Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема Теоретические основы процесса обучения.





Раздел 1. Общие основы педагогики.

Занятие 1.

Тема. Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.

Понятия: педагогический процесс, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.

Вопросы к обсуждению

1. В чем состоит сущность и значение педагогического взаимодействия?

2. Какие виды педагогического взаимодействия выделяют в педагогическом процессе?

3. Что понимают под педагогической технологией?

4. Раскройте сущность, содержание, этапы технологий педагогического взаимодействия: педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, технология работы с группой, технология разрешения конфликта.

Литература

Базовый учебник

Борытко Н.М., Соловцова И.А. , А.М. Байбаков Педагогик: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений , под ред. Н.М. Борытко –М.: ИЦ «Академия», 2009.-С.193-197, 327-333, 343-352.

Дополнительная литература

Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,. Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.заведений –М.: ИЦ «Академия», 2003. - С.460467, 473-481.

Дополнительно рекомендуемая

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология –М.: Педагогическое сообщество России, 2002-С.25-26, 63-74, 96-104,108-116.



 

Контрольные вопросы.

1. Какое влияние оказывает уровень владения педагогами технологиями педагогического взаимодействия на результативность образовательного процесса?

2. Решите педагогическую задачу: ваши ученики считают, что им следует появляться в кассе со звонком на урок, а вы полагаете, что им следует приходить в класс хотя бы за минуту до звонка. Как разрешить конфликт?

3. Проиллюстрируйте примерами из школьного опыта реализацию технологических правил организации групповой деятельности детей.

 

Занятие 2.

Тема . Закономерности и принципы педагогического процесса.

Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под закономерностью педагогического процесса?

2.Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?



3.Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.

4.Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?

Задание: на основе анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту схему: « Закономерности и принципы педагогического процесса».

 

Целостный педагогический процесс Процесс обучения Процесс воспитания
закономерности принципы закономерности принципы закономерности принципы
1.          
2….          

Литература

Основная

Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – .: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 171-173, 419-469.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 101-106, 181-188

Дополнительная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С.480-499.

Дополнительно рекомендуемая

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для Вузов. – С.Пб. :Питер, 2001. - С.72-87.

Теория обучения: уч. пособие для студ высш уч завед./под ред. Андриади И.П..-М.:ИЦ «академия», 2010, стр 34-51.

Контрольные вопросы:

1.Чем педагогический закон отличается от педагогической закономерности?

2.Приведите свою формулировку принципа природособразности обучения и воспитания личности.



3.В чем состоят отличия понимания сущности и содержания принципов педагогического процесса (процесса воспитания или процесса обучения) в предшествующей и современной теории образования? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

 

Занятие 3.

Тема. Содержание образования.

Понятия: образование, содержание образования, содержание общего образования, принципы отбора и структурирования содержания образования, государственный образовательный стандарт.

Вопросы для обсуждения.

1.Что понимают под содержанием образования? Каковы источники и факторы его формирования?

2.Охарактеризуйте принципы отбора и структурирования содержания образования.

3.Что понимают под государственным образовательным стандартом? Каковы функции, цели и структура этого нормативного документа?

4.Обозначьте и охарактеризуйте основные положения концепции государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения.

5.Укажите, в чем состоит новизна подхода к разработке государственных образовательных стандартов «второго поколения» и каковы направления изменений содержания образования.

Литература

Основная

Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.214-245.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 117-124

Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика-2009. -№4-С. 3-10.

Дополнительная

Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика -2011-№ 4 –С.8-15.

Дополнительно рекомендуемая

Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федеральных государственнных образовательных стандартов нового поколенич // Педагогика -2009.-№ 4-С. 69-76.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений, А.В. Хуторской. –М.: ИЦ « Академия», 2009.-С.55-64,78-85,89-93.

Контрольные вопросы

1.Как связаны социокультурный опыт и содержание образования? Чем обусловлена их связь?

2.Какие факторы и условия оказывают наибольшее влияние на изменения содержания образования?

3.Введение стандартов образования – это положительный или отрицательный фактор развития индивидуальности личности?

4. В чем заключаются возможные трудности реализации образовательных стандартов второго поколения в массовой образовательной практике? Каковы пути преодоления таких трудностей?

 

Занятие 4-5.

Тема Теоретические основы процесса обучения.

Понятия: обучение, образование, образовательный процесс, процесс обучения, закономерности обучения, принципы обучения, структура процесса обучения.

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем состоят сущность, функции, предмет и общие ориентиры дидактики?

2.Что понимают под обучением как педагогическим процессом, средством приобщения к социокультурному опыту и развития личности? Каковы функции и структура процесса обучения?

3.В чем состоит связь обучения как процесса и учебно-познавательной деятельности учащихся?

4.Какое значение в реализации процесса обучения имеют дидактические закономерности и принципы? Как они связаны?

 

Примечание: занятие проводится с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Данная технология предусматривает такую организацию работы учебой группы, при которой осуществляется взаимобучение студентами друг друга.

Для проведения занятия студентам группы необходимо разделиться на 4 подгруппы. Количество студентов в каждой подгруппе должно составлять от 4 до 6 человек. В условиях одновременного проведения занятия со студентами двух групп общее количество подгрупп должно составлять не менее 8.

В каждой подгруппе студенты распределяют между собой вопросы для изучения темы. Один вопрос готовят к занятию 1-2 студента.

Во время занятия участники подгрупп, которые готовили один и тот же вопрос встречаются друг с другом (работа группы экспертов). Задача экспертов обсудить подготовленную к занятию учебную информацию, дополнить ее, продумать вариант ее презентации студентам своей группы (план-конспект, схема, таблица, текст и т.д.). После работы экспертов по каждому вопросу темы занятия, студенты возвращаются в свою группу и транслируют содержание учебной информации, комментируют ее для остальных участников группы. При этом используются разные варианты презентации учебной информации. Задача транслятора состоит в том, чтобы изложить информацию полно, но кратко; дать необходимые комментарии к отдельным фрагментом информации, помочь слушателям зафиксировать информацию, активизировать ее обсуждение всеми участниками группы с помощью вопросов, проблематизации тех или иных компонентов информации. Участники группы «обучают» друг друга по очереди. Последовательность выступления оговаривается в начале презентации учебной информации. После завершения взаимообучения каждая группа выполняет одно из практических заданий:

-продумать систему контрольных вопросов по теме занятия (не менее 5-6, желательно проблемного характера;

-придумать 2-3 задачи, решение которых позволит выявить уровень освоения содержания темы.

- составить графическую таблицу «Теоретические основы процесса обучения», которой должны несколько граф не должны быть заполнены.

В конце занятия ( за 10-15 минут до окончания) группы обмениваются заданиями и выполняют их. По результатам выполнения заданий преподаватель осуществляет контроль за усвоением студентами темы.

 

Литература

Основная

Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.147-161;165-185.

Педагогика: учеб пособие для студ выс. учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с.101-115.

Дополнительная

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: ученик для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, Е.И. Емельянова. – М.: «Академия», 2012.- С.29-32,37-42, 46-64.

Занятие 6.

Тема. Современные дидактические концепции и системы*.

Понятия: система, концепция, дидактика, обучение, дидактическая система, дидактическая концепция.

Вопросы для обсуждения

1.Что понимают под дидактической концепцией, дидактической системой?

2. Какова структура дидактической концепции, дидактической системы?

3.В чем состоят сходства и различия дидактических концепций и систем?

Примечание: вопрос № 3 обсуждается после знакомства с групповыми сообщениями по различным концепциям и системам. Для подготовки сообщения студенты объединяются в группы (по 5-6 человек), выбирают тему сообщения, распределяют основные вопросы темы, обязанности по поиску и подготовке содержания сообщения, его презентации (видео-презентации, схемы или таблицы). Участники выступления готовят контрольные вопросы (1-2) для слушателей.

Литература

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.