Сделай Сам Свою Работу на 5

Проект «Белкнап» — «Тракстан»





CGN-35 «Тракстан».

Следующей серией ракетных фрегатов стали корабли типа «Белкнап» (англ. Belknap), вошедшие в строй в 1964—1967 годах[35]. Количество ПУ ЗРК сократилось до одной в носовой части, но теперь с неё можно было запускать как зенитные, так и противолодочные ракеты. Вместо второго ПУ фрегаты получили полноценный ангар для вертолёта и универсальную 127-мм артиллерийскую установку, расположенные в корме[35]. Впервые на кораблях такого класса устанавливалась БИУС NTDS[36]. Большие надежды возлагались на новую ГАС SQS-26, которая должна была повысить противолодочные возможности кораблей[37]. Для борьбы с ПЛ на большой дистанции предназначались беспилотные вертолёты типа DASH, которых помещалось на борту до трёх единиц, но на практике они не оправдали ожиданий[23]. Радиоэлектронное оборудование было усовершенствовано, а дальность плавания выросла на треть[35]. Фрегаты этого типа приняли участие во Вьетнамской войне, в ходе которой записали на свой счёт несколько МиГов и даже одну ПКР, сбитую ракетой крейсера «Стеретт» (англ. Sterett) — первый подобный случай в истории войн на море[38]. Далее они были модернизированы по образцу крейсеров типа «Леги»[39]. Все крейсера этого типа были списаны в 1993—1995 годах[35].



Всего флот заказал 10 фрегатов типа «Белкнап», но при обсуждении военного бюджета Конгресс СШАвыразил желание построить ещё один атомный фрегат[40]. Первоначально моряки хотели повторить проект «Бейнбридж», но желание получить более совершенную боевую единицу привело к появлению атомного близнеца фрегатов типа «Белкнап» — «Тракстана» (англ. Truxtun)[41]. Стоимость «Тракстана» достигла 163,2 миллиона долларов[23], в строй он вступил в 1967 году[36]. Он прошёл те же модернизации, что и тип «Белкнап»[42] и был списан в 1995 году[36].

Проект «Тифон»

Несмотря на то, что ЗРК серии 3-Т (Talos, Terrier, Tartar) отличались весьма высокими по меркам 1950-х годов характеристиками, американский флот был не вполне удовлетворён своими комплексами. Основным недостатком считалось ограниченное число каналов наведения ракет. Это давало потенциальному противнику возможность прорвать ПВО соединения за счёт массированных атак, ведущих к насыщению СУО ЗРК[43].



В попытке решить эту проблему американской компании «Бендикс» (англ. Bendix) был выдан заказ на разработку боевой системы «Тифон» (англ. Typhon). Комплекс разрабатывался в двух вариантах: средней дальности Typhon MR с ракетами RIM-55 и большой дальности Typhon LR с ракетами RIM −50. Отличительными чертами проекта должны были стать РЛС AN/SPG-59 с фазированной антенной решёткой и принцип наведения ракет, предусматривавший обработку отражённых радиолокационных сигналов от ракет на самом корабле. Предполагалось таким образом обеспечить многоканальное наведение. Typhon MR должен был поражать цели на удалении до 75 км, Typhon LR до 200, а в перспективе до 370 км.

Под обладающий столь высокими характеристиками ЗРК незамедлительно, даже не дожидаясь испытаний, начали проектировать корабли. Наиболее проработанным был проект ракетного фрегата DLGN, подготовленный к 1961 году. Внушительный атомоход должен был нести по одной ПУ «Тифон» большой и средней дальности, а также универсальное орудие и системы ПЛО[43]. В качестве более дешёвой альтернативы выдвигалось переоборудование под «Тифон» тяжёлого крейсера «Ньюпорт Ньюс»[43].

Несмотря на впечатляющие перспективы, ВМС США так и не получили новый ЗРК. «Тифон» оказался чрезвычайно сложной и дорогостоящей системой, его испытания проходили с большими трудностями и в 1963 году министр обороны США Р. Макнамара закрыл программу[43].

Сравнительные ТТХ ракетных крейсеров США 1960-х гг.
  «Лонг-Бич»[7] «Леги»[34] «Бейнбридж»[35] «Белкнап»[35] «Тракстан»[36] DLGN (проект)[44]
Водоизмещение, стандартное/полное, т 15 111/16 602 5146/7590 7250/7982 5409/7890 8149/8927 10 000/12 000
Энергетическая установка Ядерная, 80 000 л. с. Паротурбинная, 85 000 л. с. Ядерная, 60 000 л. с. Паротурбинная, 85 000 л. с. Ядерная, 60 000 л. с. Ядерная, 60 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов
Дальность плавания, мили на скорости, узлов Не ограничена 8000/20 Не ограничена 7100/20 Не ограничена Не ограничена
Ракетное вооружение, ПУ, количество ракет ЗРК Talos — 1 × 2 (52), ЗРК Terrier — 2 × 2 (120), ПЛРК ASROC — 1 × 8 (20) ЗРК Terrier — 2 × 2 (40), ПЛРК ASROC — 1 × 8 (8) ЗРК Terrier — 2 × 2 (40), ПЛРК ASROC — 1 × 8 (8) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1 × 2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1 × 2 (40/20) ЗРК Typhon LR/ПЛРК ASROC — 1 × 2 (60/20), ЗРК Typhon MR — 1 × 2 (80)
Артиллерийское вооружение 2 × 1 — 127-мм/38 2 × 2 — 76-мм/50 2 × 2 — 76-мм/50 1 × 1 — 127-мм/54, 2 × 1 — 76-мм/50 1 × 1 — 127-мм/54, 2 × 1 — 76-мм/50 1 × 1 — 127-мм/38
Торпедное вооружение 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 2 — 533-мм ТА, 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 2 — 533-мм ТА, 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 2 — 533-мм ТА, 2 × 3 — 324-мм ТА
Авиационное вооружение Нет Нет Нет Нет Нет 2 вертолета или СВВП
Экипаж



Крейсер «Калифорния».

Проект «Калифорния»

К концу 1960-х годов американские ВМС, накопив определённый опыт, решили вернуться к строительству атомных надводных кораблей. Атомный авианосец «Нимиц» (англ. Nimitz) породил и новое поколение ракетных крейсеров, также оснащённых ЯЭУ. Планы их строительства возникли ещё в середине 1960-х годов, однако расходы на войну во Вьетнаме и жесткая позиция Р. Макнамары привели к задержке проекта[41]. Два атомных фрегата типа «Калифорния» были поставлены флоту в 1974—1975 годах[45].

Крейсер «Вирджиния».

С формальной точки зрения они не выглядели более мощными кораблями, в сравнении с заметно меньшими по размерам фрегатами-предшественниками, однако имели гораздо более совершенное электронное оборудование, что повышало их возможности ПВО[46]. Артиллерия была представлена новейшими установкамиMark 45. К недостаткам проекта относили отсутствие ангара для вертолёта, что снижало противолодочную эффективность. Впоследствии крейсера прошли модернизацию, в ходе которой получили ПУ для ПКР «Гарпун», а также ЗАК «Вулкан-Фаланкс»[47]. Оба крейсера списали в 1995 году[45]. Всего предполагалось построить пять крейсеров этого типа, но далее было принято решение продолжить строительство атомных крейсеров типа «Вирджиния»[48].

Проект «Вирджиния»

Следующая серия атомных ракетных крейсеров тип — «Вирджиния» была построена в количестве четырёх единиц. Эти корабли были введены в строй в 1976—1980 годах[45]. «Вирджиния» стала дальнейшим развитием типа «Калифорния», с попыткой устранения недостатков предыдущего проекта. В частности, ПУ стали универсальными, типа Mk 26, в корме был смонтирован подпалубный ангар с лифтом. Последнее решение оказалось неудачным, так как в эксплуатации ангар заливался водой[49]. В итоге вертолёты с крейсеров сняли и установили на месте ангара бронированные ПУ для КР «Томагавк». Кроме того, крейсера типа «Вирджиния», так же, как и их предшественники, получили ПКРК «Гарпун» и ЗАК «Вулкан-Фаланкс»[47]. Крейсера типа «Вирджиния» были списаны в 1993 — 1995 годах[45].

Намечалось и строительство пятого крейсера типа, но американских моряков не устраивало малое количество каналов наведения зенитных ракет, что не давало серьёзных шансов на отражение массированных атак с воздуха. Поэтому, когда новая боевая система «Иджис» была доведена до пригодного состояния, все дальнейшие планы по развитию ракетных крейсеров связывались именно с ней.

Сравнительные ТТХ атомных ракетных крейсеров США 1970-х гг.
  «Калифорния»[45] «Вирджиния»[45]        
Водоизмещение, стандартное/полное, т - /10 150 - /11 000        
Энергетическая установка Ядерная, 60 000 л. с. Ядерная, 60 000 л. с.        
Максимальная скорость, узлов        
Дальность плавания, мили на скорости, узлов Не ограничена Не ограничена        
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ЗРК Tartar — 2 × 1 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1 × 8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2 × 2 (66 Standart MR и ASROC)        
Артиллерийское вооружение 2 × 1 — 127-мм/54 2 × 1 — 127-мм/54        
Торпедное вооружение 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 3 — 324-мм ТА        
Авиационное вооружение Только ВПП 1 вертолёт (2 в перегруз)        
Экипаж        

Европейские крейсера[править | править вики-текст]

Крейсер «Кайо Дуилио» типа «Андреа Дориа».

Крейсера Италии

Проект «Андреа Дориа»

Проект новых итальянских крейсеров вырос из ракетных эсминцев типа «Импавидо»[50], которые, в свою очередь, были аналогом американских ракетных эсминцев типа «Чарльз Ф. Адамс»[51]. В1964 году итальянский флот ввёл в строй два «эскортных» крейсера[52] типа «Андреа Дориа». Желая получить корабли, одинаково пригодные для решения задач ПВО и ПЛО, итальянские конструкторы сумели разместить на крейсерах не только одну спаренную ПУ ЗРК «Терьер», но и ангар, вмещавший 3 вертолёта «Си Кинг» или 4 меньших по размеру вертолёта AB-212[50]. Показатели мореходности и автономности традиционно для итальянского флота не играли решающей роли. Тем не менее, итальянские моряки пришли к выводу, что крейсера типа «Андреа Дориа» всё-таки слишком малы для эффективного выполнения своих задач и закладка третьего корабля проекта, получившего название «Энрико Дандоло», не состоялась. Оба корабля прошли модернизации с заменой электроники и ракет[53], «Кайо Дуилио» заканчивал службу в роли учебного корабля. Оба крейсера были списаны в 1991—1993 годах[50].

Крейсер «Витторио Венето».

Проект «Витторио Венето»

Получив некоторый опыт эксплуатации крейсеров типа «Андреа Дориа», итальянские моряки пришли к выводу, что для надёжного обеспечения ПЛО количество вертолётов на борту корабля надо существенно увеличить, а также обеспечить лучшие условия для их обслуживания[54]. Новый проект был подготовлен к 1965 году, а1969 году крейсер «Витторио Венето» вступил в строй[55]. Также как и его предшественники, он получил один ЗРК «Терьер», но с возможностью стрельбы ЗКР «Стандарт» и ПЛУР ASROC. Ближнюю оборону обеспечивали 8 76-миллиметровых установокM.M.I. Удлинение корпуса на 30 метров позволило увеличить состав авиагруппы — «Витторио Венето» мог нести до 6 вертолётов «Си Кинг» или 9 вертолётов AB-212. До ввода в строй лёгкого авианосца «Джузеппе Гарибальди» «Витторио Венето» был флагманом итальянского флота. В 1981—1984 годах крейсер прошёл модернизацию с установкой ПУ ПКР «Отомат» Mk2 и ЗАК «Дардо»[55]. «Витторио Венето» был исключён из состава флота в 2003 году.

Планировалось заложить в 1967 году второй крейсер этого типа под названием «Триест», но финансовые проблемы вынудили отложить строительство, а в дальнейшем флот стал отдавать предпочтение более крупным кораблям авианосного типа и закладка была окончательно отменена[56].

Эсминец «Кент» типа «Каунти»

Крейсера Великобритании

После Второй мировой войны Великобритания вступила в полосу затяжного экономического кризиса, серьёзным образом отразившегося и на Королевском флоте. Все попытки британских адмиралов получить первоклассные боевые корабли наталкивались на жёсткое сопротивление министерства финансов. Поэтому, когда Адмиралтейство представило проект «ракетного крейсера 1960 года» водоизмещением 17 000 тонн, он был незамедлительно отвергнут[57].

Проект «Каунти»

В попытках пополнить флот крупными боевыми единицами моряки пошли на вынужденную хитрость — следующий проект ракетного корабля официально именовался эсминцем, хотя по размерениям не уступал крейсерам Второй мировой и фактически был аналогом американских DLG[58]. Несмотря на официальную классификацию, в авторитетных справочниках он именовался ракетным крейсером[59].

Проект «Каунти» формировался вокруг главного оружия корабля — ЗРК «Си Слаг». Ракеты стартовали с кормовой спаренной установки, но транспортировались через весь корабль из носового погреба. Необычным для 1960-х годов был второй тип ЗРК — 2 системы малой дальности «Си кэт». Эффективность этих комплексов считалась низкой из-за примитивного способа наведения ракет — ручного, с помощью оптического прицела. Несмотря на это в ходе Фолклендского конфликта комплексы «Си кэт» сбили 8 аргентинских самолётов, а вот «Си слаг» — ни одного[60].

Кроме того, эсминцы получили внешне мощное артиллерийское вооружение — 2 спаренные установки универсальных 114-мм орудий QF Mark V, разработанных ещё в конце Второй мировой, но это решение было вынужденным, так как современное автоматическое орудие разработать не успели. Впоследствии одну из установок заменили на 4 ПУ ПКРК «Экзосет». К положительным сторонам проекта относилась впервые применённая комбинированная энергетическая установка, включавшая 2 паровые турбины для экономического хода и 6 газовых турбин для полного[58]. В 1962—1963 годах британский флот получил первые четыре корабля типа «Каунти», в 1966—1970 годах в строй вошла вторая четвёрка. В 1982 году два из них, «Глэморган» и «Энтрим» участвовали в боях за Фолкленды, причём «Глэморган» получил попадание ПКР «Экзосет»[61], а в «Энтрим» попала авиабомба. В обоих случаях боеприпасы не взорвались[62].

Эсминец «Бристоль»

В 1981—1987 годах 4 корабля этого типа были проданы Чили, где прошли серьёзную модернизацию[63].

Проект 82

Последний британский проект, заслуживавший определение «крейсер», разрабатывался как корабль эскорта для перспективных авианосцев CVA[64]. После того как в 1966 годулейбористское правительство отказалось от планов постройки больших авианосцев, пришлось отвергнуть и план строительства 4 кораблей проекта 82. Тем не менее, один корабль было решено всё же построить для отработки новых систем оружия, причём по политическим соображениям он именовался эсминцем, но авторитетные издания классифицировали его как лёгкий крейсер[65].

«Бристоль» вступил в строй в 1973 году. Он стал первым британским кораблём, оснащённым ЗРК зональной обороны «Си Дарт». Кроме того он нёс ПЛРК «Икара» и бомбомёт «Лимбо» для решения противолодочных задач, а также новейшую 114-мм универсальную артустановку Mark 8. Базирование вертолётов не предусматривалось, поскольку оборону соединения должны были обеспечивать винтокрылые машины с так и не построенных авианосцев[66]. Хотя «Бристоль» считался «белым слоном» британского флота[67], его солидные размеры и мощные системы связи позволяли эффективно использовать корабль в качестве флагманского. В 1982 году «Бристоль» также участвовал в Фолклендской войне, не добившись особых успехов, но и избежав попаданий.

Сравнительные ТТХ европейских ракетных крейсеров
Характеристики «Андреа Дориа»[68] «Витторио Венето»[69] «Каунти»[70] «Бристоль»[66]    
Государство    
Водоизмещение, нормальное/полное, т 5000/6500 7500/8850 6200/6800 6700/7700    
Энергетическая установка Паротурбинная, 60 000 л. с. Паротурбинная, 73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.    
Максимальная скорость,узлов 30,5    
Дальность плавания, мили на скорости, узлов 5000/17 5000/17 3500/28 5000/18    
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ЗРК Terrier — 1 × 2 (40) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1 × 2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1 × 2 (30), ЗРК Seacat — 2 × 4 (32) ЗРК Sea Dart — 1 × 2 (40), ПЛРК Ikara — 1 × 1 (32)    
Артиллерийское вооружение 8 × 1 — 76-мм/62 8 × 1 — 76-мм/62 2 × 2 — 114-мм/45, 1 × 2 — 20-мм 1 × 1 — 114-мм/55    
Торпедное вооружение 2 × 3 — 324-мм ТА 2 × 3 — 324-мм ТА Нет ТА нет, имеется бомбомёт Limbo    
Авиационное вооружение 4 вертолёта 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет    
Экипаж 440—471    

Советские крейсера[править | править вики-текст]

Концепция отечественного ракетного крейсера складывалась в специфических условиях 1950-1960-х годов, которые предопределили значительные отличия в развитии этого класса боевых кораблей между советским и западным флотами.

Страны НАТО, главным образом США, могли позволить себе развивать крейсера как эскортные корабли, ориентированные на выполнения задач ПВО и ПЛО. По сути, они перестали быть крейсерами в изначальном значении этого слова и не случайно долгое время именовались фрегатами. Советский надводный флот считался слишком слабым и прижатым к собственным берегам, поэтому возможность морских боёв надводных кораблей западными стратегами даже не рассматривалась[71].

В свою очередь, советское военно-морское руководство искало пути борьбы с радикально превосходящими надводными силами вероятного противника, прежде всего авианосными, с помощью нетрадиционных решений. Этим и было вызвано быстрое развитие ударного ракетного оружия корабельного базирования в советском ВМФ[71]. Массивным ПКР, предназначенным для поражения авианосцев, требовались соответствующие носители и в их числе в отечественном флоте появились ракетные крейсера.

Требовался корабль, способный длительное время сопровождать авианосное соединение и в соответствующий момент нанести по нему сокрушительный удар. По этой доктрине инициатива должна была оставаться за нами. Это и понятно — если бы инициатива была у вероятного противника, то шансов у нас не было бы никаких.

Перед советскими конструкторами была поставлена задача создать корабль для уничтожения авианосцев. Так начал зарождаться тип советского ракетного крейсера.

— Соколов А.Н. Советский ракетный крейсер. Зигзаги эволюции.[72]

Проект 63

В середине 1950-х годов стало известно о планах США ввести в состав флота ряд надводных кораблей с ядерной силовой установкой. Особое внимание советских моряков привлёк ракетный крейсер «Лонг Бич», считавшийся квинтэссенцией технического прогресса в области военно-морских вооружений. В 1956 годубыло принято решение о проектировании атомного ракетного крейсера проекта 63[73].

Намечалось построить корабли с мощным ударным вооружением и солидной системой ПВО. Основным противокорабельным калибром должны были стать ракеты П-6 с дальностью стрельбы около 300 км[74]. Две счетверённые установки обеспечивали восьмиракетный залп, общий боекомплект должен был включать 24 ракеты. Это оружие дополнялось двумя огромными крылатыми ракетами П-20, весившими около 30 тонн и имевшими дальность стрельбы 3000 км[75]. Точность оценивалась как невысокая, но компенсировалась наличием ядерного заряда[73].

ПВО крейсера проекта 63 должны были обеспечивать 2 спаренные ПУ ЗРК М-3 и 4 спаренные ПУ ЗРК М-1. Общий запас ракет составлял 172 штуки[73]. Достреливать прорвавшиеся цели предполагали четырьмя установками АК-726, размещёнными побортно. Кроме того, имелись бомбомёты и 2 вертолёта Ка-25. Необычным для послевоенного периода являлось наличие бронирования относительно солидной толщины[73].

К строительству планировали приступить в 1958 году, а всю серию из 7 кораблей сдать флоту в 1961-1964 годах[73]. Но разработка комплекса М-3 затягивалась, создать подходящую для крейсера ЯЭУ также не удалось[73]. Кроме того возникли сомнения в боевой эффективности подобного корабля против американских авианосных соединений. С учётом настроя Н. С. Хрущёва против крупных надводных кораблей, проект закрыли в 1959 году[73].

В те же годы прорабатывался проект крейсера УДД — носителя крылатых ракет П-100, водоизмещением 9000 — 10 000 тонн, имевший 4-8 ПУ для стратегических КР, ЗРК М-1 и 57-мм автоматы[73]. Принятие на вооружение межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 положило конец узкоспециализированному, но весьма дорогостоящему проекту[73].

Проект 58

Ракетный крейсер «Грозный», 1990 год.

Проект первого, реального построенного ракетного крейсера СССР в итоге стал следствием эволюции эсминцев. Будущиекрейсера проекта 58 разрабатывались с 1956 года как дальнейшее развитие эсминцев проекта 57-бис. К строительству головного корабля приступили в 1960 году, а в 1962 году его сдали флоту, причём в постройке он расплывчато именовался «кораблём с реактивным вооружением». О переклассификации его в крейсер задумались в ходе постройки, окончательно вопрос был решён во время визита на корабль Н. С. Хрущёва 22 июля 1962 года[76]. Организация службы на них осталась смешанной, крейсерско-миноносной, что вызывало определённые затруднения[77].

В 1962-1965 годах промышленность сдала флоту 4 крейсера проекта 58 — «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко»и «Варяг»[78]. Предполагалось строительство 16 крейсеров проекта, но в начале 1960-х годов руководство страны рассматривало в качестве главной задачи надводных сил флота борьбу с американскими ПЛАРБ[78].

Если по первоначальному замыслу эти корабли должны были бороться с эсминцами и лёгкими крейсерами противника, то после переклассификации на них возложили и задачу уничтожения вражеских авианосных группировок. Решать её крейсера должны были при помощи противокорабельного ракетного комплекса П-35[79]. Огромные ракеты, чья масса превышала 4 тонны, имели сверхзвуковую скорость и дальность действия до 250 км[74], хотя последнее значение могло быть достигнуто лишь при условии внешнего целеуказания, которое было весьма проблематично осуществить при атаке авианосных соединений. Масса боевой части колебалась от 800 до 1000 кг, имелась и «специальная» боевая часть с ядерным зарядом. Была предусмотрена возможность перезарядки пусковых установок в море, но фактически эту сложную операцию можно осуществить лишь в базе[80].

Зенитное вооружение было представлено, прежде всего, ЗРК М-1 «Волна». Спаренная ПУ размещалась в носовой части и имела два подпалубных барабана, вмещавших 16 ракет. Комплекс являлся одноканальным и имел сравнительно умеренные характеристики — максимальная наклонная дальность стрельбы 15 км, впоследствии доведённая до 22 км[81]. Расположение ПУ на практике оказалось неудачным, так как близость ПУ ПКР ограничивала углы обстрела[82]. Фактически зенитными считались и две спаренные установки АК-726 калибра 76 мм, размещённые в корме. Они имели высокий темп стрельбы, но лишь одну систему управления огнём, что фактически позволяло обстреливать одновременно лишь единственную цель. Впоследствии они были дополнены на трёх крейсерах проекта, кроме «Адмирала Фокина», батареей из 4 зенитно-артиллерийских комплексов АК-630.

Прочее вооружение включало 2 торпедных аппарата и два бомбомёта, причём оба вида оружия предназначались, прежде всего для борьбы с подводными лодками, однако возможности крейсеров по обнаружению подводных целей были крайне ограничены слабой гидроакустической станцией[78].

Крейсера типа «Грозный» стали одними из первых кораблей советского флота, на которых предусматривалось базирование вертолёта. Он предназначался, главным образом, для целеуказания противокорабельным ракетам, однако на крейсерах не было ангара, а лишь посадочная площадка, что затрудняло его эксплуатацию.

В целом, крейсера типа «Грозный» стали этапными для отечественного ВМФ. Несмотря на ограниченные размеры, он обладал огромной ударной мощью, особенно с учётом наличия на борту ядерных боеголовок для ракет. Весьма высокой была и насыщенность современными радиоэлектронными средствами[82]. Вместе с тем, проект был не лишён и существенных недостатков. Зенитное и артиллерийское вооружение оказались слабыми, противолодочные возможности незначительными. Дальность плавания и автономность не удовлетворяли поставленным задачам, а экипаж страдал от неудовлетворительных условий обитаемости на корабле[78].

В ходе боевой службы советского флота крейсера типа «Грозный» активно привлекались к слежению за американскими авианосными соединениями, хотя реально им было бы затруднительно нанести успешный удар. Вероятный противник быстро научился скрывать положение авианосца в ордере с помощью средств радиоэлектронной борьбы[77].

Чтобы обеспечить хоть какую-то приемлемую вероятность поражения авианосца, «Грозному» нужно было стрелять на минимальной дальности, находясь чуть ли не внутри походного порядка противника. Это, естественно, сводило его собственную боевую устойчивость к нулевому значению.

— Платонов А.В. Крейсеры советского флота.[83]

Крейсера этого типа не вполне устраивали флот, так как были слишком ограничены в размерах, поэтому был предложен усовершенствованный крейсер проекта 900. Вооружение крейсера оставалось прежним, но с заменой ракет П-35 на П-6, для унификации с оружием ПЛ, водоизмещение, скорость и дальность плавания существенно возрастали, а увеличившиеся размеры позволяли разместить подпалубный ангар для 1-2 вертолётов Ка-25. Дальше эскизного проекта эта разработка не продвинулась[84].

Кроме того на базе крейсера проекта 58 планировалось создать корабль радиолокационного дозорапроекта 62[85].

Проект 1126

В 1959 году на боевое патрулирование стали выходить американские ПЛАРБ. Они действовали в зонах удалённых от побережья СССР, что вынуждало советские противолодочные силы выходить из под прикрытия истребителей берегового базирования. Поскольку авианосцев отечественный флот не имел и строить их не собирался, понадобились специальные корабли ПВО, способные прикрыть советские БПК в районах поиска ПЛ[86].

В 1959 году было решено разработать корабль ПВО, который прикрывал бы советские противолодочные группы от атак с воздуха и являлся бы их флагманом[86]. В том же году были определены основные ТТХ корабля. Основным вооружением 10 000-тонного корабля должен был стать зенитный комплекс большой дальности М-31, представленный двумя спаренными установками. Предполагалось поражать с его помощью воздушные цели на удалении 50—60 км и на высотах до 25 км[87]. Его дополняли два ЗРК средней дальности М-11 «Шторм», 2-4 57-мм спаренные установки, а также некоторые противолодочные средства[86]. Планировалось оснастить крейсер проекта 1126 мощными РЛС и средствами управления.

Программой кораблестроение на 1959-1965 годы намечалось строительство 3 таких кораблей, затем их количество сократили до 2, а в 1961 году вообще исключили из планов постройки[88]. Перспективный комплекс М-31 так и не был доведён до пригодного к эксплуатации состояния.

Проект 1134

Проект 1134.

Второй проект ракетного крейсера СССР, воплощённый в металле, появился не вполне предвиденным образом. В 1961 году было выдано задание на проектирование корабля ПВО и ПЛО, способного сочетать в себе достоинства находившихся тогда в постройке крейсеров проекта 58 и БПК проекта 61. Как одна из важнейших, рассматривалась задача сопровожденияпротиволодочных крейсеров проекта 1123[89].

Предполагалось оснастить корабль новейшим ЗРК М-11 «Шторм», а также противолодочным ракетным комплексом, которые ещё только предстояло разработать. За конструктивную основу взяли корпус крейсера проекта 58, но в силу новых требований по размещению оружия и дальности плавания, его пришлось пропорционально увеличить. Уже к моменту завершения технического проектирования стало известно, что разработка «Шторма» задерживается и проект переработали под уже стоявший на вооружении ЗРК М-1 «Волна»[90].

Таким образом, основным вооружением новых кораблей, вступивших в строй под наименованием БПК, стали две спаренные ПУ ЗРК «Волна» в носу и корме. Отличительной чертой «Беркутов» стал боезапас зенитных ракет, вдвое больший, чем у проекта 61 и вчетверо, чем у проекта 58. Этого достигли перейдя к конвейерному способу подачи ракет, в отличие от барабанного на предшественниках[90].

Количество противокорабельных ракет напротив, сократилось. Проект 1134 имел лишь две спаренные ПУ ПКР П-35, причём запасные ракеты отсутствовали. Было признано, что перезарядка, занимавшая несколько часов и возможная лишь при спокойном море, в бою будет нереальна[90]. Ослабленной оказалось и артиллерия — вместо 76-мм установок «Беркуты» получили лишь 57-мм спаренные установки АК-725. Эта система проявила себя весьма ненадёжной[91], а на кораблях проекта 1134 была ещё и неудачно размещена по бортам, ближе к корме. Впоследствии огневую мощь ближней ПВО повысили установкой двух батарей АК-630, но только на половине кораблей проекта[92].

Зато несколько выросли противолодочные возможности. Корабли получили две ГАС — «Титан» и «Вычегда», обеспечивавшие несколько большие дальности обнаружения ПЛ, чем «Геркулес-2М» на проекте 58[93]. Торпедные аппараты, ориентированные на задачи ПЛО стали пятитрубными, но главным новшеством оказалось другое. «Беркуты» стали первыми в отечественном флоте кораблями, которые оснащались ангаром для постоянного базирования вертолёта[90].

Первоначально в серии намечалось постройка 10 кораблей проекта 1134, но реально в строй ввели 4 — «Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Севастополь», «Вице-адмирал Дрозд»[94]. Все они вошли в состав в1967—1969 годах и действовали в составе Северного и Тихоокеанского флотов, активно участвуя в боевой службе[95]. В ходе практического использования выявилось, что «Беркуты» имеют крайне ограниченные возможности в плане ПЛО, несмотря на наличие вертолёта Ка-25. К самостоятельному поиску ПЛ их даже не привлекали[91]. Поэтому в 1977 году БПК проекта 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера, хотя и в этом качестве они выглядели не вполне полноценными[94].

В целом крейсера проекта 1134 не стали этапными в отечественном кораблестроении. Вынуждено спроектированные под имеющееся вооружение, они были неудачны и как противолодочные корабли и как крейсера[91]. К достоинствам проекта относили лишь хорошую мореходность, лучшую, чем у предшественников, обитаемость и возможность постоянного базирования вертолёта[96].

На этом советское крейсеростроение взяло паузу почти на десять лет, хотя эксперты НАТО относили к классу ракетных крейсеров последующие модификации «Адмирала Зозули» — БПК проектов 1134А и1134Б.

Сравнительные ТТХ ракетных крейсеров СССР 1960-х гг.
  Проект 63 (не строился)[97] Проект 58[98] Проект 1126 (не строился)[99] Проект 1134[100]    
Водоизмещение, стандартное/полное, т ?/ 20 000 4340/5570 ?/6200—11 000 5335—7 125    
Энергетическая установка, л. с. Ядерная, 132 000 Паротурбинная, 90 000 Паротурбинная, 90 000 Паротурбинная, 90 000    
Максимальная скорость, узлов 32,5 34,5 30-35,5    
Дальность плавания, мили на скорости, узлов Неограниченная 3500/18 5000/24 5000/14    
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ПУ ПКРК П-40 — 2 × 4 (24), ПУ КР П-20 — 2 × 1 (2), ПУ ЗРК М-3 — 2 × 2 (44), ПУ ЗРК М-1 — 4 × 2 (128) ПУ ПКРК П-35 — 2 × 4 (16), ПУ ЗРК М-1 — 1 × 2 (16) ПУ ЗРК М-3 или М-31 – 2 × 2, ПУ ЗРК М-1 – 2 × 2 или 4 × 2 ПУ ПКРК П-35 — 2 × 2 (4), ПУ ЗРК М-1 — 2 × 2 (64)    
Артиллерийское вооружение 4 × 2 — 76,2-мм/59 2 × 2 — 76-мм/59 2 × 2 — 76-мм/59 2 × 2 — 57-мм/78    
Противолодочное вооружение 2 × 12 — РБУ-6000 2 × 12 — РБУ-6000, 2 × 5 — 533-мм ТА 2 × 12 — РБУ-6000 или 2 × 6 — РБУ-1000, 2 × 5 — 533-мм ТА 2 × 12 — РБУ-6000, 2 × 6 — РБУ-1000, 2 × 5 — 533-мм ТА    
Авиационное вооружение 2 вертолёта 1 вертолёт 1 вертолёт 1 вертолёт    
Экипаж ? ?    

Современные ракетные крейсера[править | править вики-текст]

Американские крейсера[править | править вики-текст]

См. также: Список ракетных крейсеров США

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.