ТЕМА. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Осмотр, виды осмотра. Психология осмотра места происшествия.
2. Психологические объективные и субъективные факторы осмотра места происшествия.
3. Выдвижение проверка и подтверждение версий при осмотре места происшествия.
1.
Психология осмотра МП связан с такими психологическими феноменами как казуальная контрибуция, когнитивный диссонанс, эмоциональные ситуации, поисковая деятельность, выдвижение гипотез и их подтверждение.
Традиционно осмотр МП в криминалистике изучается как процесс, состоящий из 2 этапов:
· Подготовительный- на этом этапе следователю необходимо решить организационные вопросы, а также вопросы взаимодействия и коммуникации к организации поставленной задачи;
· Непосредственно осмотр места происшествия -связан прежде всего с познавательной деятельностью, поскольку в этой деятельности задействованы, прежде всего, когнитивные структуры психики, а именно внимание, восприятие, память и мышление.
Выявлена связь между интеллектом и внимание, что подчеркивает, что следователями могут работать люди, обладающие не только знаниями и опытом, но и высоким интеллектом.
В учебном пособии «Криминалистика» ученые обращают внимание на технологию осмотра МП. Такой осмотр предполагает исследование территории, от периферии к центру или наоборот, по спирали, деление территории на квадраты, и исследование каждого из них.
В процессе осмотра МП нельзя допускать изменение обстановки, перемещение объектов, даже если следователь руководствуется благими намерениями.
В следствие необходимости осмотр МП может быть осуществлен повторно,на него распространяются те же требования, что и на первичный.
Авторы учебников по ЮП применительно к исследованию психологических составляющих выделяют:
· Знание и компетенция следователя;
· Опыт - в данном случае применительно к осмотру МП большее значение приобретает опыт, поскольку благодаря ему следователь выдвигает реальные версии и оптимизирует свою деятельность;
· Организаторская деятельность следователя- состоит в том, что он не только руководит, но и несет ответственность за сбор вещественных доказательств и результатов;
· Наличие эмоциональных ситуаций- ситуация, вызывающая нервно-психическое напряжение в связи с превышением оптимума мотивации.
Эмоциональные ситуации:
· Новизна -каждое преступление своеобразно. Осматривая МП, следователь находит что-то новое;
· Необычность -такие факторы, которые обычные граждане и не замечают;
· Внезапность -сообщение о совершенном преступлении, вызывает определенные переживания.
Выявлено влияние информации на поведение человека и его эмоциональное реагирование. В случае дисбаланса - спектр эмоций характеризуется отрицательными переживаниями.
Таким образом, поиск и закрепление доказательств во время осмотра МП позволяет следователю выдвинуть гипотезы и наметить план мероприятий по выявлению лиц, виновных в преступлении.
В отдельных случаях осмотр МП может производиться при непосредственном участии свидетелей, потерпевших, подозреваемого в совершенном преступлении. Для осмотра МП могут привлекаться другие специалисты, а также использоваться специальная техника и технические средства. Результаты фиксируются в протоколе осмотра МП.
2.
В качестве объективных факторов осмотра МП выделяют:
· Картину преступления, что может вызвать сильные эмоциональные переживания, что может повлиять на продуктивность деятельности;
· Погодные условия;
· Ландшафт и структура местности, особенности помещения и т.д.;
· Условия, в которых следователь осуществляет свою деятельность.
Субъективные составляющие:
· Индивидуально-типические свойства следователя;
· Знания, опыт, компетентность;
· Морально-волевые качества следователя;
· Коммуникабельность и организаторские способности.
3.
Версия -это гипотеза, зависящая от внешних и внутренних составляющих, которые могут быть рассмотрены как эвристическая задача.
Гипотеза может быть представлена как проблема или мыслительная задача. К.К. Тихомиров предлагает механизм выдвижения версий, а также их проверку, т.е. подтверждение \ опровержение:
· Уяснение известных исходных, т.е. тех сведений, а также того, что необходимо доказать;
· Выдвижение версий;
· Сбор доказательств, их анализ и оценка для подтверждения или опровержения версий (реализуется в процессе мыслительной деятельности и выработки решения, которое появляется по принципу догадки);
· Рациональный анализ или перепроверка версий на основе собранных доказательств или фактов.
Т.о., в основе деятельности следователя по выдвижению и отработки версий лежит сознательный компонент, опосредованный целью изобличения личности преступника, оценка его противоправных действий с тем, чтобы виновный был предан суду, а невиновный не привлечен к УО.
Задержание -является СД, поскольку оно сопряжено не только с эмоциональными ситуациями, но и с избранием меры наказания для виновного лица.
Механизм задержания -на принципе внезапности и неожиданности, что позволяет не только локализировать преступника, но и с помощью данных обстоятельств получить от него правдивые и достоверные доказательства.
Сложности представляют задержание вооруженного преступника, поскольку должна быть обеспечена безопасность обычных граждан и сотрудников. Поэтому в этих целях изучается личность, особенности задержанного, его опыт, поведение во время задержания, агрессивность, готовность применить оружие и физическую силу. При этом, противодействие правонарушителю должно быть адекватным, при неукоснительном соблюдении законности.
Психология осмотра места происшествия связана с такими психологическими феноменами, как: каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс, эмоциогенные ситуации, поисковая деятельность, выдвижение гипотез и их подтверждение.
Традиционно осмотр места происшествия в криминалистике изучается как процесс, состоящий из 2 этапов:
1. Подготовительный
2. Непосредственный осмотр места происшествия
На подготовительном этапе следователю необходимо решить организационные вопросы, а также вопросы взаимодействия и коммуникации, применительно к реализации поставленной задачи.
Основный этап осмотра места происшествия связан прежде всего с познавательной деятельностью, поскольку в этой деятельности оказываются задействованы прежде всего когнитивные структуры психики, а именно: внимание, восприятие, память и мышление.
Выявлена связь между интеллектом и вниманием, что подчеркивает, что следователями могут работать люди, обладающие не только знаниями и опытом, но и высоким интеллектом.
В учебнике ''криминалистика'' обращают внимание на технологию проведения осмотра места происшествия.
Такой осмотр предполагает исследование территории от периферии к центру или наоборот, по спирали либо деление территории на квадраты и исследование каждого из них.
В процессе осмотра места происшествия нельзя допускать изменение обстановки, перемещение предметов, даже если при этом следователь руководствуется благими соображениями. В случае необходимости осмотр места происшествия может быть осуществлен повторно, при этом на него распространяются те же требования.
Психологические составляющие осмотра места происшествия.
Авторы учебника применительно к исследованию психологических составляющих осмотра места происшествия выделяют субъективные составляющие:
1. Знание и компетенция следователя
2. Опыт
Применительно к осмотру места происшествия большее значение приобретает опыт, поскольку благодаря ему следователь выдвигает более реальные версии и оптимизирует свою деятельность.
3. Организаторская деятельность следователя - не только руководит но и несет ответственность за сбор вещественных доказательств и результативность осмотра.
4. Наличие эмоциогеонных ситуаций - ситуаций, вызывающих нервно психическое напряжение в связи с превышением оптимума мотивации.
Эмоциогенные ситуации:
А. Новизна - каждое преступление по своему своеобразно, поэтому осматривая место происшествия следователь всегда находит что-то новое.
Б. Ситуация необычности - следователю приходится иметь дело с такими факторами, с которыми обычный гражданин почти не сталкивается.
В. Внезапность - сообщение о совершенном преступлении вызывает определенные переживания.
5. Влияние информации на поведение человека и его эмоциональное реагирование, так, в частности, Симонов подчеркивает, что при наличии прогностически необходимой и её балансе с прогностически исходной информации у её носителя формируются положительные эмоции. В случае дисбаланса возникает напряжение и спектр эмоций характеризуется отрицательным содержанием. Следователю очень важно противодействовать стресс-фактору и научиться саморегуляции эмоциональных состояний, поскольку такое состояние мешает эффективной поисковой деятельности.
Т.о. поиск и закрепление доказательств во время осмотра места происшествия позволяет следователю выдвинуть гипотезы и наметить план мероприятий по выявлению лиц, виновных в преступлений. В отдельных случаях осмотр места происшествия может производиться при непосредственном участии свидетелей, потерпевших и подозреваемых.
Для осмотра места происшествия могут привлекаться другие специалисты, а также использоваться технические средства. Результаты закрепляются в протоколе.
В качестве объективных факторов выделяют .......
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА
В психологической литературе применительно к обыску актуализируются следующие положения:
1. Внезапность обыска - предполагает разработку мероприятий, связанных с проникновением в обыскиваемое помещение с той целью, чтобы не были своевременно уничтожены или перепрятаны искомые предметы. Рекомендуется к месту обыска выдвигаться скрытно или использовать некоторые ''легенды''.
2. Конфликтность - сопряжено с незаинтересованностью обыскиваемого, а в отдельных случаях - стремлением противодействовать, создавая конфликтные ситуации. При этом, ситуации конфликта могут создаваться как самим обыскиваемым, так и членами его семьи. В данной ситуации следователю не рекомендуется отвечать конфликтогеном на конфликтоген, хотя конфликт данного рода является неслучайным.
3. Учитываются психологические особенности профессиональные качества и социальный опыт обыскиваемого.
4. Психологическое сопровождение поведения обыскиваемого. Было установлено, что человек проявляет почти те же реакции на предмет и на его обозначение (слово), следовательно с помощью словесного зондажа и наблюдения за реакцией обыскиваемого можно судить о том, где находится искомый предмет. Поэтому ряд криминалистов предлагают во время обыска поддерживать диалог с обыскиваемым. Поскольку ситуация обыска по своей природе является эмоциогенной и в ней происходит вторжение в личное пространство гражданина - всё это влечет эмоциональное напряжение и как следствие, влияет на протекание когнитивной деятельности. Данное обстоятельство может привести к формированию астенических состояний и снижению работоспособности.
Т.о., следователь не только мотивирует свою активность, но и формирует оптимальную атмосферу среди участников данного действия, способствующую обнаружению искомых предметов.
Кроме этого, следует обратит внимание на неукоснительное соблюдение требований УПК применительно к реализации данного следственного действия, а именно: в тесном взаимодействии с прокуратурой, местными органами власти и т.д.
Допрос
Допрос - это важнейшее следственное действие. В практической деятельности следователя он занимает 1/3 его рабочего времени.
Виды допроса:
1. В зависимости от процессуального положения участников допроса.
2. В зависимости от возраста.
3. В зависимости от повторности - первичный, повторный.
4. В зависимости от конфликта - допрос в бесконфликтной/конфликтной ситуации.
В процессе допроса следователь получает информацию относительно события преступления и отношения лица к данному преступлению. Как правило, допрашиваемый доводит информацию до следователя в виде сообщения. Такое сообщение может быть правдивым или ложным. Н-р, в силу его заблуждений. Мотивация допрашиваемого на дачу правдивых показаний формируется следователем на начальной стадии допроса, в ходе объяснения его прав и обязанностей. Применительно к процессуальному положению большинство психологов исследуют факторы дачи правдивых показаний обвиняемым, поскольку обвиняемый не несет уголовной ответственности за дачу ложных показаний. В то время как действия следователя ограничены четким требованием УПК в более выигрышной ситуации может оказаться обвиняемый. В связи с этим разработан ряд рекомендаций, направленных на дезинформацию противодействующих правонарушителей, реализации приемов психологического воздействия на них с целью снижения противодействий. В учебном пособии ''Психология мышления'' А.К. Тихомиров дает перечень таких рекомендаций, а более полное их изложение представлено в работе А.М.Столяренко '' Психотехника юриста''.
Применительно к свидетелям следует отметить, что каждый из них имеет различный уровень мотивации, применительно к сбору доказательств. Поскольку, некоторые из них могут находиться под влиянием негативных или наоборот излишне позитивных чувств по отношению к преступнику, подвергаться угрозам или уговорам со стороны его ближайшего окружения. В связи с этим, от следователя требуется не только оптимизировать отношения со свидетелями, но и дать оценку личности каждого из них. Считается, что показания свидетелей являются психологически нейтральными, в то время как показания потерпевшего такими являются не всегда, поскольку последний руководствуется принципом ''преступление должно быть раскрыто любой ценой''.
Допрос потерпевшего учитывает составляющую следа преступления применительно к спектру психологических переживаний. Данные желания выступают на передний план, и тем самым несколько затеняют когнитивные составляющие, впечатления, представления, воспоминания. В силу этого, при первичном допросе потерпевших полная информация о картине происшествия может быть недостаточна. В данном случае рекомендуется опросить потерпевшего повторно.
Повторный допрос также подтверждается наличием явления ременесценции - самопроизвольное проявление опыта (информации), который ранее не мог быть воспроизведен при некотором волевом или интеллектуальном усилии человека.
Рекомендации психологов относительно допроса подозреваемых в совершении преступления касаются мотивации правдивых показаний, а в случае отказа от дачи показаний - разъяснения неправильно занятой позиции с помощью убеждения.
Применительно к допросу несовершеннолетних и малолетних необходимо помнить о их специфическом процессуальном положении, предполагающим наличие педагога, психолога или законного представителя.
Применительно к малолетнему обращается внимание на их повышенную внушаемость, поэтому формулировка вопросов следователя должна учитывать характер мышления и в целом когнитивной деятельности малолетнего.
Применительно к несовершеннолетним необходимо учитывать стремление подростка быть самостоятельным, стремление к сужениям, делать правильные выводы на основании данных суждений. Подростки также обладают высокой внушаемостью тревожностью, а некоторых из них в силу нарушений психического развития может наблюдаться дисбаланс умственного и хронологического возраста.
Применительно к женщинам участникам допроса следует оперировать индивидуально психологическим особенностям познавательной деятельности, детализацией воспринимаемый событий и фактов. В силу своей эмоциональности женщины способны более аргументировано и взвешенно оценивать межличностные отношения, взаимодействия и т.д. К даче ложных показаний женщины проявляют большую изощренность.
В свою очередь мужчины болеем колонны к обобщению и упрощению. Они более рациональны применительно к методу убеждения.
Таким образом индивидуально психические свойства допрашиваемого влияют на формирование показаний и взаимодействие со следователи.
Отдельно рассматривается проблема криминального опыта допрашиваемого, а также опыт взаимодействия со следователем во время допроса.
В ряде случаев необходимо оптимизировать производство допроса за счёт качественного улучшения психологического контакта с допрашиваемым. Рекомендуется с целью преодоления барьера безопасности демонстрировать свою непредвзятость, справедливость стремление разобраться во всем, благодаря чему формируется убеждение « этому человеку можно верить».
Ряд авторов предлагают использовать механизм присоединения на уровне копирования позы и движений допрашиваемого, поскольку существует убеждения, что во время общения близкие по духу люди находиться в одинаковых позах.
Для преодоления интереса рекомендуется выяснить интересы и увлечения человека, взгляды и убеждения, найти в них что то общее и благодаря этому упрочить контакты общения.
Рекомендуется в общении использовать те же слова предикаты, которые использует собеседник в своей речи, попытаться увидеть в нем достоинства, а также попытаться установить ведущий тип модальности.
Поскольку репрезентативной системы человека позволяет оценить результаты его мыслительной деятельности по внешним проявлениям. Для этого обычно используется метод калибровки. От допрашиваемого требуется я дать 10 утвердительных ответов и 10 отрицательных, при этом оценивается движение зрачков на каждый из них. Например, нет - движения влево, да- движение вправо. Это дает возможность сформировать и некоторый ключ – доступ. Существует мнение, что правая сторона ориентация прошлого, левая - ориентация будущего. Пример: допрашиваемый является носителем визуального типа модальности, зрачок верхней правой части - припоминание, влево – формирование нового представления или выдумывание. При лжи зрачок человека сужается, при правдивом ответе остается неподвижным.
ТЕМА: СПЭ
1.Предмет, цели и задачи СПЭ
2. СПЭ состояний потерпевших и обвиняемых
3. СПЭ участников криминальной группы
4. Оформление результатов СПЭ и их использование в уголовном процессе
1.
СПЭ назначается в тех случаях, когда требуются специальные познания специалиста-психолога, применительно к изучению и исследованию психологических феноменов, имеющих важное значение по уголовному делу, а также сбору и оценке доказательств.
Предметом СПЭ выступают психические явления, состояния и факты, требующие специального исследования и объяснения.
Наиболее широкое распространение получила СПЭ психических состояний потерпевших, обвиняемых и свидетелей, СПЭ несовершеннолетних, участников ДТП, криминальных групп и т.д.
Психическое состояние - это тот эмоциональный фон, на котором разворачивается деятельность субъекта и которая существенно влияет на его поведение.
В психологии выделяют стенические и астенические состояния.
1 - стимулируют деятельность
2 – тормозя её протекание
В СПЭ наиболее распространенными являются исследования пн, совершенных в состоянии аффекта.
Аффект - это бурная кратковременная реакция, связанная с помутнением сознания.
Аффекты отличаются стадийностью:
1. Накопление
2. Кумулятивная стадия
3. Стадия разрядки или эмоционального истощения
Аффекты возникают вследствие того, что отрицательные эмоции обладают свойством накопления. В силу этого субъект имея возможность выйти из психотравмирующей ситуации игнорирует ее и ,тем самым, провоцирует наступление аффекта.
По своей природе аффекты бывают
1. Физические - присущи любому человеку с нормальной психикой.
2. Патологические - характерны для лиц с неустойчивой психикой или являющимися носителями психических заболеваний.
Аффект характеризуется:
1. Внезапностью
2. Своеобразием протекания
3. Эффектом следообразования - проявление следующего аффекта в более короткий промежуток времени, чем предыдущий.
Для аффекта характерно то, что в процессе психотерапевтической работы благодаря процессу колонизации, причины вызвавшие аффект могут быть локализованы.
Таким образом, в СПЭ аффектов выясняется причинно следственная связь между событием и обстоятельствами, а также выявление личностных детерминант, обуславливающих такое поведение.
Выясняется причина возникновения аффекта, образ жизни исследуемого, его установки, взгляды, убеждения и т.д., способность избежать такой формы поведения, а также проявлять волю и самообладание.
В учебниках по юридической психологии также в качестве эмоционального состояния, которое может быть изучено в процессе СПЭ рассматривается стресс.
По мнению Селье, стресс - реакция организма на сложную ситуацию, связанную с необходимостью адаптации. Выделяют дистресс как неблагополучную форму и эвстресс как мобилизацию организма, связанную с необходимостью преодоления сложной ситуации.
В первом случае орган зм выделяет анадреналин, во втором случае - норадреналин.
Т.о. стресс формирует состояние напряжения, которое в свою очередь влияет на когнитивную, эмоциональную и волевую деятельность человека.
Т.о., наличие стресса может являться одной из причин, обуславливающих антисоциальное поведение человека.
Могут быть исследованы такие эмоциональные состояния, как фрустрация, ситуация сильных переживаний, связанных с утратой близких, различные экстремальные ситуации и т.д.
Интерес вызывает экспертиза предсмертных состояний потерпевших, поскольку именно она может охарактеризовать эмоциональный фон переживаний, пролить свет на причины детерминирующие данный тип поведения.
При проведении СПЭ необходимо помнить о том, что она может быть осуществлена специалистом, имеющим определенные научные познания и специальный допуск применительно к производству такого вида экспертиз.
СПЭ проводится в отношении физических вменяемых лиц, и на ее рассмотрение не могут быть вынесены вопросы относительно вменяемости и способности руководить своим поведением.
Определенный интерес вызывает СПЭ малолетних и несовершеннолетних. Применительно к малолетним качественному исследованию в рамках психологической экспертизы подвергается эмоционально-волевая сфера. Прежде всего, в плане возможности получения правдивых и достоверных показаний, а также влиянии фантазий и внутренних переживаний на формирование этих показаний. Как правило, такая экспертиза проводится в специальных учреждениях специалистами, имеющими широкое познание в области детской психологии.
Применительно к свидетельским показаниям СПЭ помогает установить способность свидетеля воспринимать, оценивать и трактовать события, умение оперировать понятиями, суждениями, и формировать правильные умозаключения.
Поводом для назначения СПЭ является постановление следователя или суда. В отдельных случаях инициатива проведения такой экспертизы может принадлежать адвокату.
СПЭ участников ДТП
Вопросы, касающиеся проведения данного вида экспертизы, касаются в основном способности воспринимать, реагировать в данной ситуации.
Подробно технология проведения данной экспертизы представлена учебном пособии Крылова «Практикум по общей и экспериментальной психологии».
СПЭ криминальной группы
В рамках данной экспертизы исследуются:
1) Структура группы (как правило, это делается с помощью социментрических исследований),
2) композиция группы;
3) структура руководства и лидерства;
4) система отношений в группе;
5) Групповая динамика;
6) Механизмы психологической защиты.
Таким образом, данная экспертиза помогает следователям объективно оценить структуру группы, роль каждого члена в ее функционировании, установить антисоциальную составляющую криминальной группы.
В ходе СПЭ применяются как основные, так и вспомогательные методы.
Результаты СПЭ закрепляются в заключении, которое подписывается специалистами-экспертами и направляются лицу, вынесшему постановление о проведении СПЭ.
В случае несогласия с мнением эксперта может быть назначена повторная экспертиза в составе других экспертов.
Работы по судебной экспертизе принадлежат Кочетову, Вяткину, а также Л.П Алексеевой «Субъект преступления».
Предмет СПЭ – непатологические, психологические явления и факты, имеющие значение для уголовного дела и способствующие выявлению причастности лица к совершению противоправного деяния.
Поводы факультативного, необязательного назначения СПЭ:
1. Установление авторства, подготовки некоторых документов или текстов;
2. Психическое состояние лица, предрасполагающее его к самоубийству (демонстративные свойства личности);
3. При рассмотрении преступлений, связанных с аффективными реакциями.
СПЭ и заключение, подготовленное в ходе ее проведение может быть использовано:
1) Для изучения механизма, совершенного преступлением;
2) При доказывании и квалификации содеянного;
3) При необходимости проверить факты невиновного причинения вреда;
4) Дл обстоятельств, смягчающих наказание;
5) В целях справедливого воздействия на виновного с учетом его личностных особенностей;
6) В тактических целях в ходе решения правоприменительных задач.
Оценка заключения СПЭ обусловлена следующим содержанием:
· Достаточно ли данных, собранных в процессе СПЭ, для разрешения вопросов, поставленных перед ней следователем;
· Являются ли методы, применяемые к экспертам, объективными и научно обоснованными;
· Не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции;
· Оценить, соблюдены ли требования уголовно-процессуального законодательства в ходе проведения экспертизы;
· Выявляется, возникли ли противоречия между результатами экспертизы и собранными доказательствами.
· В случае необходимости может быть назначена повторная СПЭ.
При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции СПЭ относятся вопросы, касающиеся индивидуальных психологических особенностей участников гражданско-правовых споров, уровня их интеллектуальных способностей и др.
Кроме этого, СПЭ по гражданским делам может оказать помощь в качестве компенсации морального вреда.
В случае, если возникают сомнения о том, что участники СПЭ находятся в пограничном, психопатологическом состоянии, целесообразно назначать, не СПЭ, а комплексную СПЭ.
В случае назначения экспертизы могут ставиться следующие вопросы:
- каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертного;
- имеются ли недостатки у подэкспертного в отношении перцитивной, волевой или интеллектуальной деятельности;
- каков уровень у обследуемого мышления, речи и памяти.
Вопросы, которые ставятся перед экспертизой при изучении личности:
1) Половые признаки, возраст;
2) Индивидуальные психологические особенности, которые влияют на его поведение в ходе совершенного преступления;
3) Имеется ли у испытуемого повышенная внушаемость, склонность к фантазиям, наличие свойств, влияющих на способность адекватно воспринимать и оценивать картину происшествия;
4) Каким образом индивидуально-психологические особенности исследуемого могли повлиять на восприятие, оценку и решения в сложившихся ситуациях;
5) Каковы навыки обследуемого и соответствуют ли они применительно к управлению данным транспортным средством.
В отношении несовершеннолетних:
1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологических заболеваний или нарушений протекания психической деятельности;
2. Мог ли несовершеннолетний в силу своего психического развития осознавать и оценивать произошедшее, а также руководить своим поведением;
3. Участвовал ли несовершеннолетний в группе, выяснить его статус, положение, роль в системе групповых отношений (находился ли он в психологической зависимости).
Применительно к психическим состояниям выясняется:
Находился ли испытуемый в «психотравмирующей» ситуации;
Являлась ли ситуация, в которой находился исследуемый, экстремальной;
Каковы психологические мотивы, способствовавшие совершению преступления;
Каково содержания ценностно-мотивационной схемы обследуемого.
Поведение несовершеннолетних. Причины делинквентного поведения несовершеннолетнего.
Делинквентная юридическая психология называет поведение, предполагающее нарушение норм административного , гражданского, семейного и других норм права. В крайних своих проявлениях делинкветное поведение есть не что иное как поведение, связанное с совершением уголовно-наказуемых деяний.
Причины девиации:
1. Нарушение процесса социализации, что проявляется в таких явлениях, как разрыв социальных связей, нарушение адаптации, стремление к самоутверждению.
Негативные формы девиации:
§ Алкоголизм;
§ Наркомания;
§ Токсикомания;
§ Половой аморализм;
§ Вандализм;
§ Суицидальное поведение.
Делингвентное поведение имеет ряд особенностей:
1. Отклоняющее поведение личности;
2. Делигнветное поведение противоречит требованиям норм и правил;
3. Делинкветное поведение представляет угрозу для общества;
4. Такое поведение осуждается и порицается обществом.
Делинкветное поведение предполагает наличие социального конфликта между индивидом и обществом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|