|
Понятие системы управления базами данных
Гомель 2010
УДК 004.4(075.8)
ББК 32.973-018.2я73
Д 696
Рецензент:
Г.А.Шелеляева, ст.преподаватель
кафедра коммерческой деятельности и информационных технологий в экономике учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Дорошев, Д. В.
Д 696 Компьютерные информационные технологии: задания к контрольной работе для студентов заочного факультета экономических специальностей / Д. В. Дорошев, О. Е. Корнеенко; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 48с.
Задания к контрольной работе по дисциплине «Компьютерные информационные технологии» состоят из двух частей: первая часть – теоретическая, предлагающая на основе изучения учебной и научной литературы раскрытие двух теоретических вопросов; вторая часть – практическая, предполагающая создание базы данных средствами системы управления базами данных MS Access.
Адресованы студентам заочного факультета экономических специальностей.
УДК 004.4(075.8)
ББК 32.973-018.2я73
© Дорошев Д.В., Корнеенко О.Е., 2010
© УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2010
Содержание
Введение. 4
1 Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы.. 5
2 Варианты контрольной работы.. 5
3 Теоретические вопросы.. 6
4 Практическое задание «Разработка приложения в MS Access». 7
5 Порядок выполнения практического задания. 16
Литература. 39
Приложения. 40
Введение
Вопросы использования вычислительной техники в настоящее время приобретают все большее значение. Это связано как с возрастанием сложности расчетов в инженерной и научной деятельности, так и с необходимостью дальнейшей интенсификации труда. Нельзя не отметить быстрый рост парка компьютеров, их производительности, совершенствование операционных систем и различных прикладных программных комплексов.
С развитием современных информационных технологий получила развитие концепция интеграции данных – их централизованного хранения и использования потребителями. Большое распространение в настоящее время получили системы управления базами данных, позволяющие непрофессиональному пользователю применять компьютер для решения задач ввода, накопления, хранения, преобразования, обработки и передачи информации. Объемы информации с каждым годом увеличиваются, усложняется ее структура. Применение современных информационных технологий, как правило, обеспечивает сокращение трудозатрат при выполнении типовых операций над данными.
Современный экономист должен владеть знаниями в области информатики и практическими навыками создания и использования информационных технологий, уметь оценивать информационные потребности, определяющие эффективность принятия управленческих решений.
Цель изучения дисциплины состоит в получении студентами прочных теоретических и твердых практических навыков по использованию систем управления базами данных персональных компьютеров для эффективной организации выполнения задач сбора, хранения и обработки экономической информации.
Основной задачей дисциплины является изучение возможностей СУБД персональных компьютеров по обработке данных. В результате изучения дисциплины студент должен:
– уметь проектировать базы данных на основании предложенной предметной области;
– знать назначение и основные функции СУБД, основные возможности СУБД по вводу, хранению и обработке данных;
– уметь использовать средства СУБД для решения различных экономических задач.
Контрольная работа является неотъемлемой составной частью учебного процесса. Настоящее практическое руководство призвано оказать студентам-заочникам необходимую помощь в ее написании по данной дисциплине.
Структурно практическое руководство содержит общие требования к контрольной работе, список теоретических вопросов, практические задания в соответствии с вариантами и порядок их выполнения, рассмотренный на конкретном примере.
1 Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Контрольная работа выполняется студентом после изучения всех тем дисциплины. Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одного практического задания, выполняется по одному из предложенных вариантов. Номера вопросов и варианты задания определяются по двум последним цифрам зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не рецензируется и не допускается к защите.
Контрольная работа включает следующие структурные элементы:
1 Титульный лист. Пример титульного листа приведен в приложении А.
2 Содержание, в котором перечисляются все разделы работы.
3 Введение с указанием номера варианта контрольной работы, точных формулировок теоретических вопросов и условия практического задания.
4 Ответы на два теоретических вопроса. Ответ на каждый вопрос должен составлять по объему 3 – 4 машинописные страницы. Контрольная работа оформляется на листах формата А4 шрифтом Times New Roman, 14, межстрочный интервал – одинарный, красная строка – 1,25см. Поля на странице: верхнее – 2,5см, нижнее – 2см, левое – 3см, правое – 1,5см.
5 Результат и описание выполнения практического задания в системе управления базами данных MS Access.
6 Список литературы.
Варианты контрольной работы
Варианты контрольной работы приведены в таблице 1. Вариант определяется на основании последних двух цифр номера зачетной книжки студента. Предпоследняя цифра показывает номер строки таблицы, последняя – номер столбца таблицы. Например, номер зачетной книжки ЭУ-0927, следовательно вариант контрольной работы – 27 («в.13, 29, п.з. 12» – вопросы 13 и 29, практическое задание 12).
Таблица 1 – Варианты контрольной работы
| Последняя цифра зачетной книжки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпоследняя цифра зачетной книжки
|
| в.1, 16 п.з.12
| в.2, 17 п.з.1
| в.3, 18 п.з.2
| в.4, 19 п.з.3
| в.5, 20 п.з.4
| в.6, 21, п.з.5
| в.7, 22, п.з.6
| в.8, 23, п.з.7
| в.9, 24, п.з.8
| в.10, 25 п.з.9
|
| в.11, 26, п.з.10
| в.12, 27, п.з.11
| в.13, 28, п.з.12
| в.14, 29, п.з.13
| в.15, 30, п.з.14
| в.1, 17, п.з.15
| в.2, 18, п.з.1
| в.3 19, п.з.2
| в.4, 20, п.з.3
| в.5 21, п.з.4
|
| в.6, 22, п.з.5
| в.7 23, п.з.6
| в.8, 24, п.з.7
| в.9, 25, п.з.8
| в.10, 26, п.з.9
| в.11, 27, п.з.10
| в.12, 28, п.з.11
| в.13, 29, п.з.12
| в.14, 30, п.з.13
| в.15, 16, п.з.14
|
| в.1, 18, п.з.15
| в.2, 19, п.з.1
| в.3, 20, п.з.2
| в.4, 21, п.з.3
| в.5, 22, п.з.4
| в.6, 23, п.з.5
| в.7, 24, п.з.6
| в.8, 25, п.з.7
| в.9, 26, п.з.8
| в.10, 27, п.з.9
|
| в.11, 28, п.з.10
| в.12, 29, п.з.11
| в.13, 30, п.з.12
| в.14, 16, п.з.13
| в.15, 17, п.з.14
| в.1, 19, п.з.15
| в.2, 20, п.з.1
| в.3, 21, п.з.2
| в.4, 22, п.з.3
| в.5, 23, п.з.4
|
| в.6, 24, п.з.5
| в.7, 25, п.з.6
| В.8, 26, п.з.7
| в.9, 27, п.з.8
| в.10, 28, п.з.9
| в.11, 29, п.з.10
| в.12, 30, п.з.11
| в.13, 16, п.з.12
| в.14, 17, п.з.13
| в.15, 18, п.з.14
|
| в.1, 20, п.з.15
| в.2, 21, п.з.1
| в.3, 22, п.з.2
| в.4, 23, п.з.3
| в.5, 24, п.з.4
| в.6, 25, п.з.5
| в.7, 26, п.з.6
| в.8, 27, п.з.7
| в.9, 28, п.з.8
| в.10, 29, п.з.9
|
| в.11, 30, п.з.10
| в.12, 16, п.з.11
| в.13, 17, п.з.12
| В.14, 18, п.з.13
| в.15, 19, п.з.14
| в.1, 21, п.з.15
| в.2, 22, п.з.1
| в.3, 23, п.з.2
| в.4, 24, п.з.3
| в.5, 25, п.з.4
|
| в.6, 26, п.з.5
| в.7, 27, п.з.6
| в.8, 28, п.з.7
| в.9, 29, п.з.8
| в.10, 30, п.з.9
| в.11, 16, п.з.10
| в.12, 17, п.з.11
| в.13, 18, п.з.12
| в.14, 19, п.з.13
| в.15, 20, п.з.14
|
| в.1, 22, п.з.15
| в.2, 23, п.з.1
| в.3, 24, п.з.2
| в.4, 25, п.з.3
| в.5, 26, п.з.4
| в.6, 27, п.з.5
| в.7, 28, п.з.6
| в.8, 29, п.з.7
| в.9, 30, п.з.8
| в.10, 16, п.з.9
| | | | | | | | | | | | | |
3 Теоретические вопросы
1 Запросы к базам данных: SQL, QBE, UDF, транзакции.
2 Иерархическая и сетевая модели данных, семантические сети.
3 Назначение, основные функции и структура систем управления базами данных.
4 Этапы и перспективы развития систем управления базами данных.
5 Нормализация отношений в процессе проектирования баз данных.
6 Понятие баз знаний, назначение и возможности использования.
7 Реляционная модель данных.
8 Уровни представления данных: концептуальный, внешний и внутренний.
9 Характеристика «настольных» систем управления базами данных.
10 Базы данных: понятие, назначение и возможности использования.
11 Характеристика серверных систем управления базами данных.
12 Понятие моделей данных, основные различия современных моделей.
13 Основные этапы проектирования баз данных.
14 Понятие информационной системы и информационного обеспечения.
15 Администрирование баз данных
16 Общая характеристика и архитектура системы управления базами данных MS Access.
17 Создание файла базы данных в MS Access, конструкторы и мастера.
18 Создание таблиц в системе управления базами данных MS Access: определение основных свойств полей таблицы.
19 Формирование полей со списком в таблице, простых и составных индексов в системе управления базами данных MS Access.
20 Виды и использование запросов в MS Access.
21 Технология создания запросов в MS Access.
22 Активные запросы в MS Access: запросы удаления, обновления, добавления, создания таблицы.
23 Применение форм для обработки данных в системе управления базами данных MS Access, виды форм: простые, ленточные, подчиненные, всплывающие, монопольные.
24 Элементы управления в формах, определение свойств элементов управления в формах.
25 Использование отчетов для обработки и отображения информации в системе управления базами данных MS Access, виды отчетов, печать отчетов.
26 Структура отчетов: заголовки, области данных, примечания и группировка в отчете.
27 Макросы в MS Access: создание макроса, окно макроса, сохранение и проверка работы макроса.
28 Модули в MS Access: создание, сохранение и выполнение модуля.
29 Технология работы с таблицей в MS Access.
30 Назначение и создание схемы данных в MS Access, свойства связей между таблицами, параметры объединения.
4 Практическое задание «Разработка приложения в MS Access»
Используя возможности системы управления базами данных MS Access необходимо выполнить следующее задание:
1 Создать таблицы в соответствии с индивидуальным заданием (варианты заданий находятся в таблице 2), в таблицах определить первичные ключи, при помощи средств подстановки создать внешние ключи, сформировать схему данных, заполнить таблицы данными (минимальное количество записей указано в скобках после названий таблиц). Распечатать содержимое таблиц и схему данных.
2 Сформировать запросы в соответствии с вариантом задания. Распечатать структуру и результат выполнения запросов.
3 Для одной из таблиц создать и распечатать ленточную форму.
4 Создать и распечатать составную многотабличную форму для просмотра и ввода информации в таблицы, соединенные между собой отношением «один ко многим». Форма должна включать основную и подчиненную формы. В заголовок формы следует внести фамилию разработчика базы данных, номер группы, номер зачетной книжки и номер варианта, в примечание формы поместить кнопки вызова запросов.
5 Создать и распечатать отчеты. Отчеты должны содержать группировку по повторяющимся данным. В конце каждой группы и в конце отчета должны располагаться итоговые строки для числовых полей. Поля, по которым требуется выполнить группировку, в составе полей отчета вынесены в отдельные строки и выделены курсивом.
6 При помощи диспетчера кнопочных форм создать главную кнопочную форму приложения, состоящую как минимум из трех страниц: главной страницы с кнопками перехода на другие страницы и кнопкой завершения работы; страницы работы с данными с кнопками открытия ранее созданных форм и кнопкой возврата на главную страницу; страницы печати данных с кнопками вызова отчетов и кнопкой возврата на главную страницу.
Таблица 2 – Варианты для индивидуального практического задания
Объ-екты
| Названия
| Состав полей
| Вариант 1
| Таблицы
| Подразделения (3)
| Код отдела; наименование отдела
| Сотрудники (10)
| Табельный номер; ФИО; код отдела; постоянная надбавка; постоянные удержания, категория сотрудника
| Виды работ (5)
| Код работы; наименование работы; расценка
| Выполнено (15)
| Табельный номер; код работы; дата; объем выполненной работы
| Запросы
| Список сотрудников
| Наименование отдела; ФИО, категория
| Количество сотрудников по отделам
| Наименование отдела; общее количество сотрудников, количество сотрудников каждой категории
| Объем выполненных работ
| Наименование работы; расценка, объем выполненной работы
| Размер оплаты
| Наименование отдела; ФИО; оплата (расценка * объем работы + надбавка – удержания)
| Отдел с наибольшей средней оплатой
| Наименование отдела; оплата
| Отчеты
| Ведомость начислений за выполненные работы
| Наименование отдела
Табельный номер, ФИО, надбавка, удержания
Наименование работы, объем работы, расценка, оплата
| Стоимость выполненных работ по отделам
| Наименование отдела
Наименование работы, расценка, дата, объем работы, стоимость
|
Вариант 2
| Таблицы
| Изделия (6)
| Код изделия; наименование изделия; единицы измерения; цена изделия
| Материалы (4)
| Код материала; наименование материала; единицы измерения; цена материала
| Применяемость (12)
| Код изделия; код материала; норма расхода материала на единицу изделия
| Произведено (15)
| Код изделия; дата; объем выпуска изделий
| Запросы
| Объем выпуска изделий
| Наименование изделия; объем выпуска; стоимость (цена изделия * объем выпуска изделий)
| Количество израсходованных материалов
| Наименование материала; количество израсходованного материала; стоимость материала (цена материала *количество)
| Количество видов материалов на производство изделия
| Наименование изделия, количество видов материалов, стоимость материалов
| Изделие с наименьшими материальными затратами
| Наименование изделия; материальные затраты
| Отчеты
| Материальные затраты на производство изделий
| Наименование материала, ед. измерения, цена материала
Наименование изделия, объем выпуска, норма расхода материала, израсходовано материала, стоимость материала
| Анализ затрат на производство изделий
| Наименование изделия, цена, объем выпуска, стоимость выпуска, материальные затраты, доход (стоимость - затраты)
| Вариант 3
| Таблицы
| Города (3)
| Код города; город
| Клиенты (6)
| Код клиента; наименование клиента; код города
| Товары (8)
| Код товара; наименование товара; единицы измерения; цена товара
| Покупка товаров (15)
| Код клиента; код товара; дата; количество приобретенного товара
| Запросы
| Количество клиентов в каждом городе
| Город, количество клиентов
| Объем покупки товаров
| Наименование товара, цена, стоимость купленного товара
| Объем товарооборота по периодам
| Год, месяц, стоимость товаров
| Объем покупок по каждому клиенту
| Наименование клиента, количество наименований приобретенного товара, стоимость товара
| Наиболее популярный товар
| Наименование товара; количество купленного товара
| Отчеты
| Анализ торговых операций
| Город
Наименование клиента
Наименование товара, цена, количество товара, стоимость товара
| Анализ товарооборота
| Наименование клиента, стоимость купленного товара, доля в общем товарообороте
|
Вариант 4
| Таблицы
| Вид лицензии (4)
| Код вида лицензии; наименование лицензии; сумма оплаты за выдачу
| Организации (9)
| Код организации; наименование организации; адрес; форма собственности
| Лицензии (20)
| № лицензии; код вида лицензии; код организации; дата выдачи; срок действия (количество лет)
| Запросы
| Количество выданных лицензий по видам
| Вид лицензии, количество выданных лицензий
| Лицензии, заканчивающиеся через 3 года
| Наименование организации, наименование лицензии, № лицензии, дата окончания срока действия
| Распределение лицензий
| Форма собственности, количество выданных лицензий
| Поступление денежных средств
| Наименование организации, количество лицензий, оплаченная сумма
| Период, за который выдано наибольшее количество лицензий
| Год, месяц; количество выданных лицензий
| Отчеты
| Список выданных лицензий
| Вид лицензии
Наименование организации, адрес
№ лицензии, дата выдачи, дата окончания срока действия, сумма оплаты
| Анализ выдачи лицензий
| Форма собственности
Вид лицензии, количество выданных лицензий, сумма оплаты, минимальная дата окончания срока действия
| Вариант 5
| Таблицы
| Подрядчики (5)
| Код организации, наименование организации, адрес организации, код банка
| Банки (4)
| Код банка, наименование банка, адрес банка
| Выполненные работы (14)
| Код организации, № акта, дата акта, стоимость работ
| Оплата работ (11)
| № платежного поручения, код организации, № акта, дата оплаты, сумма оплаты
| Запросы
| Расчет за выполненные работы
| Наименование организации, стоимость работ, сумма оплаты, долг
| Список неоплаченных актов
| Наименование организации, № акта, стоимость работ
| Объем перечислений
| Наименование банка, адрес банка, сумма перечислений
| Анализ перечислений
| Месяц, год, сумма перечислений
| Организация с наибольшим долгом
| Наименование организации; долг
| Отчеты
| Отчет по перечислениям
| Наименование организации, адрес организации
№ акта, дата акта, стоимость работ, дата оплаты, сумма оплаты
| Анализ выполненных работ
| Месяц и год акта
№ акта, наименование организации, стоимость работ, дата оплаты, сумма оплаты
|
Вариант 6
| Таблицы
| Изделия (6)
| Код изделия; наименование изделия; цена изделия; план производства
| Профессии (7)
| Код профессии; наименование профессии
| Работники (10)
| Табельный номер; ФИО; разряд; код профессии; часовая тарифная ставка
| Норма времени (12)
| Код профессии; код изделия; норма времени
| Запросы
| Количество профессий, участвующих в производстве изделия
| Наименование изделия, количество профессий
| Плановый фонд зарплаты
| ФИО, часовая тарифная ставка, затраты времени (норма времени * план производства), оплата
| Затраты времени на производство изделий
| Наименование изделия, план производства, затраты времени
| Изделие, с наименьшими затратами по оплате
| Наименование изделия; затраты по оплате
| Отчеты
| Плановый фонд оплаты труда
| ФИО, профессия, разряд, часовая тарифная ставка
Наименование изделия, план производства, норма времени, оплата
| Денежные затраты
| Наименование изделия, план производства, цена изделия, стоимость, затраты по оплате, доход (стоимость - затраты)
| Вариант 7
| Таблицы
| Предметы (5)
| Код предмета; наименование предмета; объем в часах
| Студенты (8)
| № зачетной книжки; № группы; ФИО
| Занятия (9)
| № занятия; код предмета; № группы; дата; количество часов
| Пропуски (20)
| № занятия; № зачетной книжки
| Запросы
| Количество пропусков
| ФИО, количество пропущенных часов
| Количество проведенных часов
| Наименование предмета, объем в часах, фактическое выполнение
| Количество студентов в группах
| № группы, количество студентов
| Количество пропусков в группах
| № группы, количество пропущенных часов
| Предмет с наименьшим процентом выполнения учебной нагрузки
| Наименование предмета; процент выполнения объема в часах
| Отчеты
| Отчет о проведенных занятиях
| Наименование предмета, объем в часах
№ группы, фактическое выполнение
| Отчет о пропусках занятий
| № группы
ФИО
Наименование предмета, дата, количество пропущенных часов
|
Вариант 8
| Таблицы
| Клиенты (8)
| Код клиента; наименование клиента; адрес клиента
| Маршруты (4)
| Код маршрута; наименование маршрута, расстояние, стоимость билета
| Поездки (15)
| Код маршрута, код клиента, код автобуса, дата
| Автобусы (3)
| Код автобуса, марка автобуса, количество мест.
| Запросы
| Количество пассажиров
| Наименование маршрута, дата, количество пассажиров
| Количество свободных мест в автобусе
| Наименование маршрута, дата, количество свободных мест
| Анализ поездок
| Наименование маршрута, количество рейсов, сумма оплаты
| Средняя стоимость проезда
| Средняя стоимость проезда 100км.
| Автобус с наибольшим пробегом
| Код автобуса, марка автобуса, пробег в км.
| Отчеты
| Список пассажиров
| Наименование маршрута, стоимость билета
дата, марка автобуса
Наименование клиента, адрес клиента
| Анализ пробега
| Марка автобуса, количество мест
Дата, наименование маршрута, расстояние, сумма оплаты
| Вариант 9
| Таблицы
| Отделы (5)
| Код отдела; наименование отдела
| Сотрудники (12)
| Табельный номер; ФИО; дата рождения; пол; разряд; стаж; часовая тарифная ставка, код отдела
| Наряд на работу (18)
| № наряда; дата наряда; табельный номер; отработанное время
| Запросы
| Количество сотрудников
| Наименование отдела, количество сотрудников
| Средние показатели
| Наименование отдела, средний стаж, средний разряд, средний возраст
| Состав сотрудников
| Наименование отдела, количество мужчин, количество женщин
| Анализ отработанного времени
| Месяц и год, ФИО, отработанное время
| Отдел с наибольшей средней зарплатой
| Наименование отдела; средняя зарплата
| Отчеты
| Сведения о составе работников
| Наименование отдела, количество работников, количество мужчин, средняя зарплата, количество женщин, средняя зарплата
| Сведения об оплате
| Наименование отдела
ФИО, стаж, часовая тарифная ставка, отработанное время, оплата
|
Вариант 10
| Таблицы
| Вид основных средств (3)
| Код вида ОС; наименование вида ОС; норма амортизации
| Материально - ответственные лица (5)
| Код МОЛ; ФИО
| Основные средства (18)
| Код вида ОС; код ОС; наименование ОС; дата ввода в эксплуатацию; первоначальная стоимость; код МОЛ
| Выбытие основных средств (7)
| Код ОС; дата выбытия; причина
| Запросы
| Список действующих ОС
| ФИО, наименование ОС, норма амортизации
| Количество действующих ОС
| Вид ОС, количество ОС
| Стоимость действующих ОС
| ФИО, остаточная стоимость ОС (первоначальная стоимость – износ)
| Срок службы выбывших ОС
| Наименование ОС, дата ввода в эксплуатацию, дата выбытия, срок службы (дата выбытия – дата ввода в эксплуатацию)/365
| Наименование ОС с наибольшей суммой износа
| Наименование ОС; сумма износа
| Отчеты
| Выбытие ОС
| Причина выбытия
Вид ОС
Наименование ОС, дата ввода в эксплуатацию, дата выбытия, остаточная стоимость
| Список действующих ОС
| ФИО
Вид ОС
Наименование ОС, первоначальная стоимость, сумма амортизации, остаточная стоимость
| Вариант 11
| Таблицы
| Виды административных нарушений (4)
| Код нарушения, наименование нарушения
| Составители протоколов (3)
| Код составителя, наименование составителя
| Протокол (18)
| № протокола, дата, ФИО, адрес, место работы, код составителя, код нарушения, размер наложенного штрафа
| Оплата штрафов(10)
| № протокола, дата оплаты, размер оплаты штрафа
| Запросы
| Количество нарушений за период по видам
| Год, месяц, наименование нарушения, количество
| Задолженность по оплате
| ФИО, № протокола, сумма неоплаченного штрафа
| Сумма штрафов по периодам
| Год, месяц, сумма наложенного штрафа, сумма оплаченного штрафа
| Нарушение с наибольшей общей суммой наложенного штрафа
| Наименование нарушения; общая сумма наложенного штрафа
| Отчеты
| Ведомость протоколов
| Наименование составителя протокола
Наименование нарушения
ФИО, № протокола, дата, адрес, место работы, размер штрафа, размер оплаты, долг
| Анализ протоколов
| Период (год, месяц)
Наименование нарушения, количество протоколов, составитель протокола, количество протоколов
|
Вариант 12
| Таблицы
| Должности (6)
| Код должности, наименование должности
| Отделы (4)
| Код отдела, наименование отдела
| Сотрудники (25)
| Табельный №, ФИО, код отдела, код должности, дата рождения, пол, образование, дата начала работы в должности, оклад, дата окончания контракта
| Запросы
| Окончание контракта
| ФИО, наименование отдела, наименование должности, через сколько дней заканчивается контракт
| Количество сотрудников в отделах
| Наименование отдела, всего мужчин, мужчин до 30 лет, всего женщин, женщин до 30 лет
| Дни рождения
| Месяц, ФИО, количество лет
| Образование
| Наименование отдела, количество сотрудников по видам образования
| Месяц с наибольшим количеством дней рождений
| Месяц; количество дней рождений
| Отчеты
| Список сотрудников
| Наименование отдела
ФИО, табельный №, наименование должности, пол, возраст, оклад, через сколько дней заканчивается контракт
| Статистика
| Наименование отдела, количество мужчин, % мужчин до 30 лет, средний оклад мужчин, % мужчин с высшим образованием, количество женщин, % женщин до 30 лет, средний оклад женщин, % женщин с высшим образованием
| Вариант 13
| Таблицы
| Виды нарушений несовершеннолетних (5)
| Код нарушения, наименование нарушения
| Виды воздействия (4)
| Код воздействия, наименование воздействия
| Составитель протокола (4)
| Код составителя, наименование составителя
| Протокол по несовершеннолетнему (20)
| № протокола, дата протокола, ФИО, дата рождения, место учебы (школа, лицей, ССУЗ, ПТУ), код составителя, код нарушения, код воздействия
| Запросы
| Список протоколов
| ФИО, наименование составителя, наименование нарушения, наименование воздействия
| Количество протоколов
| Наименование нарушения, количество протоколов
| Анализ нарушений
| Наименование составителя, количество протоколов по каждому виду нарушения
| Количество нарушений
| Наименование нарушения, количество протоколов на несовершеннолетних до 12 лет, на несовершеннолетних от 12 до 14 лет, на несовершеннолетних от 14 до 16 лет
| Воздействие, встречающееся наиболее часто
| Наименование воздействия; сколько раз встречается
| Отчеты
| Список нарушений
| Наименование нарушения
Наименование составителя, количество протоколов, % от общего количества
| Отчет по месту учебы
| Место учебы, количество нарушений
ФИО, возраст, № протокола, дата, наименование составителя, наименование нарушения, наименование воздействия
| | | | |
Вариант 14
| Таблицы
| Перечень имущества (5)
| Код имущества, наименование имущества, вид имущества, цена
| Список контролирующих организаций (3)
| Код организации, наименование организации
| Акт конфискации (10)
| № акта, дата акта, код организации, владелец имущества
| Опись по акту (18)
| № акта, код имущества, количество, % уценки, вид использования имущества (реализация, уничтожение, помпереработка…)
| Запросы
| Список актов
| № акта, дата, наименование имущества, вид использования, стоимость (количество * цена * (100 - % уценки))
| Стоимость конфискованного имущества
| Вид имущества, общая стоимость конфискованного имущества
| Количество актов
| Наименование организации, количество актов
| Анализ актов
| Месяц, год, количество актов, стоимость конфискованного имущества
| Имущество с наибольшей стоимостью
| Наименование имущества; общая стоимость
| Отчеты
| Использование конфискованного имущества
| Вид использования имущества
Наименование имущества, цена, количество, стоимость
| Отчет по организациям
| Наименование организации
Наименование имущества, цена
№ акта, дата акта, стоимость конфискованного имущества
| Вариант 15
| Таблицы
| Материально-ответственные лица (3)
| Код МОЛ, ФИО
| Товарно-материальные ценности (10)
| Код ТМЦ, наименование ТМЦ, вид ТМЦ (канцелярские товары, расходные материалы…), цена
| Поступление(14)
| Код ТМЦ, поступившее количество, дата поступления, код МОЛ
| Расход (6)
| Код ТМЦ, дата расхода, израсходованное количество
| Запросы
| Поступление товарно-материальных ценностей
| Наименование ТМЦ, цена, количество, стоимость (цена * количество)
| Наличие товарно-материальных ценностей
| ФИО, стоимость ТМЦ
| Движение товарно-материальных ценностей
| Наименование ТМЦ, цена, поступившее количество, израсходованное количество, остаток (поступившее количество - израсходованное количество)
| Наличие товарно-материальных ценностей по видам
| Вид ТМЦ, стоимость ТМЦ
| Период с наибольшей стоимостью поступивших ТМЦ
| Год, месяц; стоимость поступивших ТМЦ
| Отчеты
| Движение товарно-материальных ценностей
| Наименование ТМЦ, цена
Дата поступления, стоимость поступления, дата расхода, стоимость расхода, стоимость остатка
| Остаток товарно-материальных ценностей
| ФИО
Наименование ТМЦ, цена, поступило, израсходовано, остаток, стоимость остатка
|
5 Порядок выполнения практического задания
Понятие системы управления базами данных
Современные информационные системы характеризуются большими объемами хранимых данных, сложной организацией данных, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей. Цель любой информационной системы – надежное хранение данных, обработка данных о реальных объектах по специфичным для приложения алгоритмам. Сведения об объектах в информационной системе обычно хранятся в базах данных.
В целом, базу данных можно определить как структурированную совокупность интегрированных данных, предназначенных для многофункционального использования одним или несколькими пользователям и снабженную описанием хранящихся в ней данных.
База данных строится на основании предметной области. Предметная область – это отражение в БД совокупности объектов реального мира с их связями, относящихся к некоторой области знаний и имеющих практическую ценность для пользователей. Состоит БД из множества связанных файлов. Каждый пользователь работает только с конкретной частью БД и различные потребители могут применять одни и те же данные. Можно также отметить следующие существенные свойства БД:
- отсутствие дублирования данных в различных объектах модели;
- однократный ввод данных и простота их корректировки;
- непротиворечивость и целостность данных;
- многовариантный доступ;
- защита и восстановление данных при аварийных ситуациях;
- модификация структуры БД без повторного ввода данных;
- обеспечение независимости программ от данных;
- наличие языка запросов высокого уровня, ориентированного на конечного пользователя.
В современных технологиях создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного обеспечения – системы управления базами данных (СУБД). СУБД – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для разработки баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.
Примеры СУБД, представленных на современном рынке программных продуктов: Lotus Approach, Data Ease, Paradox, MS Access, FoxPro, Clarion. Примеры продуктов для создания приложений «клиент-сервер»: MS SQL Server, Sybase SQL Server, Informix, Oracle, PowerBuilder, Delphi.
При работе приложения клиент-сервер база данных располагается на мощном компьютере – сервере, который принимает от программ-клиентов, выполняемых на других компьютерах, запросы на получение требуемой информации из базы данных или осуществления тех или иных манипуляций с данными, обрабатывает полученные запросы и передает клиентам результаты.
Современные СУБД характеризуются многообразием функциональных возможностей, режимов работы, технологий обработки данных и сфер использования.
По степени универсальности различают два класса СУБД: системы общего назначения; специализированные системы. СУБД общего назначения (например, dBASE, MS Access, FoxPro, Paradox) не ориентированы на какую-либо предметную область. Специализированные СУБД создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения.
Ядром любой базы данных является модель данных – совокупность структур данных и операций их обработки. Наиболее распространенной в настоящее время является реляционная модель данных. В такой модели данные организованы в виде двумерных таблиц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|