Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов, докладов





Актуальность и необходимость изучения курса

В соответствии с учебным планом курс «Клинические особенности развития детей с отклонениями в развитии» предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Дефектология». Изучение современной трактовки учения об умственной отсталости, этиопатогенетических закономерностей и классификации интеллектуальных нарушений; клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности; клиники, динамики и дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности, в том числе пограничных форм интеллектуальной недостаточности; особенностей речевых нарушений, соматических и психоневрологических расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью позволит получить полную картину об особенностях развития детей с нарушениями интеллекта.

Изучение курса является необходимой составляющей в освоении знаний по теории и практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Цели и задачи курса



Цельюкурса является формирование теоретических знаний о закономерностях и особенностях психического и физического развития детей с различными формами интеллектуальной недостаточностью, в том числе с пограничной интеллектуальной недостаточностью.

 

Задачами курса являются:

- научить будущих специалистов дефектологов распознавать проявления нервно-психических расстройств, связанных с интеллектуальной недостаточностью и подлежащих профилактике, лечению, коррекции;

- познакомить студентов с целым рядом нозологических форм умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности и методами профилактики, лечения и коррекции;

- интегрировать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в базисную информацию, полученную студентами при изучении других дисциплин медико-биологического цикла, а также сформировать основу для последующего усвоения дисциплин психолого-педагогического цикла.

 

Знания и умения

Студент должен:

быть знаком – с теоретическими вопросами клиники интеллектуальных нару-



шений, с основными закономерностями психофизического разви-

тия ребенка, с вопросами коррекционной поддержки детей с на-

рушениями интеллекта;

знать:- клинические проявления различных форм интеллектуальной не-

достаточности у детей; заболевания олигофрения, ДЦП, болезнь

Дауна, ЗПР.

уметь:- отграничивать сходные по проявлениям различные формы

интеллектуальной недостаточности при диагностике и обследо-

вании детей с нарушениями интеллекта.

 

Пререквизиты и постреквизиты

Пререквизиты: «Основы медицинских знаний», «Основы невропатологии», «Патология органов слуха, речи и зрения», «Основы генетики».

Постреквизиты: «Психология аномального ребенка», «Психопатология».

 

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают вопросы этиологии и патогенеза различных форм интеллектуальной недостаточности; клиники умственной отсталости; динамики и дифференциальной диагностики умственной отсталости; моногенные и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений; влияния экзогенных факторов на развивающийся плод; ЗПР причины возникновения и характеристика особенностей; принципы организации помощи детям с нарушениями интеллекта.

В курс входят самостоятельная работа студента в аудитории (СРСП) и вне аудитории (СРС).

СРСП будет осуществляться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.

СРС - это работа студента в библиотеках ВУЗа с целью подготовки к лекционным и занятиям на СРСП, а также к выполнению различного рода заданий предложенных студенту преподавателем.



Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для подготовки студента.

Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.

 

Содержание курса

6.1 Календарно-тематический план лекций.

 

Да та Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Колво часов. Методы ак-тивизации познавательной деятель. Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя Лекция № 1-1 Введение. Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты и проблемы. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях. Наглядный материал. Диспут. Анализ общепа-тологического подхода к проб-леме интеллек-туальных нару-шений.
2 неделя Лекция № 1-2 Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недос-таточности. Классификация умственной отсталости. Дидактический материал. Диспут. Рассмотреть наследственные и экзогенные факторы умственной отсталости.
3 неделя Лекция № 1-3 Общая психопато-логия умственной отсталости. Характеристика степеней умственной отсталости. Дидактический материал. Диспут. Анализ клиники дебильности, имбецильности, идиотии.
4-5 неделя Лекция № 2-4 Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости. Состояние декомпенсации. Цереброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства.Психоподобные состояния. Психозы при олигофрении. Наглядный материал. Диспут. Отграничение олигофрении от резидуально-органических деменций, от слабоумия при шизофрении и эпилепсии, от ЗПР.
6-7 неделя Лекция № 2-5 Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Видео. Дидактический материал. Синдром Дауна. Синдром Шере-шевского-Тер-нера. Синдром ХУУ.
8-9 неделя Лекция № 2-6 Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Видео. Дидактический материал. Врожденные дефекты обмена Фенилкетонурия. Гаргоилизм.
10-11 неделя Лекция № 2-7 Экзогенно обус-ловленные формы олигофрении. Пери- и постнатальные вредности Синдром врожденной краснухи. Врожденный сифилис. Дидактический материал. Инфекции, интоксикации, травмы, врожденный токсоплазмоз.
12-13неделя Лекция № 3-8 Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Задержка темпа психического развития. Дидактический материал. Диспут. Систематика (по Г.Е.Сухаре-вой, К.С.Лебе-динской, В.В.Ковалева)
14 неделя Лекция № 3-9 Дизонтогенетические и энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Наглядный материал. Состояние психического инфантилизма. Ранний детский аутизм. ДЦП.
15 неделя Лекция № 3-10 Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Принципы организации помощи. Наглядный материал. Диспут. Основные принципы ле-чения, социаль-ной адаптации и реабилитации. Медико- психо-логическое консультирование.
Итого:  

 

6.2. Календарно-тематический план семинарских занятий.

Да та Номер, название модуля и темы занятия Колво часов. Формы проведения занятия Формы контроля Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя Семинар 1-1 Исторические аспекты медико-психолого-педагогической коррекции детей с отклонениями в развитии. Устный опрос Блиц-опрос Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.
2 неделя Семинар 1-2 Общие вопросы этиологии и патогенеза интеллектуальных нарушений. Дискуссия Составление таблицы Классификация умственной отсталости.
3 неделя Семинар 1-3 Общая психопатология умственной отсталости. Доклады и рефераты по теме. Блиц-опрос Характеристика степеней умственной отсталости.
4-5 неделя Семинар 2-4 Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости. Сравнительный анализ Письменные ответы на вопросы. Цереброастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства.Психоподобные состояния. Психозы при олигофрении.
6-7 неделя Семинар 2-5 Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Сравнительный анализ Пись. ответы на впросы. Синдром Дауна. Синдром Шере-шевского-Тернера. Синдром ХУУ.
8-9 неделя Семинар 2-6 Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Устный опрос. Блиц-опрос Врожденные дефекты обмена
10-11неделя Семинар 2-7 Экзогенно обус-ловленные формы олигофрении. Дидактический материал.   Пери- и постнатальные вредности Синдром врожденной краснухи. Врожденный сифилис.
12-13 неделя Семинар 3-8 Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности. Диспут.   Задержка темпа психического развития.
14 неделя Семинар 3-9 Формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Наглядный материал.   Дизонтогенетические и энцефалопатические
15 неделя Семинар 3-10 Принципы организации помощи. Диспут   Медико- психологическое консультирование.
Итого:    
               

 

6.3 Перечень заданий студенту по СРС.

Темы занятий Задание на СРС Рекоменд. литература Форма контроля Сроки с № нед. Максим. балл Объем и условия оформления работы
Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты и проблемы. Анализ обще-патологического подхода к проблеме интеллектуальных нарушений. 1, 2, 3, 4 Устный опрос. 2,1 Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Этиология и патогенез различных форм ин-теллектуальной недос-таточности. Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости.   3, 4, 5, 7, 11.   Устный опрос.     2,1   Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Характеристика степеней умственной отсталости. Дебильность. Имбецильность. Идиотия. 3, 4, 5, 7, 11. Письменная работа 2,1   Ответить письменно.
Динамика и дифференциальная диагностика умственной отсталости. Психозы при олигофрении. Неврозоподобные расстрой-ства.Психоподобные сос-тояния.   1, 2, 3, 4, 9, 13, 14. Письменная работа.     2,1   Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Хромосомные расстрой-ства в осно-ве клиники интеллектуальных нарушений. Синдром Марфана. Синдром Трисомии Х. Синдром Па-тау. Синдром «Кошачьего крика».   1, 2, 3, 4, 7. Реферат.       2,1   Подготовить реферат, объем не бо-лее 3-4 стр., защитить реферат.
Моногенные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Синдром Лоу-ренса-Муна. Синдромы Крузона и Апера.Смешанные по этиологии формы олигофрении.   1, 2, 3, 4. Письменная работа.   2,1   Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Экзогенно обусловленные формы олигофрении Инфекции, интоксикации, травмы, врожденный токсоплазмоз. 1, 2, 3, 4. Письменная работа 2,1   Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Задержка темпа психического развития. ЗПР связанная с дефектами анализаторов и органов чувств 3, 8, 9, 10, 11, 12, 15. Анализ материалов. 2,1   Найти материал, подготовить сообщение.  
Формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Дизонтогенетические и энцефалопатические 3, 8, 9, 10, 11, 12, 15. Письменная работа 2,1   Подготовить письменно краткие ответы и ответить устно при сдаче.
Принципы организации помощи. Медико- пси-хологическое консультирование. 3, 4, 5, 7, 11. Анализ материалов 2,1   Найти материал, подготовить сообщение.  
Итого:    

 

Примечание. Самостоятельная работа студента является важной составной частью учебной работы студентов. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса клиники интеллектуальных нарушений.

На занятия вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить конкретные вопросы и критически подойти к решению тех проблем, решением которых мы занимаемся. Из занятия вы должны почерпнуть все то, что необходимо вам в дальнейшем обучении и будущей профессиональной деятельности. Кроме того, вам нужно взять на себя ответственность за свое собственное обучение так, чтобы на протяжении всего курса мы работали во взаимодействии и с пониманием.

Важное значение имеет конспектирование материала и выделение наиболее важных мыслей, идей, тезисов, цифр и фактов.

Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.

Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко, аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.

Ведение глоссария студентом в процессе самостоятельной работы оказывает помощь студенту в овладении основами коррекционной педагогики и психологии, ее научно-категориальным аппаратом, т.е. базисной терминологией, что будет способствовать получению высоких баллов при написании тестов, решении задач, сдачи письменных работ и коллоквиумов.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий, как дискуссии, игры, тренинги, решение задач, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

 

Литература

Основная литература.

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995г.

2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Детская психиатрия. – М., 1995г.

3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003г.

4. Под ред. Морозова Г.В. Руководство по психиатрии. В 2-х томах. – М., 1988г.

Дополнительная литература.

5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные

учреждения. – М. , 1988г.

6. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – С.Петербург, 2001г.

7. Исаева И.И. О наследственности. Хромосомы и хромосомные болезни человека. – М., 1969 г.

8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981г.

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1982г.

10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. – М., 2000г.

11. Под ред. Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. – М., 1971г.

12. Адилова М.Ш. Развитие психомоторики детей с ЗПР. – Алматы, 1999г.

13. Власова Т.А., Певзнер М.Е. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973г.

14. Блейхер В.М., Крук И.В., БоковС.Н. Клиническая патопсихология. – М.В., 2002г.

15. Журнал. Специальная психология. № 2.(4), - 2005г.

16. Журнал. Практическая психология и логопедия. № 2.(13), 2005г.

17. Журнал. Специальная психология. № 1.(3), - 2005г.

18. Журнал. Практическая психология и логопедия. № 1.(12), 2005г.

 

Примерная тематика рефератов, докладов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.