II. Получение катионных комплексных соединений
Опыт2.1. Получение аммиачного комплексного соединения никеля
Выполнение опыта. Получить осадок гидроксида никеля (II), внеся в пробирку 3-4 капли раствора сульфата никеля (II) и такой же объем раствора гидроксида натрия. Полоской фильтровальной бумаги удалить жидкую фазу.
К осадку добавить 5-6 капель 25%-ного раствора аммиака до растворения гидроксида никеля (II).
Сравнить окраску ионов Ni2+ в растворе сульфата никеля с окраской полученного раствора. Присутствием каких ионов обусловлена окраска раствора?
Запись данных опыта. Написать уравнения реакций образования гидроксида никеля (II), взаимодействия гидроксида никеля с аммиаком и уравнение электролитической диссоциации образовавшегося комплексного основания (координационное число никеля принять равным шести). Какое основание является более сильным, дигидроксид никеля или соответствующее комплексное соединение? Почему?
Опыт2.1. Получение аммиачного комплексного основания кадмия
Выполнение опыта. Получить в пробирке осадок гидроксида кадмия, добавляя к раствору его соли равный объем раствора гидроксида натрия.
На полученный гидроксид подействовать 25%-ным раствором аммиака до полного растворения осадка.
Запись данных опыта. Написать уравнения реакций: образовавшегося гидроксида тетраамминкадмия и его электролитической диссоциации. Какое основание является более сильным электролитом: гидроксид кадмия или его комплексное основание? Ответ обосновать.
III. Комплексные соединения в реакциях обмена
Опыт3. 1. Взаимодействие гексацианоферрата (II) калия с солью меди (II)
Выполнение опыта. В пробирку с 4-5 каплями раствора соли меди (II) добавить такой же объем раствора комплексной соли K4[Fe(CN)6]. Отметить цвет выпавшего осадка гексацианоферрата (II)меди (II).
Запись данных опыта. Написать уравнение реакции в молекулярном и моле-кулярно-ионном виде. Для обнаружения каких ионов можно использовать эту реакцию?
Опыт 3.2. Реакция обмена тетрароданомеркурата аммония
с солью кобальта
Приготовьте раствортетрароданомеркурата аммония (NH4)2[Hg(SCN)4], для чего в пробирку с 3 каплями раствора нитрата ртути (II) добавляйте насыщенный раствор роданида аммония до полного растворения выпадающего вначале осадка роданида ртути. К полученному комплексному соединению прибавьте 4-5 капель раствора нитрата кобальта и встряхните пробирку для ускорения образования осадка тетрароданомеркурата кобальта. Отметьте цвет осадка и запишите уравнение реакций взаимодействия роданида ртути с избытком роданида аммония ( в образующемся комплексном соединении координационное число ртути равно 4) и образования тетрароданомеркурата кобальта (в молекулярном и ионном виде).
IV. Комплексные соединения в окислительно-восстановительных
Реакциях
Опыт 4.1. Восстановление серебра из его комплексного соединения
Выполнение опыта. Добавить в пробирку к 5-6 каплям раствора нитрата серебра раствор хлорида натрия. Полученный осадок растворить в 25% растворе аммиака. Опустить в раствор кусочек гранулированного цинка. Что наблюдается?
Запись данных опыта. Написать уравнения: получения осадка хлорида серебра, его растворения в аммиаке с образованием комплексного соединения серебра и взаимодействия полученного соединения с цинком. Какой ион является окислителем в последней реакции? Написать уравнение электролитической диссоциации комплексного иона и ионно-молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Опыт 4.2. Окисление гексацианоферрата (II) калия
Выполнение опыта. Поместить в пробирку 4-5 капель раствора перманганата калия, подкислить 2н. серной кислотой и добавить по каплям раствор гексацианоферрата (II) калия до обесцвечивания раствора.
Запись данных опыта. Написать уравнение реакции, учитывая, что комплекс железа (III) образуется с тем же координационным числом, а перманганат калия в сернокислой среде восстанавливается до сульфата марганца (II).
V. Химическое равновесие в растворах,
Содержащих комплексные соединения
Опыт 5.1. Разрушение комплексных соединений при разбавлении растворов
Выполнение опыта. Внести в пробирку 2 капли раствора нитрата серебра и добавить 0,1 н раствор йодида калия по каплям, встряхивая пробирку после каждого добавления.
Почему растворяется выпавший вначале осадок йодида серебра? К получившемуся раствору добавить 4-5 капель воды. Что наблюдается?
Запись данных опыта. Описать наблюдаемые процессы. Написать уравнения реакций образования йодида серебра, его перехода в комплексное соединение, диссоциации комплексного иона, выражение константы нестойкости. Какое влияние оказывает разбавление раствора на диссоциацию комплексного иона?
Опыт 5.2. Разрушение комплексных соединений при осаждении комплексообразователя
Выполнение опыта. В две пробирки с раствором сульфата меди добавить: в одну- раствор оксалата аммония, в другую- сульфида аммония (или калия). Написать уравнение реакции и отметить цвета выпавших осадков.
В других пробирках получить комплексное соединение меди, добавить к 4-5 каплям I н. раствора CuSO4 раствор аммиака до растворения выпавшего в начале осадка основной соли меди. Отметить цвет полученного комплексного соединения. Написать уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с аммиаком, учитывая, что координационное число меди равно четырем.
Испытать действие растворов оксалата аммония и сульфида аммония на полученный раствор комплексной соли меди. От действия какого реактива выпадет осадок? На присутствие каких ионов в растворе комплексной соли указывает появление этого осадка?
Запись данных опыта. Описать наблюдаемые явления. Ответить на поставленные по ходу работы вопросы. Написать уравнения проделанных реакций, уравнение электролитической диссоциации комплексной соли меди и ее комплексного иона. В каком направлении смещается равновесие диссоциации комплексного иона при действии (NH4)2S и почему? Что происходит при этом с комплексным соединением? Сравнить произведения растворимости соответствующих солей меди и объяснить, почему одна из них выпадает в осадок из комплексного соединения?
Опыт 5.3. Разрушение комплексного соединения при образовании более прочного комплексного иона
Выполнение опыта. Получите в пробирке хлорид серебра и растворите его я 25%-ном растворе аммиака. К раствору комплексной соли добавьте 2н. раствор азотной кислоты до выпадения белого осадка хлорида серебра.
Запись данных опыта. Напишите уравнение получения комплексного соединения серебра (координационное число иона серебра равно 2), его электролитической диссоциации и диссоциации комплексного иона
Напишите молекулярное и ионно-молекуляриое уравнение реакции взаимодействия молекул аммиака с азотной кислотой.
Как влияет образование более прочного комплексного иона NH4+ на равновесие диссоциации комплексного иона серебра? Почему при этом снова выпадает в осадок хлорид серебра?
Опыт 5.4. Диссоциация двойных солей
Выполнение опыта. Внести в пробирку 3 капли сульфата хрома (III) и добавьте 2 капли 2 н. раствора щелочи. Выпадающий осадок гидроксида хрома (Ш) амфотерен и растворится, если добавить еще несколько капель щелочи.
Сделайте такой же опыт с раствором сульфата калия-хрома (Ш) - хромо-калиевых квасцов K[Cr(SO4)2] . 12H2O, представляющих собой двойную соль - K2SO4 . Cr2(SO4)3 . 12H2O
Выпадает ли в этом случае осадок? Растворяется ли он в избытке щелочи?
Проверьте в новых порциях сульфата хрома и раствора квасцов наличие ионов SO42-, добавляя раствор хлорида бария.
Запись данных опыта. Учитывая результаты опыта, напишите уравнение диссоциации хромо-калиевых квасцов в растворе. Из каких двух солей можно получить эти квасцы? Какие ионы образуются при диссоциации простых солей?
Сформулируйте общность и различие между двойными солями и комплексными соединениями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|