|
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных
туманная даль – даль туманна
ветреная девушка – девушка ветрена
Причастия:
Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
нн
| н
| 1. от глагола совершенного вида: прочитанный (прочитать- сов.в)
2. от глагола несовершенного вида + зависимое слово: гружённый кирпичом вагон (несов.в, есть завис.слово)
3. оканчивается на –ованный, ёванный: квалифицированный, исключение кованый, жёваный
| 1. от глагола несовершенного вида: гружёный вагон (грузить -несов.в)
2. в краткой форме: прочитано
| · При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: смышлёный ребёнок, незваный гость, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, конченый человек.
· Исключения: жеманный, желанный,неслыханный, невиданный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, деланный, медленный, недреманный, чванный, чеканный
СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ
Краткое прилагательное
Девочка воспитанна (сама– краткое прилаг.). Можно заменить полным прилагательным: воспитанная.
| Краткое причастие
Девочка воспитана в детском доме (кем?) – краткое прич.. Заменяется глаголом: девочку воспитали.
Дело обдумано ( каково?) со всех сторон.
Обдумано – сказуемое.
| Наречие
Он отвечал обдуманно (как? каким образом?).
Обдуманно – обстоятельство.
| Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
Алгоритм выполнения:
1. Найдите в предложении однородные члены.
2. Определите, какие союзы их соединяют:
- если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;
- если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
- если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;
- перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.
3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами и всего одна !
Задание 16.Рассавьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Помните:
- причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?;
- деепричастие отвечает на вопросы что сделав? что делая? И обозначает добавочное действие при глаголе - сказуемом;деепричастный оборот отвечает на вопросы как? когда? почему?
- постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от его расположения по отношению к определяемому имени существительному;
- деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми;
- однородные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами и соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются.
Алгоритм выполнения задания:
1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы. Всегда выделяются запятыми.
2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО- не выделяется запятыми !!! ПОСЛЕ определяемого слова – выделяется !!!).
3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами. Перед союзом И не ставится запятая.
4).Внимание! в середине оборота не должны стоять цифры, это провокация!!! Исключите их!!! Используй прием исключения выделенного оборота.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции. Используйте прием исключения выделенных слов.
Алгоритм выполнения задания:
1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными.
- Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми.
- Омонимичные с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.
Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Алгоритм выполнения:
1. Найдите грамматические основы предложения.
2. Определите границы главной и придаточной части.
3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.
Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части , а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится. ( 1.Исключите цифры вокруг слова «который»
4.Внимание на союз И). Определите, что он соединяет: части сложного предложения - запятая, однородные члены предложения- нет запятой.
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для выполнения задания используйте алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти части связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
- если однородные члены, то перед ним запятая не ставится;
- если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится.
5. Найдите 2 союза рядом: что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда:
- Запятая между союзами НЕ ставится, если дальше идут в предложении слова то, так, но
- Запятая между союзами ставится, если нет ТО, ТАК, НО.
Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:
- в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;
- поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
- Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО)
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.
Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте текст.
2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:
- если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;
- если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;
- если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.
3. Помните о том, что
- описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер);
- повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей);
- рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.
- Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.
Типы речи
| Основная задача автора
| Композиционная схема
| Повествование
(что произошло?)
Пришёл, увидел, победил.
| сообщить о последовательности действий или событий.
Используются глаголы.
| Несколько кадров
1. Экспозиция
2. Завязка
3. Развитие действия
4. Кульминация
5. Развязка
| Описание
(какой?)
| указать признаки предмета, лица, места, состояния. Используются прилагательные.
| 1 кадр
От общего впечатления к деталям.
| Рассуждение (почему?)
| обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
Говорится о причинах и следствиях, событиях и явлениях, о наших представлениях о них, оценках, чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать.
| 1. Тезис (мысль, которая доказывается) →
2. аргументы (доказательства, примеры) →
3. выводы.
|
Задание 22. Из указанных предложений выпишите синонимы (синонимическую пару). (Могут быть различные лексические средства.
Алгоритм выполнения задания:
1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо
вспомнить определение данной лексической единицы:
Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Синонимы- Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными
Омонимы- это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению.
Историзмы- это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали.
Неологизмы– новые слова ограниченного пользования.
Фразеологизм- Лексически неделимые словосочетания, воспроизводимые в готовом виде: повесить нос, одержать победу, глас вопиющего)
Задание 23. Среди предложений 1-8 (могут быть другие номера предложений) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения ( другого средства связи). Напишите номер этого предложения.
Лексические средства связи, востребованные в задании В7:
- лексические повторы (повторы слов и словосочетаний);
- синонимы и синонимические замены;
- контекстные синонимы;
- антонимы (в том числе и контекстные).
Морфологические средства связи:
- союзы;
- личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений;
- наречия;
- степени сравнения прилагательных и наречий.
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:
- синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений);
- парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения);
- неполные предложения;
- вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Алгоритм выполнения задания:
1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.
2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|