Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование экономики: способы методы и инструменты





Вопросы к зачету (ГЭП)

1. Теории государственного регулирования экономики

2. Государственное регулирование экономики: способы методы и инструменты

3. Финансово-бюджетная политика

4. Государственный долг и его формы

5. Денежно-кредитная политика

6. Основные понятия и показатели занятости

7. Методы государственного регулирования занятости

8. Социальная политика государства

9. Регулирование доходов населения

10. Внешнеэкономическая политика

 

 

Теории государственного регулирования экономики

Меркантилизм (конец XVII – начало XVIII вв.). Его суть состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государ- ства в экономику в целях пополнения государственной казны, призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Физиократы (XVIII в.) считали, что источник богатства – это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль

Классическая политическая экономия развивала теорию невмешательства государства в экономику. Для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы дея- тельности, свобода конкуренции и торговли. Основным регулятором экономических процессов выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавли- вает рыночное равновесие (между спросом и предложением), поэтому вмешатель- ство государства в экономику должно быть минимально



Марксизм обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности.

Кейнсианская концепция Кейнс доказал необходимость государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестицион- ной деятельности и уменьшения цены кредита (уровня учетной ставки); расширение государственных закупок; повышение уровня занятости как фактора увеличения до- ходов населения; проведение рациональной фискальной политики; организация госу- дарственного планирования; расширение государственных социальных программ и т. д.



Монетаризм – экономическая школа, которая пропагандировала отказ от ши- рокого вмешательства государства в экономику, отдавала предпочтение непрямым методам, государству отводилось место главного регулятора денежного обращения

Теория экономики предложения считает необходимым воссоздать класси- ческий механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, кото- рая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капита- лизации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производитель- ности производства. Данная теория пропагандирует стимулирование предложения, рост эффективности производства на основе снижения затрат производства, умень- шения налогов, стимулирования инвестиционного предпринимательства, уменьше- ния социальных выплат и т. д.

Теория рациональных ожиданий утверждает, что меры государства по ста- билизации экономики неэффективны. Это обусловлено тем, что субъекты хозяйство- вания (предприниматели, потребители, наемные работники), получая и анализируя информацию, понимают возможные последствия экономической политики государ- ства и ведут себя рационально: принимают оптимальные для себя решения, т. е. решения, которые максимально увеличивают их благосостояние.



Неокейнсианство утверждает, что циклические колебания и инфляция вызы- ваются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную государственную стабилизационную политику с предпочти- тельным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования. Неоклассический синтез объединил достоинства неокейнсианства и неолибе- рализма, стал теоретической основой смешанной системы регулирования экономики.

Социально-институциональное направление близко к неоклассическому синтезу. Основная идея состоит в том, что экономические отношения в обществе формируются не только под действием экономических, но и социально-психологичес- ких, политических и других факторов (институтов). Например, профсоюзов, корпо- раций, норм поведения, традиций, религии, менталитета и т. Д

 

 

Государственное регулирование экономики: способы методы и инструменты

Государственное регулирование –это: 1) комплекс мер, действий, приме- няемых государством для коррекций и установления основных экономических про- цессов; 2) система мероприятий по воздействию государства на деятельность хо- зяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормаль- ных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества

По способам государственное регулирование делится на:

1) правовое регулирование – установление государством законодательных норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые опре- деляют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т. д.;

2) административное регулирование – установление мер по регулирова- нию, лицензированию, квотированию и т. д., с помощью которых осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;

3) экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентра- ции капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Методы государственного регулирования экономики – влияние государ- ства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор эко- номики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики

Методы прямого влияниянепосредственно действуют на функци-онирование субъектов рынка. К ним относятся: определение стратегических целей развития эко- номики и их отображение в планах и целевых программах; гос заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов и др Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея- тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной К ним относятся: налогообложение; регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.По способам влияния выделяют: правовые; административные; пропаган- дистские методы. Правовые методы ГРЭ – деятельность государства по установлению обяза- тельных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Административные методы ГРЭ – инструменты прямого влияния госу- дарства на деятельность субъектов рынка. Экономические методы ГРЭ – экономическое регулирование, осуществляе- мое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики. Пропагандистские (нравственно-этические) методы ГРЭ – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемно- го работника, государственного служащего и т. п.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.