Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Получение катионных комплексных соединений





Опыт2.1. Получение аммиачного комплексного соединения никеля

Выполнение опыта. Получить осадок гидроксида никеля (II), внеся в про­бирку 3-4 капли раствора сульфата никеля (II) и такой же объем раствора гидроксида натрия. Полоской фильтровальной бумаги удалить жидкую фазу.

К осадку добавить 5-6 капель 25%-ного раствора аммиака до растворения гидроксида никеля (II).

Сравнить окраску ионов Ni2+ в растворе сульфата никеля с окраской полу­ченного раствора. Присутствием каких ионов обусловлена окраска раствора?

Запись данных опыта. Написать уравнения реакций образования гидроксида никеля (II), взаимодействия гидроксида никеля с аммиаком и уравнение электролитической диссоциации образовавшегося комплексного основания (координаци­онное число никеля принять равным шести). Какое основание является более сильным, дигидроксид никеля или соответствующее комплексное соединение? Почему?

Опыт2.1. Получение аммиачного комплексного основания кадмия

Выполнение опыта. Получить в пробирке осадок гидроксида кадмия, до­бавляя к раствору его соли равный объем раствора гидроксида натрия.

На полученный гидроксид подействовать 25%-ным раствором аммиака до полного растворения осадка.



Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: образовавшегося гидроксида тетраамминкадмия и его электролитической диссоциации. Какое основание явля­ется более сильным электролитом: гидроксид кадмия или его комплексное основа­ние? Ответ обосновать.

 

III. Комплексные соединения в реакциях обмена

Опыт3. 1. Взаимодействие гексацианоферрата (II) калия с солью меди (II)

Выполнение опыта. В пробирку с 4-5 каплями раствора соли меди (II) до­бавить такой же объем раствора комплексной соли K4[Fe(CN)6]. Отметить цвет выпавшего осадка гексацианоферрата (II)меди (II).

Запись данных опыта. Написать уравнение реакции в молекулярном и моле-кулярно-ионном виде. Для обнаружения каких ионов можно использовать эту реакцию?

Опыт 3.2. Реакция обмена тетрароданомеркурата аммония

с солью кобальта

Приготовьте раствортетрароданомеркурата аммония (NH4)2[Hg(SCN)4], для чего в пробирку с 3 каплями раствора нитрата ртути (II) добавляйте насыщенный раствор роданида аммония до полного растворения выпадающего вначале осадка роданида ртути. К полученному комплексному соединению прибавьте 4-5 капель раствора нитрата кобальта и встряхните пробирку для ускорения образования осадка тетрароданомеркурата кобальта. Отметьте цвет осадка и запишите уравнение реакций взаимодействия роданида ртути с избытком роданида аммония ( в образующемся комплексном соединении координационное число ртути равно 4) и образования тетрароданомеркурата кобальта (в молекулярном и ионном виде).



 

IV. Комплексные соединения в окислительно-восстановительных

Реакциях

Опыт 4.1. Восстановление серебра из его комплексного соединения

Выполнение опыта. Добавить в пробирку к 5-6 каплям раствора нитрата серебра раствор хлорида натрия. Полученный осадок растворить в 25% рас­творе аммиака. Опустить в раствор кусочек гранулированного цинка. Что наблюдается?

Запись данных опыта. Написать уравнения: получения осадка хлорида се­реб­ра, его растворения в аммиаке с образованием комплексного соединения серебра и взаимодействия полученного соединения с цинком. Какой ион является окислите­лем в последней реакции? Написать уравнение электролитической диссоциации комплексного иона и ионно-молекулярное уравнение окислительно-восстанови­тельной реакции.

Опыт 4.2. Окисление гексацианоферрата (II) калия

Выполнение опыта. Поместить в пробирку 4-5 капель раствора перманганата калия, подкислить 2н. серной кислотой и добавить по каплям раствор гексацианоферрата (II) калия до обесцвечивания раствора.

Запись данных опыта. Написать уравнение реакции, учитывая, что комплекс железа (III) образуется с тем же координационным числом, а перманганат калия в сернокислой среде восстанавливается до сульфата марганца (II).



 

V. Химическое равновесие в растворах,

Содержащих комплексные соединения

Опыт 5.1. Разрушение комплексных соединений при разбавлении растворов

Выполнение опыта. Внести в пробирку 2 капли раствора нитрата серебра и добавить 0,1 н раствор йодида калия по каплям, встряхивая пробирку после каж­дого добавления.

Почему растворяется выпавший вначале осадок йодида серебра? К получив­шемуся раствору добавить 4-5 капель воды. Что наблюдается?

Запись данных опыта. Описать наблюдаемые процессы. Написать уравнения реакций образования йодида серебра, его перехода в комплексное соединение, диссоциации комплексного иона, выражение константы нестойкости. Какое влияние оказывает разбавление раствора на диссоциацию комплексного иона?

Опыт 5.2. Разрушение комплексных соединений при осаждении комплексообразователя

Выполнение опыта. В две пробирки с раствором сульфата меди добавить: в одну- раствор оксалата аммония, в другую- сульфида аммония (или калия). Написать уравнение реакции и отметить цвета выпавших осадков.

В других пробирках получить комплексное соединение меди, добавить к 4-5 каплям I н. раствора CuSO4 раствор аммиака до растворения выпавшего в начале осадка основной соли меди. Отметить цвет полученного комплексного соедине­ния. Написать уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с аммиаком, учитывая, что координационное число меди равно четырем.

Испытать действие растворов оксалата аммония и сульфида аммония на по­лученный раствор комплексной соли меди. От действия какого реактива выпадет осадок? На присутствие каких ионов в растворе комплексной соли указывает появление этого осадка?

Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на постав­ленные по ходу работы вопросы. Написать уравнения проделанных реакций, уравнение электролитической диссоциации комплексной соли меди и ее ком­плексного иона. В каком направлении смещается равновесие диссоциации ком­плексного иона при действии (NH4)2S и почему? Что происходит при этом с комплексным соединением? Сравнить произведения растворимости соответст­вующих солей меди и объяснить, почему одна из них выпадает в осадок из комплексного соединения?

Опыт 5.3. Разрушение комплексного соединения при образовании более прочного комплексного иона

Выполнение опыта. Получите в пробирке хлорид серебра и растворите его я 25%-ном растворе аммиака. К раствору комплексной соли добавьте 2н. раствор азотной кислоты до выпадения белого осадка хлорида серебра.

Запись данных опыта. Напишите уравнение получения комплексного соеди­нения серебра (координационное число иона серебра равно 2), его электролитической диссоциации и диссоциации комплексного иона

Напишите молекулярное и ионно-молекуляриое уравнение реакции взаимо­действия молекул аммиака с азотной кислотой.

Как влияет образование более прочного комплексного иона NH4+ на равно­весие диссоциации комплексного иона серебра? Почему при этом снова выпадает в осадок хлорид серебра?

Опыт 5.4. Диссоциация двойных солей

Выполнение опыта. Внести в пробирку 3 капли сульфата хрома (III) и до­бавьте 2 капли 2 н. раствора щелочи. Выпадающий осадок гидроксида хрома (Ш) амфотерен и растворится, если добавить еще несколько капель щелочи.

Сделайте такой же опыт с раствором сульфата калия-хрома (Ш) - хромо-калиевых квасцов K[Cr(SO4)2] . 12H2O, представляющих собой двойную соль - K2SO4 . Cr2(SO4)3 . 12H2O

Выпадает ли в этом случае осадок? Растворяется ли он в избытке щелочи?

Проверьте в новых порциях сульфата хрома и раствора квасцов наличие ионов SO42-, добавляя раствор хлорида бария.

Запись данных опыта. Учитывая результаты опыта, напишите уравнение диссоциации хромо-калиевых квасцов в растворе. Из каких двух солей можно получить эти квасцы? Какие ионы образуются при диссоциации простых солей?

Сформулируйте общность и различие между двойными солями и комплекс­ными соединениями.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.