Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину
С целью выявления наиболее эффективного варианта реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, мы провели сравнительный анализ результатов, полученных после завершения эксперимента.
При анализе поученных данных было установлено, что в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с отрицательными результатам оценки общей активной гибкости позвоночника (р<0,05) и несколько больше доли детей с нулевым и положительным результатом (рис. 20).
Рис. 20 Сопоставление динамики распределения детей в группах исследования в соответствии с результатами оценки общей гибкости позвоночника после эксперимента
Следовательно, комплекс с включением приемов гидрореабилитации оказывает более выраженное положительное воздействие на данный показатель состояния позвоночного столба у детей.
При сопоставлении динамики подвижности позвоночника при наклоне назад в группах исследования также были выявлены преимущества гидрореабилитации (рис. 21).
Рис. 21 Сопоставление динамики распределения детей в группах исследования в соответствии с результатами оценки подвижности позвоночника при наклоне назад после эксперимента
На диаграмме хорошо видно, что после завершения эксперимента в группе сравнения была достоверно больше доля детей с ограничением в пределах 1-2 см и меньше доля дошкольников с ограничением, не превышающем 3-4 см (р<0,05). В то же время, хотя в экспериментальной группе доля детей с нормальной подвижностью позвоночника при наклоне назад была больше, чем в группе сравнения, выявленные различия оказались статистически недостоверными (р>0,05). Тем не менее, совершенно очевидно, что у детей, прошедших курс гидрореабилитации положительная динамика по анализируемому показателю была более выраженной.
Соответственно, были выявлены и достоверные различия средней оценки по данному тесту между группами - 2,9±0,09 см в экспериментальной группе и 2,6±0,25 см в группе сравнения (р<0,05).
Доля детей с ограниченной подвижностью позвоночника вперед после завершения эксперимента была достоверно больше в группе сравнения - 55,0% (11), тогда как в экспериментальной группе она составила 45,0% (9) (р<0,05). Этот факт вновь свидетельствует в пользу большей эффективности гидрореабилитации по сравнению с традиционными методами реабилитации детей, имеющих круглую спину.
Сопоставление результатов оценки функционального состояния «мышечного корсета» в группах исследования после завершения эксперимента также позволило установить преимущества гидрореабилитации у данного контингента детей. Так, в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с низкими показателями по данному тесту (не превышающими 30 сек) и несколько выше доля детей с умеренно сниженными и нормальными показателями (рис. 22).
Рис. 22 Сопоставление динамики распределения детей в группах исследования в соответствии с результатами оценки статической силовой выносливости мышц спины после эксперимента
Средний показатель по данному тесту также был достоверно выше в экспериментальной группе – 39,43±1,87 сек., тогда как в группе сравнения он достигал лишь 38,90±3,75 сек. (р<0,05).
При сопоставлениирезультатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища было отмечено, что в экспериментальной группе была достоверно меньше доля детей с очень низкими показателями по данному тесту (менее 30 сек) (табл. 9).
Таблица 9
Сопоставление результатов оценки силовой выносливости правой и левой сторон туловища у детей в группах исследования после эксперимента
Стороны туловища
| Кол-во детей (абс/%)
| до 30 сек.
| 30-60 сек.
| 60 сек. и более
|
| эксп.гр.
| гр.срав.
| эксп.гр.
| гр.срав.
| эксп.гр.
| гр.срав.
| правая
| 6 (30,0)
| 8 (40,0)
| 12 (60,0)
| 10 (50,0)
| 2 (10,0)
| 2 (10,0)
| левая
| 5 (25,0)
| 8 (40,0)
| 11 (55,0)
| 10 (50,0)
| 4 (20,0)
| 2 (10,0)
| р
| <0,05
| >0,05
| >0,05
| При анализе данных таблицы обращает на себя внимание, что в экспериментальной группе была достоверно больше доля дошкольников с нормальной силовой выносливостью левой стороны туловища, тогда как в отношении правой стороны достоверные различия отсутствовали.
При сравнительном анализе результатов повторного определения динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса было выявлено, что средний показатель достоверно больше в экспериментальной группе 8,87±0,23 раз, тогда как в группе сравнения он составил лишь 7,85±0,74 раз (р<0,05). Однако, количество детей, выполнивших норму по данному тесту, в группах исследования было сопоставимым – 5 (25,0%) в экспериментальной группе и 4 (20,0%) – в группе сравнения (р>0,05).
Таким образом, сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования позволил установить преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину. Это преимущество выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом обращает внимание, что доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.
Заключение
В настоящее время нарушения осанки весьма распространены среди детского контингента, а особенно – среди дошкольников. Этот факт вызывает обоснованную тревогу специалистов, поскольку нарушения осанки могут в дальнейшем повлечь за собой развитие серьезной органической патологии позвоночного столба, а также неблагоприятно отражаются на функционировании внутренних органов. Между тем, несмотря на пристальное внимание к данной проблеме и многочисленные исследования, посвященные вопросам реабилитации детей с нарушениями осанки, распространенность данной патологии среди дошкольников не имеет тенденции к снижению. Это стимулирует поиск новых, нетрадиционных методов реабилитации детей с нарушениями осанки.
Одним из таких методов является гидрореабилитация. О благотворном влиянии воды на организм человека известно давно, также как и об эффективности занятий в водной среде и водных процедур при различных заболеваниях. Однако, эффективность гидрореабилитации в коррекции нарушений осанки у детей остается малоизученной. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.
Изучение теоретических аспектов проблемы позволило установить, что в развитии нарушений осанки в большинстве случаев играют роль легкие и умеренно выраженные диснейроэмбриологические расстройства, влекущие за собой недоразвитие вестибулярного аппарата. Однако, имеется и ряд других причин – например, приводящих к задержке развития или извращению установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания, занятия спортом и т.д. Следовательно, нарушения осанки полиэтиологичны и имеют неодинаковый патогенез – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако, следует обратить внимание, что, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органов и могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.
Гидротерапия оказывает на организм человека комплексное воздействие, обусловленное как влиянием свойств самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и зависящее от используемой методики гидротерапии. Весьма эффективными в реабилитации детей с нарушениями осанки считаются занятия плаванием и упражнения в водной среде. При этом возможна не только коррекция деформаций позвоночника, но и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также достигается закаливающий эффект. Однако, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку – с учетом типа нарушения осанки и его степени, пола, возраста, исходного состояния ребенка.
С целью анализа эффективности гидрореабилитации детей в возрасте 6-7 лет, имеющих круглую спину, было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 детей указанного возраста возрасте 6-7 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на 2 группы сопоставимые по возрастно-половому составу.
При оценке состояния опорно-двигательного аппарата до начала исследования было выявлено, что у большинства детей обеих групп отмечалось ограничение общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, снижение статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища, а также динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса. При этом статистически значимые различия по всем проведенным тестам между группами отсутствовали, т.е. изначально группы исследования были сопоставимы по всем анализируемым признакам.
Изучение результатов применения разработанной программы гидрореабилитации в экспериментальной группе позволило установить ее эффективность. Это проявлялось в возрастании доли детей с увеличением общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, улучшением функционального состояния «мышечного корсета». Однако, достоверная динамика выявлялась только в отношении доли детей с нерезким ограничением изучаемых показателей. В то же время, доля дошкольников с нормальными показателями достоверно не изменилась.
При анализе результатов применения традиционного комплекса реабилитации в группе сравнения было выявлено, что он был недостаточно эффективен. Это выражалось в отсутствии достоверной динамики по всем анализируемым показателям гибкости позвоночника и функционального состояния мышц туловища после завершения эксперимента.
Сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования продемонстрировал преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации. Это выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.
Таим образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, что позволяет рекомендовать разработанный комплекс к практическому применению.
Список литературы
1. Абальмасова Е.А. Сколиоз (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) / Е. А. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. – Ташкент: Изд-во медицинской литературы имени Абу Али ибн Сино, 1995. - С. 19-35.
2. Аникина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха. – Омск: ОГИФК, 1988. - С. 3-9, 32-40.
3. Аганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков //Проблемы реабилитации. – 2001. - №2. — С. 17-23.
4. Аль-Декес Р.Ю. Содержание оздоровительного плавания людей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника: автореф. дисс…канд.пед.наук. – СПб., 2007. – 23 с.
5. Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.
6. Бабенкова Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 — №1.- С. 19-23
7. Батршин И.Т. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника / И.Т. Батршин, Т.Н. Садовая // Хирургия позвоночника. – 2007. - №3. - С. 39-44
8. Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. – 46 с.
9. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.
10. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2008. – 242 с.
11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». – М., 2011. – 22 с.
12. Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. – Казань,1996. –25 с.
13. Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма детей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных технологий: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Курган, 2009. – 22 с.
14. Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеуральской олимпийской научной сессии. – Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.
15. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми – М., 2006.- 425 с.
16. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психокоррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. – С. 88 -90
17. Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для коррекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перенапряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. – М., 2007.-22 c.
18. Кунта О.В. Боль в спине при нарушениях осанки у детей.// Вертеброневрология. – 2006. - Т. 13, №3/4. - С. 118-119.
19. Кучма В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин. – Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.
20. Лукомский И.В. Физиотерапия. ЛФК. Массаж. Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – 335 с
21. Малявкина С.А. Возможности функционального ультрасонографического и допплерографического исследований в диагностике нарушений кровотока в вертебральных артериях / С.А. Малявкина, А.Ю, Кинзерский // Хирургия позвоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.
22. Мельников B.C. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов посредством физических упражнений: методические указания / B.C. Мельников, Э.Н. Алексеева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 22 с. Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – М., 2003. – 20 с.
23. Моченов В.П. Новые подходы к решению проблемы повышения качества образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений / // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - №1. - С. 60-61.
24. Назаренко Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание // АФК. – 2010. - №4 (44). – С. 9-11
25. Ненько А.М. Комплексное санаторно-курортное лечение сколиотической болезни у детей / А.М. Ненько, В.В. Кудинов, В.Ф. Белорусов, Л.Н. Денискина // Заболевания и повреждения позвоночника у детей: межинститутский сборник научных трудов. – Л.: Ленинградский НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера, 1981. - С. 55 – 60
26. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Антропология). — М: АМН СССР. – 1989. – Т. 6. – С. 5-76
27. Никифорова Е.К. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей / Е.К. Никифорова, М.В. Волкова, А.Ф. Капелин // Хирургия. - 1963. – №4. - С. 109-114
28. Пенькова И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка — 2006.— №2.- С. 53-57.
29. Петров К.Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры. Учебное пособие для врачей. – М., 1997. – 88 с.
30. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. - 164 с.
31. Пропедевтика детских болезней Учебник для мед. вузов/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М., 2009.- 464 с.
32. Рукавишникова C.K. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10 (44). – С. 82-86.
33. Сидоров А.П. Дыхательная гимнастика у детей и подростков с различными нарушениями осанки (при занятиях спортом) / А.П. Сидоров, В.А. Силуянова, Н.М. Красненкова // Вестн. спорт, медицины России. 1997. - № 2(15). - С. 96.
34. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 - С. 80-85.
35. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №2. - С. 48-52.
36. Черник Е. С. Дети дружат с водой. М.: Знание, 1986. - №7. - 93.
37. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997. - 319 с.
38. Шкуропейкина Т.М. Коррекционно-профилактическая работа на основе занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения осанки // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»-2014
39. Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2008. – 24 с.
40. Alstrue Vidal A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin. - 1988. - v.91, №6. - P .223-236.
41. Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life? // Spine. – 2007. – Vol. 32(19 Suppl). – S 101-8.
42. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41.
43. McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. – London, 1995. - P. 117-127
Приложения
Приложение 1
Упражнения для коррекции круглой спины
1. И. п. – основная стойка, в руках гимнастическая палка. 1–2 – палку за-вести за лопатки, подтянуть живот; 3–4 – вернуться в и. п.
2. И. п. – основная стойка. 1–4 – «крылышки руками».
3. И. п. – лежа на животе. 1–2 – руки в «крылышки» (руки согнуты в локтях, ладони вперед); 3–4 – удерживать положение.
4. И. п. – лежа на животе. 1–2 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 3–4 – вернуться в и. п.
5. И. п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1–4 – прокатывать палку по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.
6. И. п. – лежа на спине. 1–2 – приподняться на предплечьях, прогнуться;
7. И. п. – то же. 1–4 – круговые движения ногами по и против часовой стрелки.
8. И. п. – лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик. 1–4 – приподняться на предплечьях над валиком; 5–8 – вернуться в и. п.
9. И. п. – стоя на четвереньках. 1–4 – прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5–8 – вернуться в и. п.
10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
11. И. п. – стоя на четвереньках. 1–2 – одновременно поднять правую руку и левую ногу, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3–4 – вернуться в и. п.; 5–6 – поднять левую руку и правую ногу, прогнуться; 7–8 – вернуться в и. п.
12. И. п. – то же. 1–2 – одновременно поднять правую руку и правую ногу; 3–4 – вернуться в и.п.; 5–6 – поднять левую руку и левую ногу; 7–8 – вернуться в и. п.
Графическая интерпретация специальных упражнений при круглой спине
Приложение 2
Комплекс упражнений в бассейне для коррекции нарушений осанки
1. Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И. П. - присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду.
Количество повторов - 8–10 раз.
2. Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении.
И. П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения.
Количество повторов – 4-6.
3. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины.
И. П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. В комплексе использовалась вариация упражнения (через занятие) - использовалась доска, которую ребенок держал в руках («торпеда» на груди или «торпеда» с доской на груди).
Количество повторов – 4-6.
4. С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины.
И. П. – лёжа на спине, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. В комплексе использовалась вариация упражнения (через занятие) - использовалась доска, которую ребенок держал в руках («торпеда» на спине, «торпеда» с доской на спине).
Количество повторов – 4-6.
5. Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения.
И. П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брассом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники.
Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.
6. Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения.
И. П. – лёжа на спине. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брассом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Колени не поднимаются из воды.
Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.
7. Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брассом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки.
И. П. – лежа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.
Количество повторов– 3-4.
8. Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине.
Из И. П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.
Количество повторов– 3-4.
9. Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища.
Из И. П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.
Количество повторов– 3-4.
10. То же упражнение из И. П. лёжа на спине.
Количество повторов– 3-4.
11. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса.
И. П. – лёжа на груди, в ногах доска. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
Количество повторов– 3-4.
12. То же упражнение из И. П. лёжа на спине
Количество повторов– 3-4.
13. Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки.
И. П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.
Количество повторов– 3-4.
14. То же упражнение выполняется из И. П. лёжа на спине.
Количество повторов– 3-4.
15. Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног.
И. П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или «велосипед»; работа ног кролем или брассом.
Количество повторов– 3-4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|