|
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА ПО «СУРЬЯ-СИДДХАНТЕ»
«Сурья-сиддханта» считает, что Земля — фиксированный в пространстве шар, вокруг которого движутся по орбитам семь основных планет (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн). Там также описана орбита планеты Раху.
Основная задача «Сурья-сиддханты» — дать правила вычисления положения этих планет в любое заданное время. Для каждого момента времени, выраженного в днях, часах и минутах от начала Кали-юги, можно по этим правилам вычислить небесные координаты нахождения каждой из семи планет. Все остальные вычисления, описанные выше, основываются на этих фундаментальных правилах.
Комментарий к «Бхагаватам» вайшнавского ученого Вамшидхары также проливает свет на традиционное понимание джйотиша шастр. Они есть в книге комментариев к «Бхагаватам», которые Шрила Прабхупада использовал, когда писал свои комментарии. В приложении 1 мы детально обсудим комментарий Вамшидхары к Ш.Б. 5.20.38. А сейчас мы только отметим, что Вамшидхара называет джйотиша шастру «глазом Вед», в соответствии со стихом 1.4 из «Нарада-самхиты», которая говорит, что «выдающаяся научная астрономия, тремя ветвями которой являются сиддханта, самхита и хора, — это ясный глаз Вед»(BJS, p. xxvi).
Вайшнавская традиция утверждает, что джйотиша шастра вышла из ведической культуры, и это подтверждается еще и тем, что астрономические сиддханты не признают посторонних источников.
ВЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И АСТРОНОМИЯ
В этом разделе приведем отрывки из книг Шрилы Прабхупады, которые позволят предположить, что в ведические времена проводились астрономические вычисления, подобные описанным в сиддхантах. Как мы уже отмечали, многие из существующих астрономических сиддхант были написаны древними индийскими астрономами. Но если ведическая культура на самом деле существовала много тысячелетий назад, как об этом сказано в «Шримад-Бхагаватам», то тогда это свидетельство дает возможность полагать, что методы астрономических вычислений также использовались в Индии тысячелетия назад. Рассмотрим следующий отрывок из «Шримад-Бхагаватам»:
Церемонию шраддха следует проводить на Макара-санкранти или на Карката-санкранти. Эту церемонию следует также проводить в день Меша-санкранти и в день Тула-санкранти в йоге, называемой Вйатипата, в день, когда совпадают три лунные титхи, в течение лунного или солнечного затмений, на двенадцатый лунный день и на Шравана-накшатру.
Эту церемонию следует проводить в день Акшайа-тритийа, на девятый лунный день светлых двух недель месяца Картика, на четыре аштаки в зимний сезон, на седьмой лунный день светлых двух недель месяца Магха, во время совпадения Магха-накшатры и дня полнолуния и в дни, когда есть полнолуние или почти полнолуние, когда эти дни совпадают с накшатрами, из которых происходят названия некоторых месяцев. Церемонию шраддха также следует проводить на двенадцатый лунный день, когда он совпадает с какой-либо накшатрой, имена которых Анурадха, Шравана, Уттара-пхалгуни, Уттарашадха или Уттара-бхадра-пада. Еще раз эту церемонию следует проводить, когда одиннадцатый лунный день совпадает или с Уттара-пхалгуни, или Ттарашадхой (Уттара-бхадра-падой). Наконец, эта церемония должна проводиться в дни, которые совпадают со звездой рождения человека (джанма-накшатра) или со Шравана-накшатрой (Ш.Б.7.14.20-23).
Из отрывка видно, что для того, чтобы надлежащим образом соблюсти церемонию шраддха, потребовались бы услуги опытного астронома. В «Сурья-сиддханте» содержатся соответствующие правила выполнения необходимых для этого вычислений, и потому невозможно представить, как такие сложные расчеты могли когда-то проводиться без вычислительных систем равной сложности. Например, в «Сурья-сиддханте» вьятипата-йога определяется как время, когда «Луна и Солнце находятся в разных айанах, сумма их долгот совпадает с точностью до 6 знаков, и их отклонения равны» (SS, с.72). Такое сочетание положений планет невозможно просто определить без значительных астрономических выкладок.
Подобные ссылки на детальное астрономическое знание разбросаны по всему «Бхагаватам». Например, вьятипата-йога также упоминается в Ш.Б.4.12.49-50. В «Источнике вечного наслаждения»(с.643) описывается, как однажды во времена Кришны на Курукшетре собрались люди со всей Индии по случаю полного солнечного затмения, и это событие было предсказано астрономами. Также в Ш.Б.10.28.7.р. описывается, как однажды Нанда Махараджа слишком рано омывался в реке Ямуне и был схвачен посланцем Варуны, потому что в тот раз лунный день экадаши закончился необычно рано. Мы редко вспоминаем об астрономии в нашей повседневной жизни, но по этим отрывкам можно заключить, что в ведические времена весь распорядок жизни определялся на основе астрономических соображений.
Другая группа доказательств существования в ведические времена высокоразвитой математической астрономии основана на огромной роли астрологии в культуре того времени. Индийская астрология традиционно использовала астрономические сиддханты. Шрила Прабхупада указывал, что астрология была неотъемлемой составной частью функционирования карма-канды ведического общества. О важной роли астрологии в ведическом обществе говорится в Ш.Б.1.12.12.к.; 1.12.29.к.; 1.19.10.к; 6.2.26.к.; 9.18.23.к.; 9.20.37.к. и 10.8.5., а также Ч.-ч. АЛ 13.89-90 и 17.104.
Эти отрывки показывают, что традиция вайшнавов тесно связана с астрономическими сиддхантами.
ДАТА НАЧАЛА КАЛИ-ЮГИ
Давайте представим себе: полночь 18 февраля 3102 г. до н.э. на меридиане Уджейн в Индии. Семь планет, включая Солнце и Луну, скрыты от нас, потому что все они выстроились в одну линию с другой стороны Земли. Прямо над головой во мраке ночи парит невидимая планета Раху.
Согласно джйотиша шастрам, такая расстановка планет на самом деле имела место в тот момент, который принимается за начало Кали-юги. Фактически, в «Сурья-сиддханте» время измеряется в днях от начала Кали-юги и принимается, что положения всех семи планет в их двух циклах в этот нулевой день выравниваются на звезду Зета в созвездии Рыб. Эта звезда, Ревати на санскрите, в джйотиша шастрах используется как нулевая точка для отсчета небесной долготы. А положение Раху в нулевой день принимается за 180°. Подобные предположения сделаны в других астрономических сиддхантах: в некоторых системах, таких, как система Арьябхаты, принимается, что Кали-юга началась на восходе Солнца, а не в полночь; в других принимается близкое выравнивание планет в это время, вместо их точного выравнивания.
В «Чайтанья-чаритамрите» Aдья ЛИЛА 3.9-10 дата этого дня Брахмы определена следующим образом: (1) Настоящий Ману, Вайвасвата[1], является седьмым, (2) 27 дивйа-юг уже прошли, и (3) мы находимся в Кали-юге 28-й дивья-юги. Эта информация содержится также в «Сурья-сиддханте», а её расчеты положений планет требуют знания ахарганы, т.е. точного числа прошедших дней Кали-юги. Индийский астроном Арьябхата писал, что ему было 23 года, когда миновало 3600 лет Кали-юги (БЙС, ч.2, с.55). Поскольку известно, что Арьябхата родился в 398 Шака или в 476 г. н.э., то это согласуется со стандартной ахарганой, используемой сегодня для вычислений по «Сурья-сиддханте». Например, 1 октября 1965 года соответствует 1 850 569 дню Кали-йуги. На основании этих данных можно вычислить, что Кали-йуга началась 18 февраля 3102 года до н.э. по григорианскому календарю. Поэтому вайшнавы считают, что игры Кришны с Пандавами в битве на Курукшетре произошли около 5.000 лет назад.
Нужно отметить, что многие датировки индийских исторических документов выражены в годах от начала Кали-юги. Часто эти даты значительно меньше, чем 3102, это потому, что они описывают события до нашей эры. Интересные примеры таких датировок приведены книге «Ади Шанкара»(AS) под редакцией С.Д. Кулкарни, в связи с датировками Шанкарачарйи. Ссылки на подобные датировки мы найдем также в книге «Эпоха войны Бхараты»(ЭВБ), серии документов времен «Махабхараты» под редакцией Г.Ц. Агарвала. Существование многих подобных датировок в различных частях Индии позволяет предположить, что эпоха Кали с датой начала 3102 г. до н.э. реальна и не выдумана постптолемеевскими средневековыми астрономами. В некоторых источниках за начало Кали-юги принимается 3101 г. до н.э. Одна из причин такого расхождения вызвана неопределенностью с нулевым годом: в некоторых случаях его вставляют между 1 г. н. э. и 1 г. до н. э..
В соответствии с самими джйотиша шастрами, содержащаяся в них астрономическая информация базируется на двух источниках: (1) посланиях полубогов и (2) наблюдениях людей.
Вообще, в древние времена — до начала Кали-юги — астрономическую информацию обычно получали от полубогов. В Кали-югу для корректировки астрономических систем стали широко использоваться наблюдения людей, и в результате, многие параметры в существующих трудах имеют позднее происхождение. Поскольку индийская астрономическая традиция всегда была очень консервативна и была, главным образом, ориентирована на удовлетворение ежедневных нужд, можно предположить, что в этих трудах использованы чрезвычайно древние методы.
В джйотиша шастрах мы не находим обширных описаний методов наблюдений, что эти труды были кратким руководством для вычислений, а не подробным учебником. Учебники никогда не писались, т.к. считалось, что знание следует раскрывать только доверенным ученикам. Это показано в следующем отрывке «Сурья-сиддханты»: «О Майа, эта наука — секрет даже для Богов, она не дается каждому, но только хорошо проверенным ученикам, которые весь год были внимательны»(СС, с.56). Подобно этому, после упоминания о ртутном двигателе, использующемся во вращающейся модели вселенной, мы встречаем такое утверждение: «Метод постройки вращающегося инструмента должен храниться в секрете, поскольку, если он распространится, то будет известен каждому» (СС, с.90). История неверного ученика Дроначарьи в «Махабхарате» показывает, что в ведической культуре традиционно сдерживали самостоятельное распространение знания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|