Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА





 

Методические указания к теме «Введение»

Опишите сферы обитания и жизнедеятельности человека. Обоснуйте необходимость изучения проблем обеспечения безопасности человека в среде его обитания, в том числе в производственной среде. Кратко опишите историю развития науки о безопасности, охарактеризуйте современное состояние системы «человек-природа-техносфера» с точки зрения безопасности. Выделите цель изучения дисциплины и ее основные задачи.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под безопасностью?

2. Назовите практические задачи и объект изучения в безопасности жизнедеятельности.

3. В чем заключаются права граждан на охрану здоровья и информацию о факторах, влияющих на здоровье?

4. Назовите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях?

5. Назовите права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

6. Перечислите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.

 

Методические указания к теме 1

Укажите основные физиологические характеристики человека и границы их чувствительности. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.



Вопросы для самопроверки

1. Естественная защита от опасностей.

2. Краткая характеристика организма человека.

3. Анализаторы кожного покрова, органов зрения, слуха, обоняния.

4. Психофизиологические основы деятельности человека.

5. Первая медицинская помощь.

 

Методические указания к теме 2

При изучении данной темы необходимо рассмотреть основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере, понятие вредных и опасных факторов среды обитания, негативные факторы техносферы и их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Сформулировать критерии комфортности.

Вопросы для самопроверки

1. Основы физиологии труда.

2. Комфортные условия жизнедеятельности в техносфере.

3. Опасные и вредные факторы.

4. Негативные факторы техносферы и их действие на человека, техносферу и природную среду.

5. Критерии комфортности.

 

Методические указания к теме 3

Дайте определения опасности, безопасности и риска. Укажите основные источники природной, техногенной, социальной и экологической опасности. Приведите примеры среднестатистических значений риска для различных видов деятельности человека. Укажите классификацию опасных и вредных производственных факторов, приведите примеры.



Вопросы для самопроверки

1. Характеристика человека как сложной механической, биологической, химической и нервной систем.

2. Общая характеристика и классификация источников опасности.

3. Параметры источников опасности.

4. Допустимые значения параметров источников опасности.

5. Оценка безопасности источника опасности.

 

Методические указания к теме 4

При изучении данной темы необходимо освоить модель изменения параметров источника опасности по величине и во времени, обратить внимание на случайность и закономерность в изменении параметров.

Изучить необходимые и достаточные условия изменения состояния системы безопасности.

Вопросы для самопроверки

1. Модель развития опасности.

2. Необходимые и достаточные условия изменения состояния системы безопасности.

3. Измерение параметров источников опасности.


Методические указания к теме 5

Изучение данной темы следует начать с рассмотрения различных видов рабочих мест. Основное внимание обратить на изучение модели безопасности рабочего места, а также на методику оценки безопасности рабочего места и задание требований безопасности рабочего места, и проверке их выполнения.

Вопросы для самопроверки

1. Рабочее место человека.

2. Модель безопасности рабочего места.

3. Методика оценки безопасности рабочего места.



4. Задание требований безопасности рабочего места и проверка их выполнения.

 

Методические указания к теме 6

При освоении этой темы необходимо изучить типы технологических процессов. Основное влияние уделить модели безопасности технологического процесса, методике оценки безопасности технологического процесса, а также на задание и проверку выполнения требований к безопасности технологического процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Типы технологических процессов.

2. Модель безопасности технологического процесса.

3. Методика оценки безопасности технологического процесса.

4. Задание и проверка выполнения требований к безопасности технологического процесса.

 

Методические указания к теме 7

Опишите взаимодействие человека и машины. Укажите показатели, по которым можно оценить надежность человека – оператора в системе «человек-машина». Приведите примеры случайных и систематических ошибок оператора в системе «человек-машина». Среди опасностей автоматизированных производств отметьте опасности, связанные с человеческим фактором, укажите соответствующие организационные и технические способы обеспечения безопасности. Обратите внимание на необходимость обучения и профессионального отбора на производстве. Укажите виды и роль инструктажей по охране труда, их роль. Обозначьте роль аттестации и сертификации рабочих мест в системе обеспечения безопасности «человек-машина».

Вопросы для самопроверки

1. Основные понятия теории надежности.

2. Структурно-функциональная схема надежности.

3. Расчет надежности.

4. Особенности расчета по схеме «нагрузка – несущая способность».

5. Понятие промышленной безопасности.

6. Связь надежности и промышленной безопасности.

 

Методические указания к теме 8

При изучении этих вопросов особое внимание обратить на аксиому о потенциальной опасности и приемлемом риске.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие риска.

2. Возможные подходы к оценке риска.

3. Статистические оценки риска.

4. Аналитические оценки риска.

 

Методические указания к теме 9

При изучении темы необходимо раскрыть содержание автосервиса и фирменного обслуживания. Обратите внимание на опасные и вредные факторы в автосервисе и фирменном обслуживании и их влияние на организм человека.

Вопросы для самопроверки

1. Автосервис и фирменное обслуживание.

2. Опасные и вредные факторы в автосервисе и фирменном обслуживании.

3. Влияние вредных и опасных факторов на организм человека.

 

Методические указания к теме 10

При изучении этой темы необходимо рассмотреть системы защиты человека от опасных и вредных факторов на рабочем месте или технологическом процессе. Особенное внимание обратить на защиту как техническое устройство, которое изменяет свои характеристики во времени постепенно и внезапно.

Вопросы для самопроверки

1. Система защиты человека от опасных и вредных факторов.

2. Методы защиты человека от опасных и вредных факторов производства и среды.

3. Модель защиты рабочего места.

4. Модель защиты в технологическом процессе.

5. Обоснование и выбор системы защиты.

 

Методические указания к теме 11

Рассмотреть виды и схемы защиты: защита от мощности источника опасности, защита по расстоянию от источника опасности, защита по времени действия источника опасности, комбинированная защита от нескольких параметров, комбинированная защита от источника опасности и комплексная защита. Необходимо рассмотреть также средства и методы защиты: организационные, организационно-технические и технические. Привести обоснование и выбор системы защиты человека.

Вопросы для самопроверки

1. Виды и схемы защиты.

2. Защита от мощности источника опасности.

3. Защита по расстоянию от источника опасности.

4. Защита по времени действия источника опасности.

5. Комбинированная защита от нескольких параметров.

6. Комбинированная защита от источника опасности.

7. Комплексная (системная) защита.

8. Обоснование и выбор системы защиты человека.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.