Сделай Сам Свою Работу на 5

Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет





Методика гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину

Дипломная работа

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет. 7

1.1 Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет 7

1.2 Влияние водных процедур на организм человека. 20

1.3 Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет 28

Глава 2 Организация, материалы и методы исследования. 33

2.1 Организация исследования. 33

2.2 Методы исследования. 34

2.3 Клиническая характеристика групп исследования. 38

Глава 3 Анализ результатов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50

3.1. Результаты гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50

3.2 Результаты традиционной реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 54

3.3 Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину. 58

Заключение. 63

Список литературы.. 66

Приложения. 71

 

Введение

Актуальность исследования.Одна из актуальных проблем любого государства — сохранение здоровья детей, поскольку именно дети представляют собой трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны (Моченов В.П., 2006; Пенькова И.В., 2006). Между тем, современное состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых наибольшее внимание привлекает неуклонное сокращение доли здоровых детей (Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, 2011). По данным Минздрава России лишь 14% детей в России практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные нарушения, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания (Смирнов Н.К., 2005; Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., 2006; Дергоусова Е.Н., 2009). Особенно неблагоприятным выглядит низкий уровень здоровья у старших дошкольников, поскольку этот фактор препятствует успешному началу школьного обучения, затрудняет школьную адаптацию (Кучма В.Р. и др., 2006).



На протяжении многих лет одно из ведущих мест в структуре патологии детей занимают заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми из них являются нарушения осанки – они выявляются, по данным различных авторов, у 65-72% детей (Кунта О.В., 2006; Князева И.А., 2007; Волков А.М., 2008).Между тем, по данным разных авторов до 60% случаев нарушения осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата (Аганяц Е.К., 2001; Иванова О.М. , 2005). Кроме того, в настоящее время считается доказанной роль патологии осанки в развитии болевых синдромов, которые, в свою очередь, приводят к формированию патологических статического и двигательного стереотипов. На их фоне развиваются миофасциальный болевой синдром и функциональные блокады суставов, вследствие чего меняется биомеханика позвоночника. Это приводит к развитию дегенеративно-дистрофических изменений в связочно-суставном аппарате и межпозвонковых дисках. Как следствие, возможно развитие остеохондроза с персистирующим болевым синдром формирование грыж межпозвонковых дисков (Амджау А.Х., 2003; Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю., 2006; Бубновский С.М., 2007; Danielsson A.J., 2007). Между тем, образование таких грыж, которые встречаются у 60-80% трудоспособного населения России, может привести к инвалидности.



Однако, влияние нарушений осанки на состояние здоровья детей не ограничивается лишь изменениями в позвоночном столбе. Как показывают данные проведенных исследований, нарушения осанки влекут за собой изменения положения органов грудной и брюшной полости, недостаточную подвижность диафрагмы и уменьшение колебаний давления в указанных полостях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функционировании основных органов и систем (Батршин И.Т., Садовая Т.Н., 2007).



Между тем, по мнению большинства современных специалистов, нарушения осанки не является заболеванием – оно обратимо, и не прогрессирует, если своевременно провести коррекционные и реабилитационные мероприятия (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001). Поэтому вопросы ранней диагностики и коррекции нарушений осанки у детей заслуживают особого внимания (Спирин В.К., 2002). Однако, некоторые авторы обращают внимание, что при выявлении нарушений осанки и разработке мероприятий с целью ее коррекции ведущую роль сегодня играют ортопедические мероприятия. Однако, этого явно недостаточно – результаты ежегодной диспансеризации детского населения страны свидетельствуют о низкой эффективности используемых средств, методов и подходов к лечению лечения (Волков А.М., 2008). В этой связи, одним из перспективных направлений оптимизации коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения осанки, является поиск новых форм и средств их физического воспитания и развития (Эммануилиди И.П., 2008).

Одним из весьма эффективных методов реабилитации детей с нарушениями осанки является плавание, которое входит в комплекс гидрореабилитационных процедур. Однако, на практике ему уделяется недостаточно внимания. В научно-методической литературе, посвященной вопросам реабилитации реабилитации детей с нарушениями осанки основное внимание уделяется лечебной гимнастике в зале. Использование других форм ЛФК рассматривается в единичных работах, а в большинстве случаев они только упоминаются (Сидоров А.П. и др., 1997; Черник Е.С., 1986, 1997; Лукомский И.В., 1998; Рукавишникова C.K., 2008). Многие работы имеют ортопедическую направленность и посвящены коррекции уже патологических искривлений позвоночника (Абальмасова Е.А., 1995; Мельников B.C., Алексеева Э.Н., 2003). В литературе же по плаванию практически отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по методике проведения занятий плаванием с целью решения этой проблемы (Ненько А.М. и др., 1981; Аикина Л.И., 1998; Морозова Т.С., 2003; Аль-Декес Р.Ю., 2007). В этой связи проведенное исследование представляется актуальным и значимым.

Цель исследования –разработать методику гидрореабилитациидетей 6-7 лет, имеющих круглую спину и оценить ее эффективность.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет.

2. Разработать методику гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

3. Оценить эффективность разработанной методики гидрореабилитации в сравнительном аспекте с традиционными методами реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

Объект исследования– дети 6-7 лет, имеющие круглую спину.

Предмет исследования – эффективность методики гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.

Структура дипломной работы.Общий объем дипломной работы составляет 75 страниц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Дипломная работа содержит 22 рисунка, 9 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 43 наименования.


Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет

Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет

Прежде чем приступить к обсуждению этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей дошкольного возраста целесообразно кратко охарактеризовать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы в этом возрастном периоде.

Скелет дошкольника состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможности его дальнейшего роста. Однако, в отличие от детей преддошкольного или раннего возраста в данном возрастном периоде уже появляются зоны окостенения, что делает кости более прочными. Тем не менее, костная ткань детей бедна минеральными солями и, напротив, богата органическими веществами и водой. В результате она характеризуется мягкостью, податливостью, легко изменяет форму под действием нагрузок. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стоп – лишь к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в дошкольном возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

Позвоночник ребенка дошкольного возраста очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Позвоночный столб состоит из отдельных сегментов позвонков, накладывающихся друг на друга с прослойкой хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих известное противодействие нагрузке на позвоночник. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше. К дошкольному возрасту на протяжении всего позвоночника уже ясно видны 4 физиологических изгиба. Однако, они хорошо визуализируются только при ходьбе; при лежании они выравниваются, так как позвоночник детей очень эластичен. Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте.

К концу дошкольного периода завершается формирование костей кисти руки, изменяется и форма черепа, происходит увеличение лицевой его части, что связано с уже хорошо развитой функцией жевания и функцией речи (Капитан Т.В., 2006).

Своеобразна и мышечная система в дошкольном возрасте. Мышечные волокна довольно короткие, тонкие, богаты водой, показатели мышечной силы очень низки. По мере роста ребенка происходит развитие мышечной системы, но этот процесс происходит неравномерно. Так, в первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий, в связи с чем до 5—6 лет развиваются основные двигательные умения, но страдает мелкая моторика. Мышцы кисти развиваются медленно – в результате лишь после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. Мышцы стопы у дошкольников развиты слабо, поэтому в этом возрасте следует ограничивать бег, спрыгивания с высоты.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Поэтому дошкольники не в состоянии выполнять одинаковые движения, идти спокойным шагом. У старших дошкольников мышцы становятся сильнее, выносливость повышается, однако нельзя под влиянием эмоциональных воздействий форсировать физические нагрузки, это может повредить здоровью ребенка.

В дошкольном возрасте изменяется и характер сочленения костей в суставах. В 6-10 лет наблюдается усложнение в строении суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной мембране суставной капсулы у детей с 3 до 8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность (Геппе Н.А., Подчерняева Н.С., 2009).

Анализируя приведенные выше анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей, становится очевидным, что они имеют предрасположенность к костным деформациям и, в частности, к нарушению осанки.

В настоящее время вопросы этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей привлекают пристальное внимание исследователей, что обусловлено широким распространением и проблемами в коррекции данной патологии.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка выделяют следующие:

- анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

- нарушения зрения;

- нарушения со стороны носоглотки и слуха;

- частые инфекционные заболевания;

- отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

- слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

- неудовлетворительное питание;

- столы и парты, несоответствующие росту школьника;

- кровать с мягкой сеткой.

Кроме того, в качестве причинных факторов выделяют недостаточную сформированность физиологической кривизны позвоночника, различие длины ног, перекос таза (Никифорова Е.К. и др., 1963; Alstrue Vidal A., 1988).

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов. Так, М.А. Григорьев (1996), выделивший 28 факторов перинатальной патологии доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки, в частности.

Врожденные нарушения осанки у детей могут быть связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (образованием дополнительных позвонков или их клиновидной деформацией), миотоническим синдромом, дисплазией соединительной ткани и др. Родовые травмы также могут приводить к нарушению осанки у детей – например, подвывих I шейного позвонка, кривошея.

Однако, нарушения формирования позвоночного столба у детей могут возникнуть и постанатально – из этого исходит, в частности, остеопатическая гипотеза развития нарушений осанки. Ее сторонники считают, что у ребенка по некоторым причинам происходит несимметричный рост позвонков, что приводит к их клиновидной деформации. Однако, противоречие заключается в том, что не у всех больных с врожденными или приобретенными клиновидными деформациями в дальнейшем развивается нарушение осанки или сколиоз

Ряд авторов полагают, что к нарушению осанки может привести функциональная асимметрия, вызванная неравномерным развитием мышц, приводящая к относительной дискоординации движений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, что, безусловно, влияет на электрическую активность мышц вообще и паравертебральных, в частности, являясь одной из причин развития дефектов позвоночника. Асимметрия мышц выявляется методом электромиографии, причем даже у детей с нормальной осанкой (Никитюк Б.А., 1989; McCarroll J.R. et al., 1995). То есть, в этом случае можно говорить о наличии скрытой формы нарушения осанки с возможным ее переходом в явную форму. Однако, в современной литературе отсутствуют убедительные доказательства того, что эта асимметрия является не причиной, а именно следствием деформаций скелета.

Генетическая теория развития деформаций осанки гласит, что для их формирование происходит под влиянием генетически обусловленных нарушений развития нервной трубки в эмбриогенезе. Кроме того, отмечается роль некоторых метаболических расстройств – например, нарушения обмена глюкозамингликанов.

Как известно, решающим фактором в формировании правильной осанки является освоение навыков поддержания вертикального положения тела и ходьба. В этой связи следует указать на очевидность этиологической роли нарушения этапности развития постуральных тонических рефлексов головного мозга. Естественный онтогенез моторики человека обусловлен незавершенностью к моменту рождения миелинизации проводящих путей, степень которой убывает от ствола к коре. Двигательное развитие здорового ребенка в наиболее общем виде характеризуется последовательным вытеснением примитивных шейных и вестибулярных тонических рефлексов ствола, обеспечивающих внутриутробную позу и оптимальное прохождение плода по родовым путям, среднемозговыми установочными рефлексами, определяющими нормальное положение тела или его элементов в пространстве и относительно друг друга. Последние служат основой для формирования антигравитационных стриопаллидарных синергий сидения, вставания и стояния. Лишь с началом функционирования пирамидной системы появляется возможность изолированного перемещения сегментов туловища и конечностей. Каждый очередной переход к вышележащему уровню построения движений почти всегда сопровождается подавлением определенной части моторики предыдущего уровня. Если этот процесс по каким-то причинам нарушается, возникает конфликт между рефлексами различной филогенетической давности, порождающий аномальные и нередко асимметричные мышечно-тонические установки, формирующие весьма типичные деформации скелета растущего организма.

Изучая нарушения осанки у детей при так называемой «функциональной» патологии опорно-двигательного аппарата, V. Janda (1978) одним из первых обратил внимание на сопутствующие им легкую неврологическую симптоматику, определяемую им как «микроспастичность» и плохой моторный стереотип. Движения этих больных были неловкими и некоординированными. Автор пришел к выводу, что данные пациенты в детстве имели диснейроонтогенетические расстройства. Он описал несколько характерных для таких пациентов синдромов.Верхний перекрестный синдром характеризуется дисбалансом между следующими мышечными группами:

1. Укорочение верхней часть трапециевидной мышцы, мышца, поднимающая лопатку, и лестничные мышцы, с одной стороны; и расслабление нижней части трапециевидной мышцы, передняя зубчатая мышца - с другой;

2. Укорочение большая и малая грудные мышцы, с одной стороны, и расслабление межлопаточной мускулатуры - с другой;

3. Укорочение глубокие сгибатели шеи (m. longus colli, m. longus capitis, m. omochyoideus, m. thireochyoideus) - с одной стороны, и расслабление ее разгибателей (шейный отдел m. erector spinae, верхней части трапециевидной мышцы) - с другой;

При этом шея и плечи смещаются вперед, часто с увеличением грудного кифоза и шейного лордоза.

В случае нижнего перекрестного синдрома речь идет о дисбалансе следующих парных мышечных групп:

1. расслабление большой ягодичной мышцы и укорочение сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца, прямая головка четырехглавой мышцы бедра);

2. расслабление мышц живота и укорочение поясничной части выпрямителя позвоночника;

3. расслабление абдукторов и наружных ротаторов бедра и укорочение аддукторов и внутренних ротаторов бедра.

Больной имеет тенденцию к поясничному или пояснично-крестцовому гиперлордозу, выбуханию живота и вялым ягодичным мышцам.

Описанные V. Janda синдромы нарушения осанки К.Б. Петров дополняет следующими собственными наблюдениями. Если процесс формирования цепных разгибательных (установочных) рефлексов запаздывает или носит суррогатный характер, мышцы шеи и верхней части туловища длительное время остаются слабыми. Отсутствие своевременных условий для установки головы в правильное физиологическое положение (плоскость ротовой полости при этом должна быть параллельна линии горизонта) способствует формированию грудного гиперкифоза («круглая спина») и «крыловидных лопаток», которые характерны только для нарушений осанки в детском возрасте (рис. 1).


Рис. 1. Cиндром крыловидных лопаток у ребёнка, как следствие «конфликта» между стволовыми тоническими и среднемозговыми установочными рефлексами

Невозможность адекватно удерживать верхнюю часть туловища в вертикальном положении вследствие умеренного лабиринтного гипертонуса подвздошно-поясничных мышц приводит к поясничному гиполордозу («плоская поясница»). Если тонус мышц, окружающих тазобедренные суставы, долгое время остается повышенным за счет влияния вестибулярного тонического рефлекса, при формировании навыка ходьбы развивается порочная компенсация в виде избыточных движений в туловищном суставе («виляющая походка»). В этом случае переносная фаза шага совершается не за счет сгибания бедра в тазобедренном суставе, а путем контрлатеральной ротации всего таза и краниального смещения (приподнимания) соответствующей его половины. Как правило, «плоская поясница» и «виляющая походка» устойчиво сочетаются друг с другом и могут быть выделены в виде отдельного синдрома.

Вышеописанные неврологические расстройства, с одной стороны, способны оказывать влияние на формирование физиологических изгибов позвоночника в детском возрасте, с другой - служат преморбидным фоном, усугубляющим ослабление постуральной мускулатуры при возрастных и дисгормональных (например, в результате беременности или климакса) нарушениях у взрослых.

Кроме того, по мнению педиатров, среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселева (1994) установила высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Особую группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника. Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки па толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки.

Также приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформации стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др.

Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат и слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В 1962 г. была принята классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях, которая часто используется и сегодня. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;

- круглая спина;

- кругловогнутая спина;

- плоская спина;

- плосковогнутая спина.

Клиническая картина нарушений осанки различается в зависимости от плоскости искривления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.