Сделай Сам Свою Работу на 5

Первая часть категориальной системы Бэйлса (реакции)





Чтобы читатель понял, почему я восторгаюсь системой категорий Бэйлса, приведу пример из категории «положительная реинтеграция»: «Я обращаюсь к Вам, как к специалисту...». В развернутой системе категорий Бэйлса, которая несколько отличается от описываемой, это называется «снижением напряженности разговора путем поднятия престижа собеседника».

Вторая часть системы категорий Бэйлса касается отношений, отраженных в высказываниях (табл. 3). Два критерия деления категорий второй части — вопросы и попытки ответить.

Таблица 3

Вторая часть категориальной системы Бэйлса (отношения)

Нетрудно заметить, что две группы категорий Бэйлса построены однотипно. Если нет желания применять в конкретных исследованиях собственно категории Бэйлса, то можно заимствовать саму идею, заложенную в данную систему. В концепции семантического дифференциала пары терминов предполагаются изначально независимыми, как бы равноположенными. В системе Бэйлса такими равными по значимости друг другу считаются две шестерки терминов. В первой шестерке (табл. 2) пассивная пара (положительная — отрицательная реакция) сочетается с активной (конструктивной) тройкой. Во второй шестерке терминов (табл. 3) активная пара (вопросы — попытки ответить) сочетается с пассивной тройкой.



Система Бэйлса хорошо зарекомендовала себя при анализе конструктивности позиции конкретного человека, а также при анализе изменений его позиции. Например, при использовании системы Бэйлса служба конкурентной разведки может дать заключение о целесообразности продолжения переговоров, уже начавшихся с конкурентом. Если в выступлениях последнего увеличивается доля неконструктивных высказываний, а также доля негатива и высказываний, в которых фиксируется собственное отношение, но нет конкретных предложений, то самое время предложить руководству прекратить переговоры.

Сборка терминов в категории — лингвистический подход

Второй вариант схемы классификации терминов, встречающихся в тексте, также опирается на классификаторы, истоки которых лежат не в психологии, а в лингвистике. Для анализа текстов на русском языке пока не разработано достаточно последовательной, ориентированной на контент-анализ лингвистической классификации терминов. Возможно, первым прорывом станет семантический словарь русского языка РУСЛАН, который пока находится в стадии разработки[10]. Но представление о том, какой подобная классификация должна быть, мы можем получить по тезаурусным ключам, разработанным для англоязычных текстов (табл. 4).



Таблица 4

Структура ключей Стэнфордского политического словаря в переводе на русский язык

Теперь сгруппируем в пары приведенные термины — получится всего лишь четыре с половиной пары (табл. 5).

Таблица 5

Структура пар ключей Стэнфордского политического словаря

Таким образом, ведущая пара — более трети всех терминов, относятся к восприятию автором некоторой стороны или элемента действительности, они говорят об авторе, а не о предмете сообщения. Уже это должно ориентировать исследователя на то, какую же информацию следует читать между строк, что наиболее вероятно.

Я привожу пример категорий наиболее известного политического словаря, разработанного в Великобритании. В США в последние годы активно используются специализированные словари для контент-анализа «Harvard IV-4» и «Lasswell».

Недостающий элемент пары

Лингвистические методы формирования оппозиционных терминологических пар неоднозначны. Когда термину недостает пары, приходится такую пару сочинять. Скажем, как подобрать пару к термину «агрессивность»? Одна пара: агрессивность — оборонительность, другая: агрессивность — пассивность, но можно составить и еще одну пару: агрессивность — аффиляция.



«Под аффиляцией (контактом, общением) мы подразумеваем определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с незнакомыми и малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны»[11]. Аффиляция выражает желание сотрудничать, уважение к аудитории, проявление симпатии. В общем аффиляция представляет собой искусственно сконструированный антоним агрессивности и выступлению с позиции силы. Как термин она наиболее точно противостоит категории «агрессивность». Эта категория начинает очень хорошо работать в самых неожиданных исследовательских ситуациях.

В исследовании В. И. Шалака исходным материалом были полторы тысячи поэтических произведений, авторы которых — 300 самых известных российских поэтов ХХ века (с 1900 по 2000 гг.)[12]. Слова, которые относились к категории «аффиляция», подсчитывались за последовательные пятилетние периоды. Фактическая частота таких слов сравнивалась с ожидаемой. И на рис. 2 показана динамика этого отклонения в течение всего ХХ века.

Рис. 2. Динамика категории «аффиляция» в течение ХХ века по данным поэзии

Мы видим, что доля слов российских поэтов, в которых отражается аффиляция, упала с началом Первой мировой войны и восстановилась только в 30-е годы. Несмотря на трудности и горести Великой Отечественной войны и послевоенного пятилетия, аффиляция была представлена на среднем уровне. Но начиная с первой половины 70-х годов аффиляция стала уходить из российской поэзии настолько быстро, что уже в начале 80-х была очевидна схожесть будущей истории нашей Родины с событиями, которые она переживала в начале века. Особо отметим, что в те времена экономисты говорили об ускорении, а политики — о социализме с человеческим лицом. Но поэты более точно предчувствовали всё, что произойдет в ближайшем будущем. Этот пример, по моему мнению, очень хорошо показывает ту пользу, которую способен принести контент -анализ, если применять его последовательно.

После этого можно поверить и в то, что даже самые простые количественные показатели, рассчитанные по тексту, например, средняя длина слова, дают информацию, которую невозможно выявить, вчитываясь в содержание текста. Для каждого автора средняя длина слова — величина постоянная. Поэтому, если руководитель компании-конкурента (или любого иного контрагента, за действиями которого целесообразно следить) неожиданно «выдает» текст, в котором средняя длина слова отличается от обычной для него, — это симптом. Симптом чего? А на этот вопрос должны ответить последующие разработки службы конкурентной разведки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.