Финансово-бюджетная политика
Под бюд-жетной политикойпонимается изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдель- ных сфер национальной экономики.
Государственный бюджет – годовая смета доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.
Принципы построения бюджета:
– принцип единства – сосредоточение в бюджете расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие фи- нансовых документов и бюджетной классификации;
– принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления;
– принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;
– принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источника доходов.
Функции государственного бюджета:
– аккумуляция финансовых ресурсов в государственных органах с целью распре- деления и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
– обеспечение содержания государства и его институтов, призванных реализовы- вать функции государственной власти;
– стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлени- ям;
– социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.
Структура бюджетных расходов: социальные статьи (выплата пособий, помощи, стипендий, строительство объектов здравоохранения, образования, това- ров и услуг); расходы на государственный аппарат управления; содержание госу- дарственных предприятий; содержание сил обеспечения внутренней и внешней без- опасности; финансирование НИОКР; охрана окружающей среды; общенациональ- ные проекты и др
Структура бюджетных доходов: поступления от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей (акцизно- го сбора, налога на доход, налога на имущество, платы за землю), поступления от внешнеэкономической деятельности, доходы от приватизации и реализации государ- ственного имущества; арендная плата; поступления от внутренних займов; возвра- щенные государству займы, проценты по предоставленным государством займам и кредитам; дивиденды, полученные от ценных бумаг, принадлежащих государству, доходы государственных целевых фондов и др.
Государственный долг и его формы
Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг страны полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся на территории Республики Беларусь имуществом и другими активами.
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков. Основополагающим для всех классификаций долга является его деление в зависимости от субъектов-кредиторов на внутренний и внешний.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Внешний государственный долг – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешние государственные займы привлекаются в виде:
· займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
· займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.
Целями внешних государственных займов являются:
· покрытия дефицита республиканского бюджета;
· пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
· реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
· решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
· импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
· поддержки экономических реформ.
Денежно-кредитная политика
Основным проводником денежно-кредитной политикивыступает Центральный банк (ЦБ), который возглавляет банковскую, регулирует кредитную и денежную системы страны, обладает монопольным правом на денежную эмиссию и осуществ- ляет денежно-кредитную политику в интересах национальной экономики.Денежно-кредитная политика –деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой и регу- лирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики с целью стимулирования экономического роста при низком уровне инфляции и безработи- цы, выравнивания платежного баланса страны. Субъекты денежно-кредитной политики –ЦБ, коммерческие банки, небанковские кредитные учреждения. Объ- екты –предложение и спрос на денежном рынке.
Цель кредитно-денежной политики –помощь экономической системе в до- стижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.Задачи денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией; поддержка курса национальной валюты; создание положительного платежного баланса страны. Преимущества денежно-кредитной политики –ее быстрота и гибкость. Недо- статки денежно-кредитной политики: она не может заставить коммерческие бан- ки сокращать или увеличивать кредиты.
Основные понятия и показатели занятости
Трудовые ресурсы –часть населения, обладающая физическим развитием, ум- ственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. К трудовым ресурсам относятся:население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пен- сию на льготных условиях; работающих лиц пенсионного возраста; работающих под- ростков в возрасте до 15 лет; подростки до 16 лет, которые по законодательству при- нимаются на работу в исключительных случаях; учащиеся школ, ПТУ и ССУЗов по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или опеку- на при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения
Население страны делится на 2 группы:
–экономически активное (рабочая сила)–часть населения, обеспечиваю- щая предложение рабочей силы для производства. Включает занятых и безработных;
–экономически неактивноевключает в свой состав: учащихся, студентов, курсантов в дневных учебных заведениях; лиц, получающих пенсию по старости и на льготных условиях; лиц, получающих пенсию по инвалидности.
Рынок труда –система общественных отношений, связанная с наймом и пред- ложением рабочей силы или ее куплей и продажей
Занятость населения –деятельность граждан, связанная с удовлетворени- ем личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им трудовой доход. Занятыми считаются граждане:лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше; лица младших возрастов, которые в рассматриваемый периоде выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособно- стью, отпуском, повышением квалификации и т. д.; самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходя- щие военную службу; обучающиеся с отрывом от производства.
Различают несколько аспектов занятости:
-полная занятость – ситуация, когда все, изъявившие желание иметь оплачи- ваемую работу, ее имеют.
-продуктивная занятость–занятость в об- щественном производстве, т. е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет, в конечном счете, уровень и качество жизни населения;
– рациональная занятость–отношение продуктивной занятости к общей занятости населения;
– эффективная занятость–использование занятой рабочей силы без потерь с получением наибольшего материального результата.
Безработица –социально-экономическое явление, при котором часть экономи- чески активного населения не может приложить свою рабочую силу в сфере обще- ственного воспроизводства.К безработным относятлиц от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: – не имели работы (доходного занятия); – занимались поиском работы, т. е. обращались в службы занятости, к адми- нистрации предприятий, помещали объявления в печати, предпринимали шаги к организации собственного дела; – были готовы приступить к работе; – проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|