Civics: финансирование экологической или общественной деятельности
Представьте себе, что конкретный город или регион решил стать «зеленым городом» или «округом социальной заботы».
Традиционный подход
Обычно для реализации заявленных намерений город или округ использует традиционные бюджетные инструменты, такие как оплата всех необходимых работ по рыночным ценам. Предположим, что город, который является домом для 100 тысяч домохозяйств, достиг политического консенсуса в стремлении стать “зеленым городом”, и что необходимые ежегодные субсидии составят $1000 на семью (из них 75% – затраты на рабочую силу, 25% – на материалы). Наиболее очевидный для города способ запустить этот проект – повысить налоги в среднем на $1000 на семью в год. Будет также предложено принять участие в проекте местным некоммерческим организациям, чья миссия связана с политикой города.
Есть два вида финансовой поддержки, необходимой, чтобы проект начал работать. Первый – прямой: субсидии или оплата городских проектов из налога на прибыль (или за счет заемных средств, но это потребует со временем такого же налога на прибыль, плюс процентов). Второй вариант – через некоммерческие мероприятия. Некоммерческие организации получают финансирование за счет пожертвований, которые подлежат налогообложению, как показано в нижней части рисунка 2.
Инновационный подход: Основы гражданственности
Город может реализовать проект с использованием инновационных валюты. Ключевой момент для понимания сути любой современной денежной системы заключается в том, что государственная власть требует ее использования в уплате налогов. Это касается и всех традиционных национальных валют, в том числе – долларов США: без требования со стороны правительства уплачивать налоги только в этой конкретной валюте (долларах США или любой другой), национальная валюта исчезнет в течение нескольких месяцев…
Предположим теперь, что вместо использования долларов местные власти прибегли к использованию того, что мы называем Civics* – обязательного взноса в благосостояние города. Более того, город может выбирать, какие действия он хочет получить от граждан в качестве этого ежегодного взноса. Например, в городе, который решил стать «зеленым» и более самостоятельным в обеспечении продуктами питания, гражданам можно предложить выращивать продукты на террасах или крышах домов, или обучать земляков основам садоводства, уходу за растениями и деревьями и т.д.
«Civics в дословном переводе с англ.: “основы гражданственности”, “гражданские дела”.
Некоммерческие организации будут играть такую же важную роль в гражданской экономике, какую корпорации и предприятия играют в обычной долларовой экономике. Они будут заниматься, например, организацией мероприятий, контактов или проверкой качества и количества выполненных работ. Кроме того, по крайней мере одна некоммерческая организация должна отвечать за аудит гражданской деятельности других организаций. Вся эта деятельность также может оплачиваться в Civics.
Цель и сфера гражданской системы
Цель системы Civics – поддержка трудового компонента общественной деятельности без создания правительственных дефицитов. Система также обеспечит реальный доход для самых активных участников и будет способствовать эволюции местного сообщества. Современные общества сталкиваются с высоким уровнем изоляции и разрушением социальных и семейных связей. Общие работы в местной общине были бы очень эффективным способом решения этой проблемы.
Гражданская система может работать на любом уровне: городского района, города, округа, штата или даже страны в целом. В примере, приведенном ниже, предполагается, что этот подход используют города или страны, приверженные достижению определенных целей. Обратите, однако, внимание, что аналогичный подход может быть использован для мобилизации любых социальных мероприятий, таких как помощь пожилым людям, образовательные проекты, участие граждан в управлении государством, экологических акциях, техническом обслуживании, повышении энергоэффективности и любой другой деятельности, которую органы власти сочтут полезной.
Работа системы Civics
Городское или окружное правительство выпускает постановление, согласно которому жители должны ежегодно вносить вклад в благосостояние города в размере определенного количества жетонов, например, восемь Civics на семью. Так, один Civic вполне может соответствовать часу общественно-полезных работ. Это условие будет обязательным для каждого домашнего хозяйства – за исключением особых случаев (например, кроме инвалидов, семей с малолетними детьми, людей, которые заботятся о престарелых родителях и др.).
Civics будут эмитироваться заинтересованным органом власти и использоваться для вознаграждения конкретных общественно-полезных действий, определяемых каждый год. Компенсация может быть в форме бумажных жетонов (как это имеет место в случае с Torekes, описанном выше), и/или электронных единиц, которыми можно обмениваться с помощью компьютера или мобильного телефона. Государственный орган не будет принимать взамен Civics платежи в национальной валюте, а также не будет устанавливать фиксированный обменный курс между гражданской и национальной валютой.
Однако граждане вправе обмениваться Civics друг с другом на принципах свободного рынка, в т.ч. – менять гражданскую валюту на национальную. Для облегчения таких обменов могут создаваться местные рынки типа eBay. Таким образом, люди, которые имеют больше времени, чтобы заработать Civics, cмогут получать доход от людей, у которых нет на это времени, но которые могут позволить себе платить обычными деньгами.
В зависимости от количества взносов на семью и возможностей для зарабатывания Civics, «гражданская экономика» может быть активирована в любых масштабах, в которые власти посчитают целесообразными. Но важно понимать, что сам процесс выбора видов деятельности, с помощью которых можно заработать Civics, должен быть демократичным, насколько это возможно. Как можно больше людей должны получить возможность высказаться, в каких проектах они хотели бы поучаствовать.
Другой важный момент: необходимо сделать поток Civics прозрачным с помощью открытой книги бухгалтерского учета. Прозрачность также будет лучшей и наиболее эффективной защитой против мошенничества или использования этой системы для преступной деятельности.
Внедрение: шаг за шагом
Когда власти примут решение о запуске системы Civics, им придется сделать следующие девять шагов.
Первые четыре этапа – подготовительные:
1. Определить наиболее важные гражданские вопросы и мероприятия.
2. Собрать группу людей, заинтересованных в планировании и осуществлении проектов. В нее могут быть включены местные жители и представители некоммерческих организаций, мобилизованные для поддержки этих проектов и способные помочь их организовать.
3. Определить стоимость каждого из видов гражданской активности (например, регулярное пользование общественным транспортом награждается двумя Civics, час участия в посадке деревьев стоит один Civic и т.д.)
4. Принять постановление о запуске системы Civics и настроить программу выдачи и получения Civics (сегодня для выполнения подобных задач существует программное обеспечение с открытым исходным кодом). Рекомендуется, чтобы правительства не вмешивались в управление платежной системой, а сосредоточились на проведении тендеров, которые обеспечат развитие мобильных платежей в регионе в течение ограниченного периода времени (два-три года максимум).
Практическая реализация системы Civics будет включать следующие пять шагов:
5. Определить количество жетонов Civics, которое потребуется от каждого домашнего хозяйства в качестве вклада в течение первого года (скажем, восемь Civics в первый год, что примерно соответствует одному полному рабочему дню), а также количество Civics, которое может быть получено за каждый вид гражданской активности.
6. Привлечь некоммерческие организации в качестве агентств по управлению и контролю за гражданскими платежами для каждого вида деятельности. Эти некоммерческие организации, в свою очередь, могли бы оплачивать с помощью Civics работу своих участников.
7. Развернуть коммуникационную кампанию, которая должна объяснять населению, как они могут получить Civics, участвуя в общественно-полезных делах, определенных на пятом шаге. Эффект также принесла бы организация двух совместных «Civic Уик-эндов» в год для всех, кто заинтересован заработать больше восьми Civics.
8. Если используются электронные средства платежей, участникам может предоставляться обратная связь о продвижении каждого вида работ в режиме реального времени.
9. После пилотного проекта первого года необходимо оценить результаты и возникшие проблемы – и заняться тонкой настройки системы, постепенно год за годом расширяя диапазон общественной активности и географического охвата.
Обратите внимание, что никто не обязан лично выполнять любую из задач, вознаграждаемых с помощью Civics. Есть два способа избежать участия. Во-первых, оплатить сумму, которая взимается системой Civics, в долларах США, когда вы платите ваши ежегодные налоги. Логичной суммой в нашем примере будет 1000 долларов в год, что соответствовало бы “традиционому подходу”, описанному в начале этого раздела. Для остальных остаются обязательные платежи своего гражданского вклада в Civics в конце года.
Люди, не заинтересованные или не имеющие времени для самостоятельного выполнения общественных задач, будут иметь возможность приобрести Civics на рынках типа eBay, открытых и прозрачных, насколько это возможно. Люди, которые заработали больше Civics, чем необходимо для ежегодного взноса, могут продать их на этом рынке.
Покупка может произойти в форме:
· другой услуги (например, почасовой оплаты помощи няни в обмен на Civics);
· различных благ (например, велосипеда или High-Fi системы в обмен на Civics);
· обычного валютного обмена (например, 20 или 30 долларов в обмен на Civics).
Все, что требуется от государства – это пресекать хождение поддельных Civics, а также обеспечивать прозрачность и справедливость торгов.
[1] Существуют отдельная теориия о свойстве и происхождении денег, разработанная Георгом Фридрихом Кнаппом в 1920-х, которая гласит что деньги,это все то , что Правительство признает приемлемым для уплаты налогов. (См. Кнапп, Георг Фридрих. «Государственная теория денег» (Клифтон, Нью-Йорк: Augustus M. Kelley, 1924). Эта школа имеет сторонников и по сей день. См., например: Врай, Рэндалл «Понимание современных денег». (Челтенхайм, Великобритания и Нортгемптон, штат Массачусетс, США: Эдвард Эдгар, 1998).
[2] Однако есть исключения, но в сегодняшнем мире они, как правило, существуют очень недолгими периодами. Например , в России правительство учитывало продукты и товары от корпораций в качестве оплаты налогов после дефолта 1998-го года.
[3] (При этом в США, в начале 90-ых, был забавный казус, попавший в судебную хроннику: один профессор в нерабочее время как раз решил оказать услугу своему соседу в рамках местного банка времени, починить ему крышу. В ходе ремонта он упал. В ходе разбирательств выяснилось, что он не имел права оказывать услуги по починке, поскольку не имеет на это лицензии. Соответсвенно взимать плату он так же не мог. Это наглядный пример, что услуги могут оказываться не в соответсвии с прямой профессиональной деятельностью, где важна квалификация, а в более широком перечне. Кстати, профессор был очень доволен возможностью работать не головой, а руками. Прим. переводчика)
[4] Департамент экономической истории университета Боккони в Милане, Италия, ведет исследование дополнительных валют в истории. Они обнаружили множество подобных примеров использовавшихся на местном уровне в Европе с VIII по XVIII века. Такие валюты циркулировали параллельно с официальными валютами, некоторые из них были даже выпущенны центральными властями, но они не принимались в качестве средства платежа по налогам центральному правительству (королевский или имперский двор), но при этом были законным средством cплатежа по всем остальным операциям. Смотри Fantacci, Luca “Storia della moneta immaginaria”, (Venice: Marsilio Editore, 2004). Так же смотри Labrot Jacques “Une histoire economique et populaire du Moyen-Age: les jetons et les méreaux”(Paris: Editions Errance, 1989).
[5] В банковской системе эта проблема частично решается, посредством кредитования за счет средств внесенных на срочные вклады (депозиты). Но, с точки зрения региональной эконмоики, нет никакой гарантии того, что деньги станут доступными в виде кредита в том же районе где они были внесены в виде вклада, тем самым снижается полезность функционирования банковской системы именно для местной экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|