Сделай Сам Свою Работу на 5

Познавательные психические процессы





Ощущение – это элементарный психический познавательный процесс, непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений.

Виды:

· Внешние

· Внутренние

· Двигательные

По модальности:

1. Слуховой

2. Зрительный

3. Тактильный (холод, тепло, давление боль)

4. Вкусовой

5. Обоняние

По расстоянию:

· Дистантные

· Контактные

Порог чувствительности зависит от времени суток, состояние здоровья, индивидуальных качеств, возраста, эмоционального фона, побочных эффектов.

Адаптация – приспосабливаемость человека к внешним раздражителям (может повышаться, а может и понижаться).

Взаимодействие – изменение чувствительности одной анализаторной системы под влияние деятельности другой анализаторской системы.

Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Восприятие – высший психологический процесс целостного отражения предметов при их непосредственном контакте с органами чувств.

Отграничение ощущения от восприятия:

Критерий Ощущение Восприятие
Что отражает Отражает свойства предметов Целостный образ
Работа анализаторов Привязка к анализаторской системе Цепочка анализаторских систем
Встречная активность Не требуется Сознательный процесс, познавательная функция
Результат Чувство Образ
Место нахождения результата Внутри самого человека Объект исследования вне человека

 



Свойства восприятия:

1. Предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Присутствуют фигуро-фоновые отношения.

2. Избирательность – вычленяется нужный объект.

3. Целостность – взаимосвязь частей и целого в образе. Сумма всегда больше частей – если один и тот же элемент поместить в разные образы, то он понимается по-разному; при замене отдельных элементов, но при сохранении соотношений между ними, то воспринимается одинаково; если исключить отдельный элемент, то образ не меняется.

4. Константность (постоянство) – при изменении отдельных параметров мы способны идентифицировать объект восприятия.

5. Категориальность (обобщенность) – соотнесение определенного объекта к определенной категории.



6. Апперцептивность – использование предыдущего опыта

Сосновый лес. Входя в сосновый лес первым впечатлением было осознание древности и мощи этого леса. Огромные деревья возвышаются над тобой и ты чувствуешь приятный запах смолы. Прогулки в лесу заряжают тебя – тишина, спокойствие и свежий воздух. Хорошо гулять в сосновом лесу.

Системы восприятия:

· Аудиальная

· Визуальная

· Кинестетическая

Формы восприятия:

· Восприятие пространства – форм, величины, глубины и т.д. Очень часто встречаются ошибки восприятия. Зоны личного пространства – сверхинтимное пространство (до 15 см), интимное пространство (от 15 см до 0,5 м), личная зона (0,5 – 1,5 м), социальная зона (1,5 – 3 м), публичная зона (более 3 метров).

· Восприятие движения – отражение во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (скорость, направление, ускорение)

· Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явления. Инверсия – явление, когда реальные события с реальными датами не совпадают.

· Представление – процесс воспроизведения прошлых образов, а результат это вторичные образы, извлеченные из памяти как первичные сигналы. Часто возникают искажения.

v По типу:

Ø Аудиальное

Ø Визуальное

Ø Тактильное

Ø Вкусовое

Ø Обонятельное

v По степени волевых проявлений:

Ø Волевой

Ø Безвольный

Ø Навязчивый

· Воображение – психический процесс создания новых образов на основе прошлых образов восприятия. В старые образы всегда добавляется что-то новое.



v Пассивное

Ø Произвольное - мечты

Ø Непроизвольное – сновидение, гипноз

v Активное

§ Воссоздающее, близко к оригиналу

§ Творческое

· Память – это познавательный психический процесс, проявляющийся в способности человека запечатлевать, сохранять, узнавать, воспроизводить и забывать различные обстоятельства, которые имели место в прошлом.

Ø По связи с психическими процессами

v Связь с восприятием

§ Двигательная

§ Визуальная

§ Аудиальная

v Связь с волей

§ Произвольная

§ Непроизвольная

v Связь с воображением

§ Воссоздающая

§ Творческая

v Связь с мышлением

§ Наглядно-образная

§ Наглядно-действенная

§ Вербально-логическая

v Связь с эмоциями

Ø По объему длительности хранения:

v Мгновенная (иконическая, фотографическая) – примерно 2 секунды

v Кратковременная память – сохранение определенного объема информации в течение 20 секунд (как правило, 7+/- 2)

v Оперативная память

v Долговременная память

v Генетическая память

Мнемоника – искусство запоминания, извлечения информации и забывания.

Запоминание – процесс памяти, в ходе которого запечатляется определенная информация в памяти.

Элементарной формой непроизвольного запоминания является серия кратковременных образов. Эйдетические (наглядные) образы.

Всегда запоминается то, что связано с целенаправленной деятельностью человека.

Эмоциональная память может вызвать определенные искажения.

Эффект Зейгарник – незаконченная деятельность запоминается лучше, чем та, которая закончена.

Эффект «фактор края» - запоминается всегда начало и конец

Воспроизведение – актуализация ранее запомненного материала

1. Узнавание – при воздействии уже запомненного объекта

2. Припоминание – при воздействии уже запомненного объекта

Реминисценция – в памяти усиливаются новые смысловые связи при отсроченном воспроизведении.

Есть тенденции искажения воспроизведения:

· Склонность человека к фантазированию

· Внушаемость человека

· Объективные факторы – освещение, обстановка

Забывание – процесс удаления запечатленной информации из памяти.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо предмете или действии с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.

Виды внимания:

1. Непроизвольное

1.1. Вынужденное

1.2. Невольное – реакция на то, что связанно с выживаемостью

1.3. Привычное

2. Произвольное – требует волевых усилий

3. После произвольное внимание – деятельность продолжается, но волевых усилий человек уже не проявляет

Свойства внимания:

1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче.

2. Распределение внимания – субъективная способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно.

3. Переключаемость – скорость перехода от одного вида деятельности к другому

4. Объем внимания – количество элементов, отчетливо воспринимаемых одномоментно (от 5 до 7).

Эмоции

Эмоции – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающие вследствие отражения их непосредственной связи с актуальными потребностями человека.

Эмоции двухвалентны:

· Положительные

· Отрицательные

Изард – втор дифференциальной теорий эмоций. 10 базальных эмоций:

1. Радость – возможность удовлетворить полностью потребность «+»

2. Интерес – возможность саморазвития человека «+»

3. Удивление - связанная с возникновением новых обстоятельств «+/-»

4. Горе – невозможность удовлетворения потребности «-»

5. Гнев – внезапное препятствие на пути к цели «-»

6. Страх – опасность, угроза для субъекта «-»

7. Отвращение – желание избавится от чего-либо «-»

8. Презрение – несовпадение взглядов или установок «-»

9. Стыд – несоответствие поступков собственным нормам «-»

10. Вина – несоответствие поступков общественным нормам «-»

По влиянию на человека:

· Стенические – вызывают активность человека – радость, гнев

· Астенические – расслабляющее действие, парализация - горе

Воля

Воля – это сознательное регулирование воли человека своего поведения и деятельности, активно направляющая для достижения своих целей при учете складывающихся обстоятельств и при преодолении внутренних и внешних препятствий.

Функции:

· Побудительная

· Тормозящая – сдерживание нежелательных проявлений активности

По уровню сложности, а основа то, что не любая цель может быть достигнута сразу:

· Простые волевые действия. Когда человек без колебаний идет к намеченной цели. Алгоритм: выбор цели → принятие решения → выполнение действия или воздержание от действия →оценка результата

· Сложные волевые действия. Выбор цели → осознание ряда возможностей реализации → появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможность → борьба мотивов → принятие решения → реализация решения → оценка результата

Свойства воли:

1. Сила воли – способность преодолевать значительные затруднения, которые возникают на пути достижения цели

2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенных результатов

3. Инициативность – предприятие попытки сделать первый шаг

4. Самостоятельность – способность осознанно принимать решение, не поддаваясь влиянию мешающих факторов

5. Решительность – отсутствие лишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов

6. Последовательность действий – все поступки вытекают из единого руководящего принципа.

Психические состояния

Наиболее устойчивые состояния человеческой психики, на фоне которых происходят психические процессы.

Психические эмоциональные состояния – помогают в регуляции поведения.

Среднее состояние – нормальное состояние, бывает астеническое состояние, бывает аффект.

Определяют отражение человека к действительности в зависимости от удовлетворенности потребностей.

Конфликтные психические состояния:

Тревожность

Это особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой неотвратимо приближающейся опасности.

Часто это воображаемая угроза.

Выражение:

· Мышечный тонус

· Либо заторможенное состояние, либо хаотичное движение

· Нарушение вегетативно-нервной системы

· Нарушаются все психические процессы

Субъективные переживания:

· Чувство нетерпения

· Состояние беспомощности

· Ощущение беспредметного страха

· Чувство стыда, вины

Может привести к патологическим нарушениям психологического и психиатрического толка, к душевным страданиям.

Тревога:

· Низкий уровень – нет тревоги при реальной опасности, снижен уровень самоконтроля (-). Благоприятствует виктимному поведению жертвы, увеличивает шансы совершит преступление по неосторожности.

· Средний уровень – внутренний сторож (+)

· Высокий уровень – невротический страх (-).Благоприятствует виктимному поведению жертвы

Учитывается при оценке психического состояния лица, как обстоятельство смягчающее наказание; при ст.117 УК РФ; возмещение морального вреда.

Виды тревожности:

· Ситуативная тревожность – временное состояние психики в виде реакции человека на конкретную ситуацию.

· Личностная тревожность – такое состояние человека, которое определяется постоянными особенности свойствами характера, темперамента человека и отражает внутренний динамический конфликт человека. Повышенная ответственность, набор перфекциониста, снижен порог стрессоустойчивости. Причины – тревожные родители, воспитание, комплексы.

Страха

Ожидание прогнозируемой опасности (всегда на реальную угрозу).

Причина – субъект ощущает непреодолимую опасность для себя и своих близких, чувство беспомощности.

Используется при признании недействительности сделки, возмещение морального ущерба.

Необходимо учитывать эмоционально-психологические особенности человека.

Причины:

· В основном из детства

· Стрессовое состояние

Исследователь – Ф. Риман.

Фобия – особое состояние страха на грани психозов, неврозов, навязчивые неадекватные иррациональные переживания, в основе которых лежит боязнь конкретного содержание, но при этом сохраняется способность осознавать беспочвенность своего страха.

· Депрессивные личности – фобии и страхи утраты в различных проявлениях

· Шизоидные личности – фобии и страхи угрозы нарушения личностного характера

· Навязчивые личности – фобии и страхи, связанные с потерей стабильности

· Истерические личности – фобии и страхи, связанные с ограничением риска, пространства, свободы

Стресс

Г. Селье

Стресс – состояние эмоциональной напряженности, обусловленного адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Источники стресса – стрессоры, которые бывают положительные и отрицательные.

Стадии стресса:

1. Стадия тревожности – начинает воздействовать какой-либо стрессор на человека, начинается заторможенность, после чего происходит мобилизация сил.

2. Стадия сопротивления – организм работает на пределе своих сил

3. Стадия истощения – снижение всей психической деятельности

При воздействии внезапных стрессоров снижается способность принятия решений, и начинаются процессы, связанные с вегето-сосудистой системой.

Затрудняется оценка силы угрожающего фактора, как правило, увеличивается.

Необходимо для признания сделки недействительной, определения необходимой обороны.

Есть дистресс – состояние потерянности, когда состояние истощения длится слишком долго.

Посттравматическое стрессовое расстройство - негативные психологические последствия пережитые субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, которые переходят за границы обычного человеческого опыта.

Источники:

· Где – Экстремальные ситуации, охватывающие большое количество людей

· Как – начинает переживать негативные отрицательные эмоции, приступы ярости или апатии

· Последствия – психические расстройства, заболевания, кошмары

Этапы протекания:

1. Воздействие психотравмирующей ситуации – страх, тревожность, проявляется инстинкт самосохранения

2. Проведение спасательных работ – нормальная жизнь в экстремальных условиях, значения приобретают врожденные способности человека

3. Эвакуация – человек попадает в обычную жизнь, начинается когнитивная обработка полученного опыта, дезадоптация и дезорганизация при низком стрессовом пороге. Может учитываться как обстоятельство, смягчающее наказание

Фрустрация

Это стойкое глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное двумя моментами:

1. Наличие большого желания удовлетворения потребности

2. Наличие препятствия, как объективного, так и субъективного

Препятствия:

· Физические (лишение свободы)

· Биологическое (старение, болезнь)

· Социокультурные (норма права, морали)

· Психологические (страх)

По Селье фрустрация – это страх рухнувшей надежды.

Роли фрустрации:

1. Конструктивная – помогает научаться, человек старается достигнуть определенных результатов

2. Деструктивная – человек не видит альтернатив, снижается уровень внимания, мышления

Выход из фрустрации:

· Изменение тактики поведения

· Изменение цели

· Отказ от задуманного

В негативной фрустрации возможно:

1. Эмоциональное возбуждение (аффективное состояние, совершение преступлений)

2. Депрессивное состояние (аутоагрессия, самоубийство)

Страдание

Посмотреть самостоятельно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.