Государственный бюджет и его функции.
Налогообложение: сущность, принципы
Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налоги это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня государственной власти, осуществляемые налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. Налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.
Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.
При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.
Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.
Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.
Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;
- понижение ставок налога;
- вычет налоговой базы;
- налоговый кредит;
Налогообложение стране должно строиться на следующих принципах:
1) учет возможностей налогоплательщика;
2) обязательность;
3) простота и удобство расчетов;
4) однократность налогообложения;
5) гибкость налоговой системы;
6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.
Налоги выполняют следующие функции
1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;
2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;
3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;
4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;
5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;
6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.
Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.
Прямые налоги строятся по прогрессивной шкале. К прямым налогам относят налог на прибыль, зарплату, на дивиденды.. Прямые налоги непосредственно вносят и выплачивают налогоплательщики.
Косвенными налогами являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз и т.д. Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги, как правило, носят регрессивный характер, так как изымают у бедных слоев большую часть их дохода, чем у богатых. Косвенные налоги, выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех конечных потребителей.
Рассматривая налоги, следует различать налоги, устанавливаемые центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.
Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается меньше, чем величина дохода; пропорциональное предполагает одинаковое изменение дохода и налога.
Рисунок Кривая Лаффера
В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку налога (t) и объем средств, который поступает в государственный бюджет (Т).
Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться при дальнейшем увеличении ставки налога, так как это приведет:
а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб (часть фирм решит скрыть определенный объем дохода от налоговых служб);
б) к прекращению деятельности рядом фирм ввиду ее неэффективности.
Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.
Государственный бюджет и его функции.
Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, под которым понимают ежегодный план доходов и расходов государства. Существуют также бюджеты местных органов властии внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой сбор средств с помощью неналоговых платежей в специальные фонды для решения определенных задач. Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.
Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.
Республиканский бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны.
Функции государственного бюджета:
- аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;
- обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;
- стимулирование экономического роста;
- социальная защита беднейших слоев страны.
Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера. Политическая задача состоит в поддержании существующего социально-экономического строя и решается за счет таких расходов бюджета, как расходы на государственное управление, армию, безопасность, внешнеполитическую деятельность, поддержку СМИ и т.д. Социальные задачи бюджета состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги. Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Основным источником формирования доходов бюджета являются налоги. Кроме того, государственный бюджет формируется за счет результатов финансово-экономической и предпринимательской деятельности государства.
По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:
1. Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства.
2. Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство.
3. Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства — управление — и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти, содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов.
4. Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность.
5. Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы на финансирование внешнеторговых мероприятий.
6. Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.
Общей тенденцией расходной части бюджета является сокращение части бюджета, идущей на финансирование народного хозяйства. Это связано с сокращением государственного сектора в экономике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|