ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса,
методические указания и задания к контрольной работе
для студентов всех форм обучения направления 190600
«Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»
Пермь 2010
Рабочая программа курса и методические указания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения направления 190600 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»/ Составитель Ю.В. Ширинкин, О.В. Лонский. – Пермь: Пермский гос. техн. ун-т, 2010.
Приводятся: перечень дидактических единиц содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подробная программа дисциплины в объеме 132 часа, список учебной литературы и список вопросов к экзамену. Программа предназначена для студентов всех форм обучения направления 190600 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»
Библиогр.: назв.
Утверждено на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» протокол №
«» ____ 2010 г.
Зав. кафедрой
Доктор техн. наук, профессор В.А.Трефилов
ÓПермский государственный
технический университет, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие методические указания ............................................................................................ 4
Примерный перечень лабораторных работ ........................................................................ 4
Обязательный минимум содержания дисциплины ........................................................... 5
Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины ........... 5
Тематический план дисциплины ........................................................................................ 6
Порядок проведения экзамена ............................................................................................. 7
Список вопросов к экзамену ............................................................................................... 8
Подробная программа курса ................................................................................................ 10
Методические указания по темам курса ............................................................................. 15
Методические указания для выполнения контрольной работы (для студентов заочного отделения и дистанционной формы обучения) ....................................................................................... 25
Список вопросов для контрольной работы ........................................................................ 25
Список литературы ............................................................................................................... 28
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» необходимо пользоваться настоящей программой и методическими указаниями; учебной литературой; нормативными и правовыми актами по охране труда (ГОСТ, ССБТ, ОСТ ССБТ, СНиП, СанПиН, Правила и др.).
При работе с литературой, нормативными и правовыми актами следует вести конспект, который окажет помощь при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена (зачета) и разработке раздела «Охрана труда» в дипломном проекте.
При изучении курса настоятельно рекомендуется чтение журналов «Охрана труда и социальное страхование», «Безопасность труда в промышленности», «Охрана труда. Практикум», «Библиотека инженера по охране труда», «Медицина труда и промышленная экология», «Социальная защита» и газет «Ваше право», как за текущий год, так и за предыдущие годы.
Изучать курс необходимо в последовательности, предлагаемой настоящими методическими указаниями.
По каждой теме знания контролируются ответами на вопросы для самопроверки, которые в университет не высылаются. Ответы должны быть полными, конкретными, при необходимости сопровождаться расчетными формулами и рисунками. При возникновении неразрешимых затруднений при ответе на вопросы возможно обращение за консультацией к работникам службы охраны труда в Вашей организации либо в университет на кафедру БЖ.
Контрольная работа выполняется после изучения всего курса и высылается в университет на проверку.
В рецензии и личной беседе на экзамене преподаватель указывает студенту на качество выполненной работы, отличая слабые и сильные стороны.
В течение учебного года или в период экзаменационно-лабораторной сессии в университете организуется чтение лекций по курсу. Лекции являются обзорными или подробно освещают лишь отдельные темы (вопросы) курса, поэтому посещать их необходимо после самостоятельной проработки всего материала по настоящим методическим указаниям.
Количество выполняемых студентом лабораторных работ, если они предусмотрены, определяется учебным планом исходя из того, что на каждую лабораторную работу отводится два академических часа. Выбор лабораторных работ проводится кафедрой, учитывая профиль подготовки инженера.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Оценка эффективности действия защитного заземления при аварийных режимах работы электроустановок.
2. Оценка опасности трехфазных электрических сетей напряжением до 1000 В и эффективности защитных мер.
3. Оценка микроклимата производственных помещений.
4. Оценка искусственного освещения производственных помещений.
5. Исследование запыленности производственной среды и эффективности пылеуловителей.
6. Исследование производственной вибрации и меры борьбы с ней.
7. Оценка производственного шума, средства и методы защиты от него.
8. Оценка эффективности работы действующих систем вентиляции. Технические испытания.
9. Исследование влияния освещения на зрительную работоспособность.
Экзамен (зачет) принимается у студента при условии представления контрольной работы и положительной рецензии на нее, а также зачета (допуска) по лабораторным работам, если они предусмотрены. На экзамене студент должен показать знания в объеме программы, и умение применять эти знания к решению инженерных вопросов по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
На экзамене к студенту предъявляются требования в объеме программы курса, утвержденной университетом. Перечень основных дидактических единиц дисциплины приводится ниже.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(требования ГОС ВПО для направления 190600 «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования»)
Индекс
| Содержание дисциплины
(дидактические единицы)
| Всего часов
| ОПД.Ф.06
| Безопасность жизнедеятельности
Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек – среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
|
|
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Иметь представлениео системе мероприятий по обеспечению комфортных и допустимых условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла и нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
· Знать:
- Характерные состояния системы «человек-среда обитания»;
- Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере;
- Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду;
- Критерии безопасности;
- Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей;
- Управление безопасностью жизнедеятельности; системы контроля требований безопасности и экологичности;
- Профессиональный отбор операторов технических систем;
- Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
· Уметь выполнять:
- Анализ опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на человека и окружающую среду;
- Разработку безопасной технологии изготовления, безопасную эксплуатацию машин, оборудования и сооружений машиностроительного производства;
- Нахождение компромисса между требованиями (безопасности и стоимости) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
- Оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции с учётом обеспечения безопасности работников;
- Контроль за соблюдением требований охраны труда, технологической дисциплины и правильной эксплуатацией машин и оборудования.
· Владеть:
- Методами оценки воздействия опасных и вредных факторов на работающего в автосервисе и фирменном обслуживании;
- Системой обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в машиностроительной отрасли (правовые, социально-экономические, организационные, организационно-технические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия).
· Иметь навыки
- Оценки безопасности рабочего места по условиям труда в автосервисе и фирменном обслуживании;
- Выбора оптимальных форм деятельности человека, основанных на профессиональном отборе, организации труда, знании потенциальных опасностей, средств и методов защиты в автосервисе и фирменном обслуживании;
- Решения расчётных задач при обосновании конкретного метода защиты человека от воздействия окружающей среды;
- Ориентироваться в существующих законодательных актах и нормативных документах в сфере безопасности жизнедеятельности (Трудовой кодекс РФ, ГОСТ ССБТ, СанПиН, СНиП и др.) и применять их в автосервисе и фирменном обслуживании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
Тема 1. Человек как элемент системы «человек-среда обитания».
Тема 2. Характерные состояния системы «человек-среда обитания»
Тема 3. Источники опасности.
Тема 4. Развитие опасности.
Тема 5. Безопасность рабочего места.
Тема 6. Безопасность технологического процесса.
Тема 7. Надёжность оборудования и промышленная безопасность.
Тема 8. Теория рисков.
Раздел 2. Методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов в автосервисе и фирменном обслуживании.
Тема 9. Опасные и вредные факторы в автосервисе и фирменном обслуживании и их влияние на организм человека.
Тема 10. Система и модели защиты.
Тема 11. Методы защиты человека, обоснование и выбор из применения.
Тема 12. Оздоровление воздушной среды.
Тема 13. Производственное освещение.
Тема 14. Шум и вибрация на производстве.
Тема 15. Ультразвук и инфразвук.
Тема 16. Излучения.
Тема 17. Электробезопасность.
Тема 18. Психологические аспекты безопасности труда.
Тема 19. Эргономика и безопасность труда.
Тема 20. Пожарная безопасность.
Раздел 3. Управление безопасностью производственной деятельности и в чрезвычайных ситуациях.
Тема 21. Управление безопасностью жизнедеятельности.
Тема 22. Охрана труда на предприятии.
Тема 23. Правовые и организационные вопросы по охране труда.
Тема 24. Теоретические основы безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Тема 25. Обеспечение устойчивости работы предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Тема 26. Управление в чрезвычайных ситуациях.
Тема 27. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на предприятии.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
К сдаче экзаменов допускаются студенты, выполнившие все установленные лабораторные и контрольные работы, а также другие работы, предусмотренные учебным планом аудиторной и самостоятельной работы студента.
При явке на экзамены студент обязан иметь при себе зачётную книжку, которую он предъявляет экзаменатору в начале экзамена. Без отметки деканата в зачётной книжке о допуске к экзаменационной сессии, студенты к экзаменам не допускаются.
Для подготовки к экзаменам выделяется не менее трёх дней, включая консультацию преподавателя.
Экзамен принимается, как правило, лектором данного потока академической группы.
Экзамены проводятся по экзаменационным билетам в устной форме. Экзаменатору предоставляется право задавать студенту дополнительные вопросы по программе данного курса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|