Тема Теоретические основы процесса обучения.
Раздел 1. Общие основы педагогики.
Занятие 1.
Тема. Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.
Понятия: педагогический процесс, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.
Вопросы к обсуждению
1. В чем состоит сущность и значение педагогического взаимодействия?
2. Какие виды педагогического взаимодействия выделяют в педагогическом процессе?
3. Что понимают под педагогической технологией?
4. Раскройте сущность, содержание, этапы технологий педагогического взаимодействия: педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, технология работы с группой, технология разрешения конфликта.
Литература
Базовый учебник
Борытко Н.М., Соловцова И.А. , А.М. Байбаков Педагогик: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений , под ред. Н.М. Борытко –М.: ИЦ «Академия», 2009.-С.193-197, 327-333, 343-352.
Дополнительная литература
Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,. Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.заведений –М.: ИЦ «Академия», 2003. - С.460467, 473-481.
Дополнительно рекомендуемая
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология –М.: Педагогическое сообщество России, 2002-С.25-26, 63-74, 96-104,108-116.
Контрольные вопросы.
1. Какое влияние оказывает уровень владения педагогами технологиями педагогического взаимодействия на результативность образовательного процесса?
2. Решите педагогическую задачу: ваши ученики считают, что им следует появляться в кассе со звонком на урок, а вы полагаете, что им следует приходить в класс хотя бы за минуту до звонка. Как разрешить конфликт?
3. Проиллюстрируйте примерами из школьного опыта реализацию технологических правил организации групповой деятельности детей.
Занятие 2.
Тема . Закономерности и принципы педагогического процесса.
Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под закономерностью педагогического процесса?
2.Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?
3.Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.
4.Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?
Задание: на основе анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту схему: « Закономерности и принципы педагогического процесса».
Целостный педагогический процесс
| Процесс обучения
| Процесс воспитания
| закономерности
| принципы
| закономерности
| принципы
| закономерности
| принципы
| 1.
|
|
|
|
|
| 2….
|
|
|
|
|
|
Литература
Основная
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – .: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 171-173, 419-469.
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 101-106, 181-188
Дополнительная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С.480-499.
Дополнительно рекомендуемая
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для Вузов. – С.Пб. :Питер, 2001. - С.72-87.
Теория обучения: уч. пособие для студ высш уч завед./под ред. Андриади И.П..-М.:ИЦ «академия», 2010, стр 34-51.
Контрольные вопросы:
1.Чем педагогический закон отличается от педагогической закономерности?
2.Приведите свою формулировку принципа природособразности обучения и воспитания личности.
3.В чем состоят отличия понимания сущности и содержания принципов педагогического процесса (процесса воспитания или процесса обучения) в предшествующей и современной теории образования? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.
Занятие 3.
Тема. Содержание образования.
Понятия: образование, содержание образования, содержание общего образования, принципы отбора и структурирования содержания образования, государственный образовательный стандарт.
Вопросы для обсуждения.
1.Что понимают под содержанием образования? Каковы источники и факторы его формирования?
2.Охарактеризуйте принципы отбора и структурирования содержания образования.
3.Что понимают под государственным образовательным стандартом? Каковы функции, цели и структура этого нормативного документа?
4.Обозначьте и охарактеризуйте основные положения концепции государственных образовательных стандартов общего среднего образования второго поколения.
5.Укажите, в чем состоит новизна подхода к разработке государственных образовательных стандартов «второго поколения» и каковы направления изменений содержания образования.
Литература
Основная
Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.214-245.
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 117-124
Кузнецов В.А. Разработка федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогика-2009. -№4-С. 3-10.
Дополнительная
Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика -2011-№ 4 –С.8-15.
Дополнительно рекомендуемая
Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федеральных государственнных образовательных стандартов нового поколенич // Педагогика -2009.-№ 4-С. 69-76.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений, А.В. Хуторской. –М.: ИЦ « Академия», 2009.-С.55-64,78-85,89-93.
Контрольные вопросы
1.Как связаны социокультурный опыт и содержание образования? Чем обусловлена их связь?
2.Какие факторы и условия оказывают наибольшее влияние на изменения содержания образования?
3.Введение стандартов образования – это положительный или отрицательный фактор развития индивидуальности личности?
4. В чем заключаются возможные трудности реализации образовательных стандартов второго поколения в массовой образовательной практике? Каковы пути преодоления таких трудностей?
Занятие 4-5.
Тема Теоретические основы процесса обучения.
Понятия: обучение, образование, образовательный процесс, процесс обучения, закономерности обучения, принципы обучения, структура процесса обучения.
Вопросы для обсуждения
1.В чем состоят сущность, функции, предмет и общие ориентиры дидактики?
2.Что понимают под обучением как педагогическим процессом, средством приобщения к социокультурному опыту и развития личности? Каковы функции и структура процесса обучения?
3.В чем состоит связь обучения как процесса и учебно-познавательной деятельности учащихся?
4.Какое значение в реализации процесса обучения имеют дидактические закономерности и принципы? Как они связаны?
Примечание: занятие проводится с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Данная технология предусматривает такую организацию работы учебой группы, при которой осуществляется взаимобучение студентами друг друга.
Для проведения занятия студентам группы необходимо разделиться на 4 подгруппы. Количество студентов в каждой подгруппе должно составлять от 4 до 6 человек. В условиях одновременного проведения занятия со студентами двух групп общее количество подгрупп должно составлять не менее 8.
В каждой подгруппе студенты распределяют между собой вопросы для изучения темы. Один вопрос готовят к занятию 1-2 студента.
Во время занятия участники подгрупп, которые готовили один и тот же вопрос встречаются друг с другом (работа группы экспертов). Задача экспертов обсудить подготовленную к занятию учебную информацию, дополнить ее, продумать вариант ее презентации студентам своей группы (план-конспект, схема, таблица, текст и т.д.). После работы экспертов по каждому вопросу темы занятия, студенты возвращаются в свою группу и транслируют содержание учебной информации, комментируют ее для остальных участников группы. При этом используются разные варианты презентации учебной информации. Задача транслятора состоит в том, чтобы изложить информацию полно, но кратко; дать необходимые комментарии к отдельным фрагментом информации, помочь слушателям зафиксировать информацию, активизировать ее обсуждение всеми участниками группы с помощью вопросов, проблематизации тех или иных компонентов информации. Участники группы «обучают» друг друга по очереди. Последовательность выступления оговаривается в начале презентации учебной информации. После завершения взаимообучения каждая группа выполняет одно из практических заданий:
-продумать систему контрольных вопросов по теме занятия (не менее 5-6, желательно проблемного характера;
-придумать 2-3 задачи, решение которых позволит выявить уровень освоения содержания темы.
- составить графическую таблицу «Теоретические основы процесса обучения», которой должны несколько граф не должны быть заполнены.
В конце занятия ( за 10-15 минут до окончания) группы обмениваются заданиями и выполняют их. По результатам выполнения заданий преподаватель осуществляет контроль за усвоением студентами темы.
Литература
Основная
Педагогика : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений , В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд стереотип –М.: ИЦ « Академия», 2003 -С.147-161;165-185.
Педагогика: учеб пособие для студ выс. учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с.101-115.
Дополнительная
Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: ученик для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, Е.И. Емельянова. – М.: «Академия», 2012.- С.29-32,37-42, 46-64.
Занятие 6.
Тема. Современные дидактические концепции и системы*.
Понятия: система, концепция, дидактика, обучение, дидактическая система, дидактическая концепция.
Вопросы для обсуждения
1.Что понимают под дидактической концепцией, дидактической системой?
2. Какова структура дидактической концепции, дидактической системы?
3.В чем состоят сходства и различия дидактических концепций и систем?
Примечание: вопрос № 3 обсуждается после знакомства с групповыми сообщениями по различным концепциям и системам. Для подготовки сообщения студенты объединяются в группы (по 5-6 человек), выбирают тему сообщения, распределяют основные вопросы темы, обязанности по поиску и подготовке содержания сообщения, его презентации (видео-презентации, схемы или таблицы). Участники выступления готовят контрольные вопросы (1-2) для слушателей.
Литература
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|