Бюджетный дефицит. Государственный долг.
Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы.
Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина сальдо госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.
Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:
- долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
- стадией экономического цикла, в которой находится страна;
- текущей политикой государства.
В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей).
Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит - дефицит, рассчитанный при предположении о полной или высокой занятости. Он возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне выпуска полной занятости. Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Различие между структурным и фактическим дефицитом проявляется благодаря тому, что государственные доходы и расходы систематически отражают экономический цикл.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.
Бюджет обычно балансируют ежегодно или в более длительном периоде на циклической или функциональной основе. До Великой депрессии 30-х гг. общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Кроме того, следует учитывать, что государство стремясь сбалансировать бюджет ежегодно может менять систему налоговых платежей и государственных расходов, что порождает нестабильность и риск в предпринимательской деятельности.
Поэтому в большинстве стран пытаются балансировать госбюджет на циклической основе, то есть пытаются выравнять доходы и расходы государственного бюджета за ряд лет, составляющих продолжительность экономического цикла. В период кризиса формируется дефицит бюджета, так как сокращаются налоговые поступления и растут государственные расходы. А в период подъема экономики наоборот, растут налоговые поступления бюджета и сокращаются расходы. Сбалансировать бюджет на циклической основе достаточно трудно, так как нельзя предвидеть продолжительность цикла.
При балансировке на функциональной основе на первый план выдвигается решение текущих проблем социально-экономического развития. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита.
Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:
- кредитно-денежная эмиссия;
- долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;
- увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.
Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Превышение государственного долга ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики и, в первую очередь, для устойчивого денежного обращения.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. В мировой практике существуют следующие определения:
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Внешний долг рассматривается как более проблема, если:
- отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;
- отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;
- выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.
В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.
Последствиями существования значительного государственного долга являются:
-Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
- Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего, инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.
- Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок, так как правительство пытается получить больший доход для финансирования погашения долга. Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста
- В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.
Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг. Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|