к одному интегральному;
- расчет интегрального показателя
Для сельских поселений основным источником структурно- функционального анализа социально-экономического положения сельских поселений являются книги похозяйственного учета. В связи с этим структурно-функциональному анализу текущего состояния социально-экономического развития на уровне поселений должна предшествовать работа по упорядочению похозяйственного учета и актуализации данных похозяйственных книг. Именно данные похозяйственного учета должны являться основой для муниципального планирования, а положительная или отрицательная динамика основных показателей, учитываемых в похозяйственном учете - индикаторами соответственно выполнения или невыполнения основных целей и задач «поселенческих» программ.
Прежде чем приступить к разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития региона, необходимо:
1. Проанализировать базовый ресурсный потенциал региона (данные о природных, трудовых, инвестиционных ресурсах, а также инновационный потенциал). Проанализировать привлекательность региона, например, в части инвестирования, наличия льгот наиболее выгодным инвесторам.
2. Определить приоритетные отрасли региона, составляющие его специализацию, их место и роль в социально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях.
3. Проанализировать уровень развития отраслей специализации, их долю в экспортно-импортных операциях, численность занятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическое положение региона и формирование его рыночной инфраструктуры.
4. Провести анализ структуры хозяйственного комплекса региона, выделить экономически эффективные и не эффективные предприятия с целью последующего принятия мер по реструктуризации или ликвидации последних.
5. Выявить сильные и слабые стороны хозяйственного комплекса региона, а также возможности и угрозы его развития, создаваемые внешней средой (SWOT-анализ). Целью такого анализа является поиск реальных схем формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию.
6. Проанализировать наличие взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.
7. Проанализировать уровень благосостояния населения региона.
11 октября 2001 года была утверждена Правительством РФ федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" В паспорте программы Государственным заказчиком Программы явилось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Основной разработчик - Совет по изучению производительных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и Российской академии наук.
Целью Программы было сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010г. в 1,5 раза, а к 2015 г. - в 2 раза, в 3 раза - к 2015 году; сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 % в 2010г. и на 25 % - в 2015 г.
Задачи Программы - формирование условий для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднего по стране; создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата; повышение эффективности государственной поддержки субъектов РФ.
Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии
регионов России оказывают значительное влияние на государственное
устройство, структуру и эффективность экономики.
Уменьшение различий в экономическом развитии создает
благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации
социально-экономических преобразований, укрепления единства
российского государства, в то время как усиление различий затрудняет
проведение единой политики социально-экономических преобразований и
формирование общенационального рынка, увеличивает опасность
возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов,
дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества
и государства.
Различия в социально-экономическом развитии регионов объясняется двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.
Комплексная оценка социально-экономического развития федеральных округов осуществлялась по таким показателям:
- доля валового регионального продукта на душу населения,
- объем внешнеторгового оборота на душу населения,
- наличие основных фондов на душу населения.
- объем инвестиций в основной капитал,
- объем среднедушевого внешнеторгового оборота,
- среднедушевая финансовая обеспеченность региона,
- доля занятых на малых предприятиях,
- отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму,
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,
- доля среднедушевого розничного товарооборота,
- платные услуги на душу населения,
- развитие отраслей социальной инфраструктуры,
- коэффициента плотности дорог,
- показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры.
Диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
За последнее десятилетие усилились различия между субъектами
Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов
из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к
увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения
социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры
и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности
регионов объектами социальной инфраструктуры.
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской
Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли
критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим
неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление
механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание
межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение
единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.
Поэтому стратегически важным для России является проведение
сильной государственной региональной политики, направленной на
сглаживание различий в уровне социально-экономического развития
регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является
улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Достижение основных целей Программы - сокращение различий в
уровне социально-экономического развития регионов Российской
Федерации, уменьшения разрыва по основным показателям
социально-экономического развития между наиболее развитыми и
отстающими регионами - позволит решить такие важные задачи
региональной экономической политики, как сохранение единого
экономического пространства страны и развитие процессов
межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов.
Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им
государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации,
претендующими на государственную поддержку в рамках реализации
Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность
спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных
тенденций в сфере занятости населения, демографического и
экологического развития, предоставления социальных услуг ниже
общероссийских показателей.
Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы
мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на
преодоление его отставания в социально - экономическом развитии.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе
ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе
осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и
содержания программных мероприятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|