Виды обеспечения информационных систем
Понятие информационной системы, ИС в управлении предприятием
информационная система (ИС)— совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств.
В работе информационной системы можно выделить следующие этапы:
1. Формирование данных; 2. Накопление и систематизация данных; 3. Обработка данных; 4. Отображение данных.
В современных условиях компьютер является основным инструментом обработки информации. Поэтому информационная система рассматривается как компьютерная информационная система.
Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере моделировать взаимосвязи его элементов. Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, регистрации, хранении, обработке, поиске и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта. Ее элементами являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, персонал, технические и программные средства связи. Основная цель системы — производство информации, необходимой для поддержки принятия управленческих решений.
Основные этапы развитияинформационных систем
Период
| Использование информации
| Основные
функции ИС
| Цель использования ИС
| 1950—1960 гг.
| Формирование бумажных расчетных документов
| Обработка расчетных документов на электромеханических и бухгалтерских машинах
| Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
| 1960—1970 гг.
| Формирован ие отчетов
| Управление производственной информацией
| Ускорение процесса подготовки отчетности
| 1970—1980 гг.
| Управленческий контроль производства и реализации
| Поддержка принятия решений
| Выработка оптимального решения
| 1980 гг. — настоящее время
| Управление стратегией развитии предприятия
| Формирование информации для принятия стратегических решений
| Поддержка управления бизнес-стратегией
| Развитие инф.-ции бизнеса показало, что информационные технологии и бизнес влияют друг на друга.Для выживания в современных условиях предприятие должно постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы контролировать изменения внешней среды и формировать соответствующие изменения стратегии и политики предприятия.Одной из главных задач ИС предпр. является обеспечение информац.взаимод.внешней и внутренней среды
Общими чертами всех информационных систем являются:
• выполнение функций сбора, регистрации, хранения, поиска и обработки информации, поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным, обеспечивающая надежность хранения данных и эффективность доступа к ним;
• ориентация на конечного пользователя, что требует простого, удобного, легко осваиваемого интерфейса, предоставляющего конечному пользователю все необходимые для его работы функции.
Классификация ИС
Группы ИС
| Характеристика
| | По характеру обработки
| | Информационно-поисковые
| Производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложн.преобразований (электронные библиотеки, поисковые или справочные системы, нал ри мер, телефонные, транспортных касс и др.)
| | информационно-решающие:
управляющие
советующие
| Осуществляют все операции по переработке информации по определенному алгоритму Решают задачи расчетного характера (системы бухгалтерского учета, планирования выпуска продукции и др.)
Обрабатывают знания и предлагают пользователю рекомендации для принятия решений — относятся к системам искусственного интеллекта (системы диагностики в медицине, экспертные системы, системы поддержки принятия решений)
| | По типу хранимых данных
| | фактографическ ие
| Хранят и обрабатывают структурированные данные в виде чисел и текстов, над такими данными можно производить разл.операции.
| | Документальные
| Хранят и обрабатывают неструктурированную информацию (документы), поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков
| | По степени автоматизации процедур преобразования информации
| | Автоматические
| Решаютструктурированные задачи по определенным алгоритмам, роль человеческого участия вних сводится к нулю
| | Автоматизированные
| Решают слабо или частично структурированные задачи, в их функционировании принимает участие человек
| | Ручные
| Отсутствие современ.техн.средства для обработки информации и выполнения всех операций
| | По масштабу
| | Локальные
| Функционируют на одном рабочем месте, основываются на настольных (локальных) СУБД.
| | групповые
| Обеспечивают коллективную работу группы пользователей, используют сетевые версии настоль-ных СУБД или серверы баз данных
| | корпаративные
| Функционируют на крупных предприятиях на базе распределенных БД и сетей, используют серверы баз данных.
| | По сфере применения
| | ИСорганизац.управления
| предн. для автоматизации ф-ции управленческого персонала как на промыш., так и непромышл. Особ-сти:операт.контроль и управл-е, бух.учет, управление сбытом и др.
| | ИСуправления техн.процессами
| Служат для автоматич. ф-ций произв.персонала.Эти системы осущ-ют контроль и управл-е произв.операциями.
| | ИС автомат.проектир-я
| В кач. инструментов прим-ся прогр.продукты – Bpwin, ESwin, Erwin, автокад.
| | Интегрир.или корпоративные ИС
| Исп-ся для автоматизации всех ф-ций предприятия от планир-я до сбыта продукции.
| | По уровню управления
| | ИС опер.управления
| Они поддерж-ют испрлнение, обработку данных и явл-ся связующим звеном между предприятием и внешней средой.
| | ИС специал.
| Поддерж-ют работу с данными и знаниями, повыш. произв-сть работы инжен. и проектировщ.
| | Стратегические ИС
| КИС, обеспечив. поддержку принятия решения о реализ.перспективных целей орг-ции.
| | Режим работы
| | Пакетный
| Работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются, формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток режима — низкая оперативность принятия решений и обособленное т ь пользователя от системы
| | диалоговый
| Работают в режиме обмена сообщениями между пользователями и системой. Режим особенно удо бен, когда пользователь может выбирать перспек тивные варианты из набора предлагаемых сис темой
|
| смешанный
| Сочетают оба типа режима работы
|
| Выполняемые функции
Производственные, коммерческие, маркетинговые, финансовые, бух галтерские, управление персоналом, управление документооборотом и другие
|
| Способ распределения вычислительныхресурсов
Локальные Для работы используют один комп
РаспределенныеДля работы используется сеть
|
| | | | | | | По признаку структурированности различают три типа задач: структурированные (формализуемые); неструктурированный (неформалиэуемые); частично структурированные.
Структурированная задача характеризуется возможностью построения математической модели, имеющей алгоритм решения. Неструктурированная — характеризуется либо невозможностью создания математического описании и разработки алгоритма решения, либо это связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком на основе опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. На практике сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно Сказать, что известна лишь часть элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными,В них качественные характеристики могут превалировать над количественными. При решении частично или слабоструктурированных задач человеку приходится не только учитывать большое число факторов, но и рассматривать различные пути решении проблемы.
1.3 КИС, структура и требования к КИС.
КИС – совокупность информационных систем отдельных подразделений предприятия, объединенных общим документооборотом.
Основное назначение корпоративных систем - оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений.
КИС имеют следующие характерные черты:
1. охват большого числа задач управления предприятием;
2. детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия;
3. наличие встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее под себя;
4. развитая технология объединения и консолидация данных удаленных подразделений.
5.наличае корпоративной БД.
принципы построения корпоративных информационных систем:
1. Соответствие системы его целям и задачам
2. Обеспечение его жизнедеятельности
3. Базирование системы на организационной структуре управления предприятием
4. Представление своевременной, достоверной и систематизированной информации
5. Контроль системы людьми, простота ее понимания и использования.
6. Использование централизованных коммуникаций
Требования к КИС
1. информационная среда должна быть гибкой, легко модифицируемой, расширяемой, простой в управлении и сопровождении.
2. КИС должна быть открытой и постоянно пополняться свежей информацией из внешних источников.
3. КИС должна базироваться на централизованной сетевой базе данных
4. Логическая модель данных должна обеспечивать всестороннюю структуризацию, упорядочивание и классификацию сохраняемой в базе данных информации,
5. Корпоративный банк данных должен обслуживаться дистанционно средствами распределенного административного интерфейса КИС.
6. КИС включает механизмы обратной связи
Виды обеспечения информационных систем
Как правило, ИС имеют сложную структуру, состоят из отдельных частей, называемых подсистемами.
Подсистема- это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Подсистемы осуществляют обеспечение:
Техническое обеспечение- комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы
Комплекс технических средств составляют:
· компьютеры любых моделей;
· устройства сбора, накопления и вывода информации;
· сетевые устройства;
· эксплуатационные материалы и др.
Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят: системное программное обеспечение (системные программы); прикладное программное обеспечение (прикладные программы); Инструментальное обеспечение (инструментальные системы). Важным элементом программного обеспечения является техническая документация.
Информационное обеспечение- совокупность единой системы классификации и кодирования информации, систем документации, методология построения баз данных.
К лингвистическому обеспечению ИСотносится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|