Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ себестоимости продукции





Себестоимость всей продукции и услуг представляет собой слагаемое себестоимостей отдельных видов продукции. Путем сопоставления себестоимости единицы продукции каждого вида выявляются направления и темп изменения себестоимости, определяется неравномерность снижения по видам продукции.

Таблица 7

Анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции и услуг

Вид продукции Себестоимость Измене ние
  единицы, руб./м себестоимости
  руб. Темп роста (%)
Прокладка газопровода -1,0 98,5
Врезка в стену +1,0 102,7
Установка вентиляции +2,8 15,3
Установка дымохода -8 81,2
Установка котла +2 102,9
Запуск котла +1 105,9

 

Таким образом, повышение общей себестоимости вызвано повышением себестоимости единицы продукции. При этом объемы производства по большинству видов услуг снизились.

Повышение полной себестоимости единицы продукции определенного вида было вызвано повышением затрат по всем статьям калькуляции.

Формирование себестоимости в ООО «Шуяцентргазстрой» осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного для отечественных предприятий.



В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение в отечественную практику система "директ-костинг".

При калькулировании себестоимости продукции и услуг по системе "директ-костинг" постоянные затраты не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.

Калькуляция себестоимости по переменным расходам

Себестоимость

 

Затраты производства Непроизводственные расходы

       
   
 


Материалы Трудозатраты Накладные расходы

Пер.нак.расходы Пост.нак.расходы


Запасы НЗП Запасы готовой продукции Счет прибылей и убытков

 

Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.



Проблема учета косвенных затрат с позиций "директ-кистинг" рассматривается следующим образом:

косвенные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так и переменные.

Такой подход вызывает необходимость ведения аналитического учета по счету 25.

При этом бы снизилась трудоемкость учетных работ, связанных с расчетами по распределению накладных расходов.

Таким образом, реализуется двухступенчатый принцип учета маржинального дохода. Схема двухступенчатого учета маржинального дохода выглядит следующим образом:

 

Выручка от реализации услуг 33692,2 т.руб.

-

Переменные прямые производственные расходы 19691,4 т.руб.

=

Маржинальный доход (сумма покрытия I) 14000,8 т.руб.

-

Постоянные производственные нак.расходы подразделений 7745,3 т.руб.

=

Маржинальный доход (сумма покрытия II) 6255,5 т.руб.

-

Пост.расходы: общехозяйственные и коммерческие 15,9+6618,2=6634,1 т.р.

----------------------------------------------------------------------------------------

Результат от реализации - 378,6 тыс.руб.

 

Данный учет позволяет определить, на какой ступени выручка от реализации продукции перестает покрывать затраты предприятия.

В данном случае, при неполной реализации готовой продукции выручка не покрыла постоянных расходов предприятия в целом. Так как постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило убыток в размере 378,6 тыс. руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда часть постоянных расходов заключена в остатках готовой продукции и не участвует в расчете результата от реализации, предприятие имело прибыль от реализации в размере 328,2 тыс.руб.



Внедрение системы "директ-костинг" обеспечило бы более точное определение себестоимости, при котором различные распределения косвенных затрат не искажает данный показатель. При этом лучше вид на окупаемость изделия, что позволяет установить контроль за их рентабельностью.

Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам

Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на величину прибыли. При методе учета переменных затрат на продукт относят только переменную часть производственных расходов, и они распределяются между остатками готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции и услуг, а все постоянные расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени.

Таким образом, себестоимость продукции будет выглядеть следующим образом:

Таблица 8

Себестоимость продукции, исчисленная по переменным затратам

Статьи затрат 2006г. 2007г. Изменение
      %
Материалы 8529,2 9014,4 5,7
Комплектующие 1805,8 2160,4 19,6
Заработная плата основная 1935,6 1989,4 2,8
Отчисления 700,5 747,6 6,7
Переменная часть цеховых расходов 3450,9 7267,2 110,6
Итого себестоимость:

 

На увеличение себестоимости, как и в случае исчисления полной себестоимости в большей степени повлияло увеличение цеховых расходов – 80,2% общего увеличения.

Рассчитав себестоимость по переменным затратам единицы каждого вида продукции, заметим, что и в том случае произошло снижение себестоимости единицы продукции и услуг, такой как прокладка газопровода (табл. 9).

Таблица 9

Переменная себестоимость единицы продукции и услуг

Вид услуги Себестоимость Изменения  
  продукции, руб. за кг    
  2006г. 2007г. абс. Темп роста,%  
Прокладка газопровода -1,0 98,5  
Врезка в стену +1,0 102,7  
Установка вентиляции +2,8 15,3  
Установка дымохода -8 81,2  
Установка котла +2 102,9  
Запуск котла +1 105,9  
Инструктаж -9 76,9  
             

Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления.

Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения конъюнктуры и других затруднений.

Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли проводится с помощью графика и различных арифметических расчетов. Основным моментом является определение точки безубыточности или порога рентабельности.

Порог рентабельности- это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Попробуем определить значение порога рентабельности для ООО «Шуяцентргазстрой». При этом сделаем допущение, что объем производства продукции равен объему ее реализации.

Таблица 10

Исходные данные для определения порога рентабельности

Показатели тыс.руб. В % и в относит. выражении
    (к выручке от реализации)
1.Выручка от реализации 100% или 1
2. Пременные затраты 59,6% или 0,596
3. Рез-тат от реал-ции после    
возмещения перем.затрат (маржинальный доход)    
  40,4% или 0,404
4. Постоянные затраты  
5. Прибыль (ст.3-ст.4) -159  

Прибыль = результат от реализации - постоянные = 0

после возмещения пере- затраты

менные затрат

или:

Прибыль = порог * результат от - постоянные = 0

рентабельности реал-ции после затраты

возмещения

пер.затрат в относительном

выражении

Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

Порог рентабельности = Постоянные : Результат от реализации

затраты после возмещения перемен-

ных затрат в относительном

выражении

В данном случае порог рентабельности равен:

14507 тыс.руб. = 35908 тыс.руб.

0,404

Порог рентабельности также можно определить графическим способом, который основан на равенстве результата от реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

 
 


Затраты, Результаты от реализации после

тыс.руб. возмещения переменных затрат

К Постоянные затраты

14507

 

13000 Порог рентабельности

0

15000 35908 Выручка от реализации, тыс.руб.

Рис. 4. Определение порога рентабельности

В точке К результат реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затраты равны.

Итак, при достижении выручки от реализации в 35908 тыс. руб. предприятие достигнет окупаемости и постоянных, и переменных затрат.

Фактическая выручка на предприятии меньше ее порогового значения на 381 тыс. руб. или 1,1%. Постоянные затраты не окупаются полностью за счет выручки, что приводит к возникновению убытка в размере 159 тыс. руб.

Исходя из показателя порога рентабельности, найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.

Обычно для этого используются формулы:

q = R или q = C ;

p p – v

где:

q – пороговое количество товаров;

R – порог рентабельности данного товара;

P – цена реализации;

С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;

V - переменные затраты на единицу товара.

Эти формулы можно использовать, когда производится один вид продукции, который своей выручкой от реализации покрывает все переменные затраты предприятия. Когда же выпускаются несколько видов продукции, расчет объема производства, обеспечивающего безубыточность определенного вида продукции, осуществляется по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долго в постоянных затратах.

q = C + Y1___________________ ,где

(p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)

Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации

(в долях единицы);

Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на единицу I-го вида продукции;

n - количество видов продукции.

Таблица 11

Определение критического объема производства по каждому виду продукции

Вид Доля I-го Цена за Перем. Выпуск услуги Откло-
услуг вида в усл.ед. затраты крит. факт. нение
  общей   на единицу      
  выручке руб. изделия, руб.      
A
Прокладка газопровода 0,809
Врезка в стену 0,061 -12139
Установка вентиляции 0,063 -98511
Установка дымохода 0,013
Установка котла 0,008 -55037
Запуск котла 0,005
Инструктаж 0,014 -96482
Земельные работы 0,003
Проект газопровода 0,024 -44046

 

Как видно, пороговое значение объема производства было достигнуто только по четырем из девяти видов продукции. Следовательно, выручка от реализации пяти видов продукции не покрывает постоянные расходы, приходящие на их долю.

Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции пропорционально их доли в общей выручке от реализации.

Например, на долю томатов приходится постоянных затрат в сумме 11736 тыс. руб. = (14507 * 0,809). Порог рентабельности этого вида составляет 26432 тыс. руб. = (11736 : 0,444).

Сопоставляя значения порога рентабельности и выручки каждого вида продукции, заметим, что пять видов продукции не достигли своего порога рентабельности. Положительный результат от реализации доли томатов. Реализации томатов не хватило на покрытие убытков от реализации других видов продукции, поэтому общий результат-убыток.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат от реализации.

Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое называется эффектом производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.