Сделай Сам Свою Работу на 5

Проект «Галвестон» — «Провиденс»





Содержание

[убрать]

· 1Переоборудованные ракетные крейсера

o 1.1Американские крейсера

o 1.2Европейские крейсера

o 1.3Советские крейсера

· 2Первые ракетные крейсера специальной постройки

o 2.1Крейсера США

o 2.2Европейские крейсера

o 2.3Советские крейсера

· 3Современные ракетные крейсера

o 3.1Американские крейсера

o 3.2Советские/российские крейсера

· 4Оценка класса ракетных крейсеров

· 5Перспективные ракетные крейсера

· 6См. также

· 7Примечания

· 8Литература

· 9Ссылки

Переоборудованные ракетные крейсера[править | править вики-текст]

Американские крейсера[править | править вики-текст]

Ракетный крейсер CAG-1 «Бостон»

Разработка первых зенитных управляемых ракет, начатая в СШАс конца 1940-х годов, заставила командование флота задуматься о выборе подходящих носителей для нового оружия. Поскольку американский флот был не только огромным по размеру, но и состоял по большей части из новых кораблей, строительство дополнительных боевых единиц не выглядело разумным. Гораздо более предпочтительными казались планы перестройки существующих кораблей в ракетные и самыми подходящими в этом плане были крейсера, особенно учитывая немалые габариты первых управляемых ракет.



Первыми крейсерами-ракетоносцами американского флота можно условно считать 4 корабля типа «Балтимор», модернизированных в 1954—1955 годах для применения самолётов-снарядов «Регулус-1» класса «корабль-берег». Переоборудование свелось к замене гидросамолётов на самолёты-снаряды, которые размещались в том же подпалубном ангаре. Боекомплект состоял из 4 самолётов-снарядов. Всё остальное вооружение тяжёлых крейсеровсохранялось, ввиду чего эти корабли не считались настоящими ракетоносцами.

Проект «Бостон»

Фактически первыми «настоящими» ракетными крейсерами американского флота стали «Бостон» (англ. CAG-1 Boston) и «Канберра» (англ. CAG-2 Canberra), принадлежавшие к классу тяжёлых крейсеров «Балтимор». В 1952—1956 годах они прошли переоборудование, в ходе которого получили по две спаренные установки ЗРК «Терьер» вместо кормовых башен главного и универсального калибра[1]. Для размещения нового оружия и оборудования, обеспечивающего его работу, объём надстроек кораблей пришлось увеличить примерно в два раза, заменить фок-мачту на усиленную и вместо двух дымовых труб оставить лишь одну[2]. Неуверенность в новом оружии и потребность в артиллерийской поддержке операций против берега заставило флот сохранить штатную артиллерию в носовой части[3].



Наличие мощной артиллерии предопределило использование крейсеров у берегов Вьетнама в ходеВьетнамской войны. В ходе обстрелов побережья выявилась опасность отсутствия у этих кораблей артиллерийского огня в кормовом секторе — вьетнамские береговые батареи часто открывали огонь в момент отхода американцев, когда те не могли отвечать. «Бостон» серьёзно пострадал от их обстрела в1972 году, а в 1968 году был повреждён вследствие ошибочной атаки своих же штурмовиков[4]. Значительная изношенность крейсеров привела к тому, что серьёзной модернизации в ходе службы они не подвергались и были выведены из состава флота в 1970 году[1].

Проект «Галвестон» — «Провиденс»

Ракетный крейсер «Спрингфилд» типа «Провиденс».

Поскольку тяжёлые крейсера с их 203-мм артиллерией считались слишком ценными единицами, руководство американского флота выделило для дальнейшей перестройки в ракетные шесть лёгких крейсеров типа «Кливленд». Их разделили на две группы по три единицы для оснащения ЗРК «Террьер» и «Тэйлос» соответственно. Предполагалось переоборудовать их по образцу «бостонов» с сохранением всего артиллерийского вооружения в носовой части. Но эти планы удалось осуществить только в отношении головных кораблей обеих групп, «Галвестон» (англ. CLG-3 Galveston)и «Топеки» (англ. CLG-8 Topeka). Первый получил две спаренные ПУ для ракет «Террьер» с боезапасом 120 единиц, второй две ПУ для ракет «Тэйлос» с боезапасом 52 единицы. ЗРК дальнего действия «Тэйлос» обладал выдающимися для своего времени характеристиками по дальности и потолку стрельбы, однако огромные двухступенчатые ракеты массой более 3 тонн пришлось хранить в расстыкованном состоянии, что резко снижало фактический темп стрельбы.



Очень быстро выяснилось, что для нового вооружения и оборудования на крейсерах не хватает места, поэтому следующие крейсера модернизировались более радикально. Артиллерия сократилась до двух башен 152- и 127-мм орудий, носовая надстройка существенно увеличилась, а в середине корпуса установили огромную решётчатую мачту для радаров. Линию «Галвестона» продолжили «Литтл Рок» (англ. CLG-4 Little Rock) и «Оклахома» (англ. CLG-5 Oklahoma City), а по образцу «Топеки» перестроили «Провиденс» (англ. CLG-6 Providence), «Спрингфилд» (англ. CLG-7 Springfield). Эти гибриды не считались особенно удачными кораблями, хотя внедрение в 1960-х годах более совершенных моделей ракет повысило их боевой потенциал. Последний их крейсеров этих типов был списан лишь в 1979 году.

Проект «Олбани»

Ракетный крейсер CG-12 «Коламбус» типа «Олбани».

В 1962 году в состав флота вошли три радикально переоборудованных крейсера типа «Балтимор» — «Олбани» (англ. CG-10 Albany), «Чикаго» (англ. CG-11 Chicago), «Коламбус» (англ. CG-12 Columbus). Их главным калибром впервые стали ракеты — крейсера получили по две спаренные ПУ ЗРК «Талос» и «Терьер». Всё прежнее артиллерийское вооружение на них было заменено на две универсальных одноорудийных установки Мк-30, что позволило довести общий боекомплект до 188 зенитных ракет. Это вооружение дополняла восьмиконтейнерная пусковая установка ASROC. Существовали планы переоборудования в ракетный «большого» (фактически линейного) крейсера «Аляска» (англ. CB-1 Alaska), но по финансовым соображениям они были отклонены.

Американские ракетные крейсера активно применялись в военных действиях против Демократической республики Вьетнам. В задачи кораблей входило обеспечение ПВО, а также артиллерийские обстрелы берега. Противодействие вьетнамцев было спорадическим, но иногда крейсерам удавалось проявить себя. Так, в апреле 1972 года крейсер «Чикаго» отразил воздушную атаку, сбив МиГ-17 с дистанции 70 км с помощью ЗРК «Талос»[5].

Все корабли этих типов были выведены из состава флота в 1970-х годах.

Сравнительные ТТХ перестроенных ракетных крейсеров США
Характеристики «Бостон»[1]> «Галвестон»[6] «Провиденс»[6] «Олбани»[7]    
Водоизмещение, стандартное/полное, т 13 589/17 947 11 106/15 152 11 106/15 152 14 394/18 777    
Энергетическая установка Паротурбинная, 120 000 л. с. Паротурбинная, 100 000 л. с. Паротурбинная, 100 000 л. с. Паротурбинная, 120 000 л. с.    
Максимальная скорость,узлов    
Дальность плавания, мили на скорости, узлов 7300/20 8000/15 8000/15 7000/15    
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ЗРК Terrier — 2 × 2 (72) ЗРК Talos — 1 × 2 (46) ЗРК Terrier — 1 × 2 (120) ЗРК Talos — 2 × 2 (52), ЗРК Tartar — 2 × 2 (42) ПЛРК ASROC — 1 × 8 (8)    
Артиллерийское вооружение 2 × 3 — 203-мм/55, 5 × 2 — 127-мм/38, 4 × 2 — 76-мм/50 1 × 3 — 152-мм/47, 1 × 2 — 127-мм/38 1 × 3 — 152-мм/47, 1 × 2 — 127-мм/38 2 × 1 — 127-мм/38    
Торпедное вооружение Нет Нет Нет 2 × 3 — 324-мм ТА    
Экипаж    

Европейские крейсера[править | править вики-текст]

Строительство европейских крейсеров в первый послевоенный период было крайне ограниченным. Фактически шла лишь достройка кораблей, заложенных ещё во время войны, и переоборудование уже существующих кораблей.

Великобритания, несмотря на желание Королевского флота приобщиться к новейшим технологиям, не строила ракетных крейсеров до начала 1960-х годов. Имелся шанс на достройку в качестве ракетных трёх крейсеров типа «Тайгер», но британская политика в то время декларировала оснащение флота оружием исключительно собственного производства, а до конца 1950-х британские корабельные ЗРК не были окончательно доведены. В результате крейсера вступили в строй как чисто артиллерийские, став последними в мире кораблями этого типа[8]. На рубеже 1960-х—1970-х годов они прошли переоборудование в крейсера-вертолётоносцы и получили ЗРК ближнего действия «Си Кэт»[9].

Французы в 1956 году достроили крейсер «Де Грасс», заложенный ещё в 1938 году, в качестве крейсера ПВО с универсальной артиллерией[10]. К 1959 году по образцу «Де Грасса» построили ещё один крейсер «Кольбер», также вооружённый универсальной артиллерией калибра 127 и 57 мм[10]. В 1970—1972 годах«Кольбер» прошёл модернизацию с установкой ЗРК «Масурка». Кроме того значительно изменился состав артиллерии, включавший теперь новейшие 100-миллиметровые орудия Model 68 и сокращённое количество зенитных автоматов. Позднее на нём разместили и ПУ для ПКР «Экзосет»[11]. Списали «Кольбер» в 1991 году[10].

Ракетный крейсер «Кольбер» в порту Бордо.

Весьма необычным оказался итальянский проект. В 1957—1961 годах был переоборудован крейсер «Джузеппе Гарибальди», построенный ещё до Второй мировой войны. Вся прежняя артиллерия была снята и заменена на универсальные автоматические орудия калибра 135-мм и 76 мм. В корме была установлена спаренная ПУ ЗРК «Терьер» с солидным боекомплектом[12]. Кроме того он получил и четыре шахты длябаллистических ракет «Поларис» производства США. Это было сделано в рамках программы НАТО, предусматривавшей размещение баллистических ракет на крупных кораблях блока. Однако после Карибского кризиса программа была отменена и «Джузеппе Гарибальди» так и не получил ракеты «Поларис». Крейсер был списан в 1972 году[12].

Голландцы достроили к 1953 году два крейсера типа «Де Зевен Провинсен», заложенные ещё в 1939 году. В соответствии с новыми требованиями крейсера получили очень мощную и скорострельную артиллерию главного калибра, способную стрелять и по воздушным целям, а также шведские зенитные автоматы калибра 57 и 40 мм[13]. Однако командованию ВМС Нидерландов крейсера казались недостаточно совершенными и в 1962—1964 году «Де Зевен Провинсен» претерпел радикальную реконструкцию. Кормовые башни главного калибра сняли, как и часть зенитных автоматов, а на их месте установили спаренную ПУ ЗРК «Терьер». Существенные изменения претерпела и электроника корабля, после чего изменился и его внешний вид. В 1978 году «Де Зевен Провинсен» был продан Перу, причём комплекс «Терьер» перед продажей сняли, а на его месте оборудовали ангар для вертолётов[13].

Сравнительные ТТХ перестроенных европейских ракетных крейсеров
Характеристики «Кольбер»[11] «Джузеппе Гарибальди»[14] «Де Зевен Провинсен»[15]      
Государство      
Водоизмещение, нормальное/полное, т 8 500/11 300 9 802/11 600 9 529/11 850      
Энергетическая установка Паротурбинная 86 000 л. с. Паротурбинная 85 000 л. с. Паротурбинная 85 000 л. с.      
Максимальная скорость, узлов 31,5      
Дальность плавания, мили на скорости, узлов 4000/25 4000/20 ?      
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ЗРК MASURCA — 1 × 2 (48) ПКРК Exocet MM 38 — 4 × 1 ЗРК Terrier — 1 × 2 (72) ЗРК Terrier — 1 × 2 (40)      
Артиллерийское вооружение 2 × 1 — 100-мм/55 6 × 2 — 57-мм 2 × 2 — 135-мм/45 8 × 1 — 76-мм/62 2 × 2 — 152-мм/53 3 × 2 — 57-мм 4 × 1 — 40-мм      
Авиационное вооружение Нет 1 вертолёт Нет      
Экипаж      

Советские крейсера[править | править вики-текст]

Этап внедрения нового оружия на уже построенные корабли проходил в ВМФ СССР под большим влиянием личных взглядов Н. С. Хрущёва, увлекавшегося ракетами и недолюбливавшего крупные корабли. Особое раздражение вызывали у него новые крейсера проекта 68-бис. Руководство СССР понимало, что боевая ценность артиллерийских кораблей в условиях превосходства на море и в воздухе вооружённых сил вероятного противника, развития ракетного вооружения, реактивной авиации и существенного повышения возможностей подводных лодок, крайне низка. При этом сказывались и финансовые ограничения, строительство и эксплуатация крупных артиллерийских кораблей отнимали ресурсы у более перспективных проектов.

Сейчас, когда имеются самолёты-ракетоносцы и имеются ракеты, которые можно пускать на цель на большом расстоянии, недосягаемом для артиллерии кораблей, сложилось другое положение. Поэтому можно сказать, что сейчас линкоры и крейсера — это плавающие гробы, они устарели.[16]

В этих условиях руководство флота активизировало усилия по переоборудованию крейсеров в соответствии с новыми веяниями в верхах. Первоначально предполагалось переоборудовать 4 строящихся крейсера 68бис в носители «реактивного вооружения ближнего действия» по проекту 67. Было намечено отказаться от артиллерии главного калибра, установив вместо неё две спаренные ПУ для противокорабельных ракет КСС. Для проведения испытаний этого оружия в 1955 году крейсер «Адмирал Нахимов» был переоборудован по проекту 68Э. Изъяв артиллерию из носовой башни, установили однобалочную ПУ для ракет. Испытания прошли неудачно, а сама ракета была признана маломощной для крейсера.

Ракеты, пройдя только бросковые испытания, зачастую ставились на корабль в ущерб их боевым качествам, да и, наверное, здравому смыслу… Зачем, например, было ставить на крейсер «Нахимов» береговой комплекс КСС? Сразу было ясно, что он не жизнеспособен.[17]

Почти одновременно была начата программа преобразования крейсеров проекта 68-бис в корабли ПВОпроекта 70. Намеревались снять все башни главного калибра, заменив их спаренными ПУ зенитного комплекса М-2 «Волхов-М». Для отработки комплекса в 1957-1958 годах переоборудовали крейсер «Дзержинский» по проекту 70Э, оснастив его одной ракетной ПУ вместо кормовой возвышенной башни главного калибра. Испытания прошли сравнительно успешно, но адмиралам не понравился малый боезапас (10 ракет) и солидные габариты ракеты комплекса. Вследствие этого была прекращена разработка проекта 71, в котором сохранялись носовые артиллерийские башни, а кормовые заменялись двумя ПУ ЗРК «Волхов-М».

Наконец в 1958 году началась разработка крейсеров проекта 64, в которые должны были быть перестроены уже заложенные артиллерийские крейсера проекта 68бис-ЗИФ. На них планировали установить ПУ для крылатых ракет П-6, а также ПУ для ЗРК М-3 большой дальности и М-1 «Волна» — малой дальности. Всю артиллерию главного калибра предполагалось снять. Перестройка головного крейсера «Кронштадт» началась в 1958 году, но в конце того же года работы прекратили и все недостроенные крейсера пошли на слом.

Таким образом, в результате всех усилий советский ВМФ получил лишь один крейсер, «Дзержинский», оснащённый ракетным оружием, но почти сразу переклассифицированный в учебный. Он был выведен из состава ВМФ в 1988 году.

Сравнительные ТТХ перестроенных ракетных крейсеров СССР 1950-х гг.
  Проект 67 (не строился) Проект 64 (не строился) Проект 70 (не строился) Проект 70Э Проект 71 (не строился)  
Водоизмещение, стандартное/полное, т 13 140/16 050 ?/≈16 400 13 450/16 610 12 970/16 070 13 410/16 590  
Энергетическая установка Паротурбинная 110 000 л.с. Паротурбинная 110 000 л.с. Паротурбинная 110 000 л.с. Паротурбинная 110 000 л.с. Паротурбинная 110 000 л.с.  
Максимальная скорость,узлов 31,5 31,5 31,5 31,5  
Дальность плавания, мили на скорости, узлов 4700/17 4700/17 5300/17 7400/17 5500/17  
Ракетное вооружение, ПУ,количество ракет ПКРК «Стрела» — 2х2 (19) ПКРК П-6 — 3×4 (12) ЗРК М-3 − 2×2 (20) ЗРК М-1 — 4×2 (64) ЗРК М-2 — 4x2 (44) ЗРК М-2 — 1×2 (10) ЗРК М-2 — 2×2 (22)  
Артиллерийское вооружение 4х2 −100-мм 6х4 — 57-мм 4х2 −76-мм 6х2 — 100-мм 5х4 — 57-мм 3х3 — 152-мм 6×2 — 100-мм 8×2 — 37-мм 2х3 — 152-мм 4×2 — 100-мм 4×4 — 57-мм  
Авиационное вооружение  
Экипаж ?  

Первые ракетные крейсера специальной постройки[править | править вики-текст]

Крейсера США[править | править вики-текст]

Атомный ракетный крейсер CGN-9 «Лонг Бич».

С конца 1950-х годов США приступили к массовому строительству ракетных кораблей для нужд океанского эскорта — охраненияавианосных соединений и конвоев. Новое вооружение потребовало роста водоизмещения и корабли получались заметно крупнее эсминцев, поэтому они стали числиться во флоте США как лидер эсминцев и были классифицированы как ракетные лидеры (Guided Missile Destroyer Leader, DLG) или атомные ракетные лидеры (Nuclear-Powered Guided Missile Destroyer Leader, DLGN). В дальнейшем, эти боевые единицы, сохранив официальное обозначение лидеров, стали официально именоваться ракетными фрегатами (Guided Missile Frigate). Подобная классификация резко выделяла американский флот среди других, поэтому 30 июня 1975 года в ВМС США прошла переклассификация с учётом международных стандартов и крупные фрегаты стали именоваться крейсерами (CG Cruiser Guided)[18].

Проект «Лонг Бич»

Проектирование первого в мире ракетного крейсера специальной постройки «Лонг Бич» (англ. Long Beach) было начато в 1955 году. Этот корабль стал также первым в мире надводным боевым кораблём с атомной энергетической установкой (ЯЭУ). Недостаточная мощность ЯЭУ, проект которой базировался на энергетической установке для подводных лодок, вынудила оснастить «Лонг Бич» двумя такими установками. Характерно, что водоизмещение крейсера, первоначально ограниченное 7800 тоннами, в процессе проектирования начало неудержимо расти[19]. На корабле планировали установить самые разнообразные системы вооружения, включая пусковые установки крылатых ракет «Регулус», а после снятия их с вооружения — восемь шахт для «баллистических ракет Поларис». Однако все эти планы были, в конечном счёте, отменены[20].

Проектный вид крейсера «Лонг Бич» после модернизации под систему «Иджис».

Основным оружием крейсера стали зенитные и противолодочные ракетные комплексы — один ЗРК «Тэйлос», два ЗРК «Терьер» иПЛРК ASROC. Задача обнаружения воздушных целей возлагалась на принципиально новые РЛС с фазированными антенным решетками AN/SPS-32 и AN/SPS-33. Также, впервые на корабле появилась боевая информационно-управляющая системаNTDS[21]. Артиллерия в первоначальном проекте не предусматривалась вообще, но была установлена уже в ходе эксплуатации, по личному настоянию президента США Дж. Кеннеди, имевшего возможность лично наблюдать неудачные ракетные стрельбы американского флота[22].

Платой за эти достоинства стал рост водоизмещения, превысившего 16 тысяч тонн, многочисленный экипаж и чрезвычайно высокая стоимость. «Лонг Бич» обошёлся бюджету в 332,85 миллиона долларов[23] — в шесть раз дороже крейсера типа «Леги»[24]. В результате флот отказался от серийного строительства таких кораблей и «Лонг Бич» остался «белым слоном» американских ВМC. Несмотря на уникальность, корабль принимал активное участие в действиях американского флота у берегов Вьетнама и сбил два МиГа с дистанции 65 км[25].

В ходе эксплуатации «Лонг Бич» прошёл ряд модернизаций с заменой радаров и вооружения. Крейсер получил новые РЛС, ЗРК «Тэйлос» сняли, а с оставшихся ПУ использовались ракеты «Стандарт», были установлены ПУ ПКР «Гарпун» и ЗАК «Вулкан-Фаланкс»[26]. В 1977 году предполагалось капитально перестроить «Лонг Бич» с установкой системы «Иджис», но в итоге было решено, что крейсер слишком изношен и такая модернизация себя не оправдает[27]. «Лонг Бич» списали в 1994 году[7].

CG-16 «Леги».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.