Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЗИКА: ПРИРОДА МАТЕРИИ, ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

 

«Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны»(Ш.Б. 1.1.1).

Наши представления о природе материи, времени и пространства являются существенными составляющими нашего понимания космоса. Когда мы смотрим на небо, наши непосредственные, воспринимаемые чувствами наблюдения состоят из световых пятен. Эти пятна не содержат в себе никаких сведений о природе источников этого света. И для того, что бы что-то сказать о космическом объекте, который дал этот свет, необходимо постулировать, что эта вселенная сделана из своего рода субстанции, или материи, которая имеет определенные характеристики и подчиняется определенным законам. Приняв такой постулат, мы затем можем спросить себя, какое расположение этой материи, действующей согласно указанным законам, могло породить наблюдаемый световой узор. Если нам удастся последовательно объяснить наблюдаемые явления, основываясь на выбранных законах и свойствах, то тогда мы можем предположить, что правильно поняли структуру вселенной. Большинство людей уверены, что наши теоретические модели основаны на конкретной реальности, и им кажется, что они уже держат вселенную в руке.

На протяжении большей части современной истории человечества люди были ограничены поверхностью Земли, и их представления о природе материи опирались на наблюдения, которые можно провести в этой ограниченной сфере с помощью наших обычных чувств. На протяжении последних двух или трех столетий западные ученые использовали экспериментальные наблюдения и анализ результатов эксперимента для того, чтобы получить исчерпывающее знание -— современную физику — которое дает точную картину качеств материи и законов, управляющих ее поведением. Современное западное представление о природе и структуре вселенной в целом основывается на интерпретации наблюдаемых небесных явлений в рамках современной физики.



Но рамки современной физики слишком тесны, чтобы охватить многие явления, происходящие в этой вселенной. И в первую очередь, эти рамки не могут вместить многие свойства вселенной, описанные в ведической литературе. Поэтому современная наука нередко относится к ведическим моделям, как к мифу или абсурду. Сегодня люди склонны считать определенные постулаты современной физики краеугольным камнем своего мировоззрения.

Эти постулаты несовместимы с основополагающими постулатами ведического взгляда на мир, и тем самым они закрывают доступ людей к ведической литературе.

В этом разделе мы попытаемся облегчить эту задачу, обсуждая природу материальной энергии с точки зрения ведической литературы. Это очень глубокая и сложная тема, и мы сможем затронуть только некоторые аспекты, которые приоткроют путь к пониманию ведической космологии.

 

РАСШИРЕНИЕ НАШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКОМ МИРЕ

 

Перед тем, как радикально отказаться от наших знакомых концепций, мы обсудим некоторые относительно умеренные случаи, в которых феномены и теории ведической литературы не вписываются в привычные рамки научной мысли.

Наш первый пример мы возьмём в Ш. Б., 3.26.34, ком. В нем говорится, что эфирный элемент даёт первооснову для создания тонких форм с помощью ума, и он также вовлечен в циркуляцию жизненного воздуха в теле. Шрила Прабхупада указывает, что «этот текст является потенциальной основой для проведения великой научной исследовательской работы», и, на самом деле, отсюда ясно видно, что тонкий ум может взаимодействовать с грубыми элементами тела и мозга.

В теоретической структуре современной физики, однако, пока нет места для такой концепции ума и эфирного элемента (хотя некоторые физики делают такие попытки). Как следствие, ученые всё ещё придерживаются мнения, что мозг не может взаимодействовать с явно нематериальным умом. Это, в свою очередь, делает для них невозможным поверить в существование многих явлений, которые подразумевают существование такого ума, несмотря на то, что подобные явления известны уже многие годы. Сюда можно отнести парапсихологические феномены, опыт пребывания вне тела и спонтанные воспоминания маленькими детьми своих предыдущих воплощений.

Мы не ставим целью доказать реальность этих феноменов. Мы только хотим показать, что для людей, включая ученых, очень сложно серьезно размышлять об отдельных моментах реальности до тех пор, пока они аккуратно не вставлены в знакомую и общепринятую систему представлений. Современные физические теории были разработаны очень детально, и тому, кто принял концепцию вселенной, основанную на данных теориях, ведическая идея эфира кажется незрелой и неубедительной. Принять ведические идеи также могут помешать определенные недопонимания, такие, как идея «светящегося эфира», отвергнутая Эйнштейном.

«Шримад-Бхагаватам» был написан с целью ясно объяснить обычным людям определенные духовные идеи. Однако, они неизбежно ссылаются на многие другие понятия, которые были известны людям древней ведической культуры и которые могут быть совсем неизвестны людям современного Запада. Интересный пример этому — метафора Шрилы Санатаны Госвами, в которой превращение низкорожденного человека сравнивается с алхимическим превращением колокольного металла в золото (Ш. Б., 5.24.17, ком.).

Сам алхимический процесс не описывается, а с точки зрения современной науки, это превращение невозможно. Однако, словарь определяет колокольный металл как сплав меди и олова, и если мы обратимся к периодической таблице элементов, мы обнаружим, что сумма атомных чисел меди и олова равняется атомному числу золота. Это указывает на то, что в этой метафоре есть рациональное зерно, а если так, то это, без сомнений, поднимает обширный пласт практического и теоретического знания, нам совершенно неизвестного. Для Санатаны Госвами, однако, это превращение является просто известным фактом, который он приводит для иллюстрации идеи духовного преобразования человека.

 

ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ

 

Итак, мы обсудили ведическую трактовку явлений и идей, которые, хотя и не вписываются в строго определенные рамки современной физики, тем не менее, легко могут быть вставлены в обычную картину окружающего нас мира.

Сейчас мы коснемся многих идей, которые, как покажется, совершенно не совместимы с этой картиной. Мы полагаем, что для того, чтобы воспринять эти идеи, нам необходимо пересмотреть наши основополагающие представления о природе пространства.

Начало современной физики и астрономии положила гипотеза о том, что материя состоит из мельчайших кусочков субстанции, каждый из которых расположен в трехмерном пространстве.

Для того чтобы понять ведическую концепцию пространства, необходимо рассматривать Кришну как абсолютную причину всех причин. Мы не можем считать, что трансцендентная форма Кришны составлена из мельчайших частиц субстанции, которые расположены в разных местах трехмерного пространства. Безразлично, считаем ли мы маленькие частицы духовными или материальными, такая форма без сомнений была бы ограниченной и относительной. Истинная природа формы Кришны описывается следующими стихами из «Брахма-самхиты»:

 

Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чьё трансцендентное тело исполнено блаженства, знания и вечности и сияет ослепительным блеском. Каждый орган Его трансцендентного тела способен во всей полноте исполнять функции всех других органов, и Он извечно проявляет, хранит и регулирует все бесконечные миры — духовные и материальные (SBS 5.32).

Он является неделимой сущностью, ибо нет различия между энергией и ее обладателем. Когда Он творит миллионы миров, Его энергия остаётся при Нём, хотя всё исходит из Него. Все вселенные существуют в Нём, и в это же время Он пребывает во всей Своей полноте в каждом атоме, рассеянном по вселенной. Таков изначальный Господь Говинда, которому я поклоняюсь (SBS 5.35).

 

Эти стихи указывают на то, что тело Кришны состоит из множества частей, причем каждая часть идентична целому. Кроме того, все пространство находится внутри Кришны, и в то же самое время Кришна присутствует в каждом атоме. В частности, это означает, что вся вселенная, находясь в Кришне, полностью пребывает в каждом атоме этой вселенной.

Такое положение вещей невозможно описать в терминах трехмерного пространства, да этого и не может быть в трехмерном пространстве. Утверждение о том, что реальность такова, должно быть принято как аксиома, рассматривающая Кришну как Верховную Абсолютную Истину.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.