Психологический портрет меланхолика
Для меланхолика характерны нерешительность, неуверенность, трудности выбора, склонность к опасениям. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Поэтому он предпочитает подчиняться доказавшим свою правильность нормам поведения и мнениям авторитетов.
Эмоциональность, ранимость меланхолика часто препятствуют ровным отношениям с людьми. Это становится причиной стремления уйти в себя, подальше от конфликтов. Он затрудняется установить контакт с незнакомыми ему людьми. При этом легко переносит одиночество.
Внутренняя конфликтность, психическая неустроенность ведет к обостренному восприятию несправедливости, проявлениям неуважения и невнимания к себе. Обычно действует прямолинейно, даже грубо, не щадя ни себя, ни других. Такие особенности психического склада меланхолика побуждают его искать свое место в жизни, утвердиться в ней. Часто испытываемая неудовлетворенность, глубокие переживания приводят к состоянию усталости, неуверенности в себе.
В трудных ситуациях ему нелегко справиться с новыми задачами, волнуется в ожидании каких-либо перемен, теряется, опускает руки, ищет сочувствия и поддержки. Он больше других нуждается в навыках психологической саморегуляции, защиты от перегрузок (физических, эмоциональных, интеллектуальных). Вместе с тем, склонность к тревоге имеет и положительную сторону – меланхолик запаслив и предусмотрителен.
Высокая чувствительность, готовность работать по точным инструкциям – эти преимущества меланхолика проявляются в профессиях, связанных с литературой, искусством и также профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, например, переводчика-синхрониста, диспетчера.
Задание 2. Выберите то утверждение («а», «в» или «с»), которое лучше всего выражает Вашу точку зрения, наиболее ценно для Вас. Затем сделайте выбор наименее ценного для Вас утверждения, менее всего соответствующего Вашей точке зрения. Над тестом не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым лучшим.
Текст опросника
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
a) оценка работы;
b) сознание того, что работа выполнена хорошо;
c) сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
a) тренером, который разрабатывает тактику игры;
b) известным игроком;
c) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
a) имеют индивидуальный подход к ученикам;
b) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
c) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые:
a) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
b) вызывают у всех дух соревнования;
c) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
a) помогают другим, когда для этого представляется случай;
b) всегда верны и надежны;
c) интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
a) с которыми хорошо складываются отношения;
b) которые могут больше, чем я;
c) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным как человек, который:
a) добился жизненного успеха;
b) может сильно любить;
c) отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
a) научным работником;
b) начальником (руководителем);
c) опытным профессионалом.
9. Когда я был ребенком, я любил:
a) игры с друзьями;
b) успехи в делах;
c) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
a) встречаю препятствия при выполнении возложенной задачи;
b) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
c) когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна заключаться:
a) в подготовке учеников к работе по специальности;
b) В развитии индивидуальных особенностей и самостоятельности;
c) В воспитании в ученике качеств, благодаря которым он мог бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
a) недемократическая система;
b) человек теряет индивидуальность в общей массе;
c) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Будь у меня больше свободного времени, я бы использовал его:
a) для общения с друзьями;
b) для любимых дел и самообразования;
c) для отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимум, когда:
a) работаю с симпатичными людьми;
b) у меня работа, которая меня удовлетворяет;
c) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
a) другие ценят меня;
b) чувствую удовлетворение от выполненной работы;
c) провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
a) отметили дело, которое я выполнил;
b) похвалили меня за мою работу;
c) сообщили о том, что меня выбрали в руководители организации (комитета, секции).
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
a) имел ко мне индивидуальный подход;
b) стимулировал меня на более интенсивный труд;
c) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
a) оскорбление личного достоинства;
b) неуспех при выполнении личной задачи;
c) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
a) личный успех;
b) общую работу;
c) практические результаты.
20. Очень мало людей:
a) действительно радуются выполненной работе;
b) с удовольствием работают в коллективе;
c) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
a) ссоры и споры;
b) отрицание всего нового;
c) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
a) чтобы окружающие считали меня своим другом;
b) помогать другим в общем деле;
c) вызывать восхищение других.
23. Я ценю, уважаю руководителя, когда он:
a) требователен;
b) пользуется авторитетом;
c) доступен.
24. На работе я хотел бы:
a) чтобы решения принимались коллективно;
b) самостоятельно работать над решением проблем;
c) чтобы руководитель признавал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
a) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
b) о жизни известного человека;
c) типа «сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
a) дирижером;
b) солистом;
c) композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
a) смотря детективные фильмы;
b) в общении с друзьями;
c) занимаясь своим любимым делом.
28. При условии одинакового поощрения я бы с удовольствием:
a) выдумал интересный конкурс;
b) выиграл бы в конкурсе;
c) организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
a) чего я хочу сделать;
b) как достичь цели;
c) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
a) другие были довольны им;
b) выполнить, прежде всего, свою задачу;
c) не нужно было бы укорять его за работу.
Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю (из количества положительных выборов отнимите число отрицательных выборов и прибавьте 30):
- направленность на себя: 1а, 2в, 3-4а, 5в, 6с, 7а, 8-10с, 11-12в, 13-14с, 15а, 16в, 17-19а, 20-22с, 23в, 24с, 25-26в, 27а, 28в, 29а, 30с; проявляется в ориентации человека на удовлетворение собственных потребностей, достижение личных целей, преследование корыстных интересов. Часто сопровождается агрессивностью в достижении желаемого статуса, властностью, склонностью к соперничеству;
- направленность на взаимодействие: 1-3с, 4в, 5-6а, 7с, 8в, 9а, 10в, 11с, 12-14а, 15-18с, 19-20в, 21-22а, 23с, 24-26а, 27в, 28-29с, 30а; направленность на взаимодействие – стремление при любых условиях поддерживать хорошие отношения с другими людьми, ориентация на совместную деятельность. Часто такой человек готов помогать другим, защищать их интересы даже в ущерб собственным. Хорошо ладит с людьми, заинтересован в достижении групповых целей, при этом не свободен в своих действиях, зависим от группы;
- направленность на задачу: 1в, 2а, 3в, 4-5с, 6-7в, 8а, 9в, 10-11а, 12с, 13-15в, 16а, 17-18в, 19с, 20а, 21-22в, 23а, 24в, 25-27с, 28а, 29-30в. Направленность на задачу – ориентация не столько на результат выполнения дела, сколько на процесс. Заинтересованность в решении деловой проблемы, стремлении выполнить работу как можно лучше. Такой человек скорее будет отстаивать интересы дела, чем свои или других людей.
В отличие от направленности личности характер (от греч. печать, чеканка) – это совокупность индивидуально-своеобразных психологических свойств человека, которые проявляются в типичных для него способах поведения и эмоционального реагирования, в типичных ситуациях жизни и определяется его отношением к этим ситуациям. Характер определяет не то, почему человек совершил какое-либо действие или поступок, а как, какими способами он действует, выражает свои чувства, намерения. В свойствах характера выражается формально-динамическая сторона поведения, т. е. они относятся к описанию динамики, но не содержания психики и поведения человека. Содержательная сторона поведения отражена в понятии личность.
Направленность личности является относительно стабильной характеристикой на протяжении определенного этапа психологического развития человека (его психологического возраста). Характер (совокупность черт) остается относительно постоянным на протяжении определенного паспортного возраста, поэтому говорят о характере ребенка, характере школьника, студента и пр. Каждый последующий возраст дополняет совокупность черт характера новыми чертами, которые формируются в связи с уже новыми социальными требованиями, предъявляемыми человеку с учетом его возраста, статуса, роли и т. д. Темперамент – свойство психики, которое остается относительно неизменным на протяжении всей жизни.
Темперамент регулирует поведение (определяет динамику поведения) человека в различных ситуациях, независимо от мотивов и целей его поведения. Характер – в типичных ситуациях, личность – в уникальных ситуациях, когда совершаем поступки и подтверждаем значимость для себя собственных ценностей, убеждений, идеалов и т. п.
Рекомендации по выполнению контрольного задания 2.4
Задание.Изучите заключение судебного психолога-эксперта по результатам экспериментально-психологического исследования
Заключение 1.
Используемые методики: исследование памяти – «10 слов», «Пиктограмма»; исследование внимания – «Отсчитывания от 200 по 13»; исследование мышления – «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Понимание переносного смысла пословиц и поговорок»; исследование личности – «Опросник MMPI», «Опросник Кеттелла».
Подэкспертный охотно вступает в беседу. В разговоре с психологом откровенен, на вопросы отвечает в плане заданного по существу, обстоятелен. Цель экспертизы понимает правильно, говорит, что находится в Центре им. В.П. Сербского, с целью разрешить взаимные притязания подэкспертного и его бывшей жены относительно дальнейшего проживания их несовершеннолетнего ребенка. Себя подэкспертный характеризует как человека строгого, требовательного, ответственного, но не живущего одной работой. Свой стиль воспитания оценивает как «строго демократический». Фон настроения в ходе обследования ровный, эмоциональные проявления адекватны ситуации обследования.
Подэкспертному доступны для понимания инструкции, предлагаемые психологом к методическому материалу. Однако, из-за трудности сосредоточения (отмечается повышенная откликаемость на индивидуально-значимые темы), сужения объема внимания (в методике «отсчитывания от 200 по 13», отмечаются трудности перехода через десяток), истощаемости и повышенного колебания внимания, подэкспертный не всегда способен удержать инструкцию при выполнении экспериментальных заданий. Также, отмечается незначительное снижение темпа психической деятельности. При выполнении патопсихологических методик подэкспертный стремиться показать максимально хороший результат.
При исследовании памяти нарушений мнестической деятельности у подэкспертного выявлено не было. Так при выполнении методики «10 слов» кривая запоминания составила: 8, 8, 10, 10 и 8 слов при отсроченном (65 минут) воспроизведении. При исследовании опосредованного запоминания подэкспертный также показал высокий результат, после интерферирующей паузы смог правильно воспроизвести 9 понятий из предложенных экспериментатором 10, и одно понятие близко по смыслу. При выполнении методики «пиктограмма» подэкспертный, в качестве опосредующего звена, использует, в основном, конкретные сценоподобны образы. Вместе с тем, подэкспертному доступны символические и метафорические образы.
При исследовании мышления у подэкспертного на первый план выходит снижение уровня обобщения (отмечается наличие конкретно-ситуативных решений с опорой на практически значимые признаки предметов) при сохранной способности к обобщению на высоком категориальном уровне. Так, при выполнении методики «исключение предметов» подэкспертный исключает мяч, объединяя конькобежца, лыжи и коньки в группу «зимние виды спорта», а в единичных случаях, вообще не способен к анализу и синтезу, так, рассматривая карточку на которой изображены стол, птица, очки и молоток заявляет, что здесь вообще ничего исключить и объединить нельзя, т.к. все предметы «разные по значению». При выполнении методики «сравнение понятий» находит сходство между луной и солнцем в том, что «оба светят», а отличие, что их можно увидеть в разное время суток. В целом, переносный смысл пословиц и поговорок доступен подэкспертному, однако в ряде случаев, подэкспертный дает конкретные, примитивные пояснения без адекватного понимания смысла пословицы в целом.
Основываясь на результатах опросников MMPI и 16 PF у подэкспертного отмечаются следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем, подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией к застреванию на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, и не склонен к конкуренции и доминированию. Целенаправленный анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный склонен воспринимать ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывать ему личностную и социальную незрелость. Всё вышесказанное оказывает влияние на стиль воспитания подэкспертного, который проявляется в виде того, родитель уделяет воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, сочетающейся с требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны родителя.
Таким образом, у подэкспертного отмечается снижение уровня обобщения (наличие конкретно-ситуативных решений), при сохранной способности к абстрагированию. Уровень интеллекта соответствует полученному образованию и образу жизни. Кроме того, у подэкспертного отмечаются трудности сосредоточения, истощаемость, сужение объема и колебания внимания. Также, отмечается незначительное снижение темпа психической деятельности. Нарушений памяти выявлено не было.
В личности подэкспертного отмечаются следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией застревать на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, не склонен к конкуренции и доминированию.
Целенаправленный анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный склонен воспринимать ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывать ему личностную и социальную незрелость. Всё вышесказанное оказывает влияние на стиль воспитания подэкспертного, который проявляется в виде того, что родитель уделяет воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, сочетающейся с требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны родителя.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
В. обнаруживает следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией застревать на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, не склонен к конкуренции и доминированию (ответ на вопрос 1.4, 2.2).
Взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный воспринимает ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывает ему личностную и социальную незрелость. Вместе с тем взаимоотношения между В. и несовершеннолетней В. носят характер позитивного взаимосотрудничества (ответы на вопросы 1.2, 2.2).
Анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что стиль воспитания подэкспертного, заключается в виде того, что родитель стремиться уделять воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, но, вместе с тем, предъявляет ребенку определенные требования и запреты (ответ на вопрос 2.17).
Индивидуально-психологические особенности В. и его стиль воспитания, с учетом индивидуально-психологических особенностей В. и уровня ее психического развития, не могут оказать негативного влияния на психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие В. и препятствовать полноценному общению В. с дочерью (ответ на вопросы 1.4, 2.3, 2.12, 2.13).
Ответы на вопросы 1.6, 2.4, 2.10, 2.15, 2.16, 2.18 не входят в компетенцию психолога.
Заключение 2.
Использованные методы: «10 слов», «Пиктограмма», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Сравнение понятий», «Толкование переносного смысла пословиц и метафор», опросник MMPI, тест Кеттелла, «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок человека».
В беседу вступает с осторожностью, держится напряженно, скованно, особенно в начале разговора. На вопросы отвечает в плане заданного, по существу. В беседе обстоятелен, старается изложить всё максимально подробно, детализировано. Испытывает трудности при необходимости описания своих внутренних переживаний и черт своего характера. Часто не способен четко сформулировать свою мысль, отчего использует для объяснения расплывчатые формулировки. Старается произвести благоприятное впечатление, ведет себя подчеркнуто вежливо. Себя характеризует как «честного, порядочного, спокойного, умеренного» человека, подчеркивает свою привязанность к семье, с удовольствием рассказывает про своего сына. Отмечает, что больше всего в людях он не любит «необязательность, неисполнительность», при этом характеризует себя, как «ответственного человека» Цель экспертизы понимает верно. Себя считает психически здоровым, однако отмечает, что в момент преступления находился в «ненормальном» состоянии, «не мог себя контролировать». Фиксирован на судебной ситуации, подчеркивает в разговоре, насколько для него важно решение этой экспертизы, просит психолога побеседовать с ним подольше. Свое состояние на данный момент описывает, как «подавленность, волнение», беспокоится по поводу исхода дела. Очень переживает о случившемся, повторяет, что «не понимает, как такое могло с ним произойти».
Подэкспертный правильно усваивает инструкции к заданиям и адекватно применяет их в ходе работы. При выполнении заданий старателен, интересуется результатами обследования. Отмечается склонность к предельной конкретизации любого задания, предполагающего использование абстрактного решения: подэкспертный пытается выяснить массу деталей, предлагает множество вариантов ответа в зависимости от ситуации. Особая тревожность отмечается при выполнении проективных методик. Выраженных колебаний внимания и работоспособности не выявляется.
Мнестические функции в пределах нормы. Кривая непосредственного запоминания составила 5, 7, 9, 10, 10 слов, отсрочено – 8 слов. При исследовании опосредованного запоминания подэкспертный из 12 предложенных понятий правильно воспроизводит 11 и 1 – близко по смыслу. В качестве опосредующих звеньев использованы в основном адекватные, конкретные и конкретно-ситуативные образы, эмоционально окрашенные, личностно значимые. Отмечается склонность к подробной детализации рисунков.
При исследовании мышления на фоне сохранной способности к абстрагированию и установлению логических связей выявляется в целом невысокий уровень обобщения. Наиболее ярко это проявляется при выполнении методики «Сравнение понятий». Сравнивая пары слов, подэкспертный затрудняется выделить существенный признак и на основании данного признака сравнить понятия, в следствие чего предлагает много вариантов, путается в них, затрудняется выделить основной критерий для сравнения. Так, при сравнении автобуса и трамвая подэкспертный говорит: «трамвай на электричестве работает, а автобус – на бензине. Еще автобус побольше людей перевозит, хотя, смотря какой автобус. Еще автобус один едет, а у трамвая два вагона. Трамвай ездит по рельсам, с железными колесами, а автобус сам, и колеса у него резиновые». При просьбе психолога выделить все же самое основное отличие, подэкспертный задумывается, после чего называет то, что «трамвай ездит по рельсам, с железными колесами, а автобус сам, и колеса у него резиновые». При выполнении методики «Исключение предметов» подэкспертный из набора мяч, коньки, лыжи, конькобежец исключает мяч, объясняя при этом, что «это всё зимние принадлежности», тут же добавляет, что «хотя и мячиком можно зимой играть», задумывается. При предложении психолога попробовать исключить конькобежца соглашается и правильно объединяет оставшееся в группу спортивный инвентарь. Переносный смысл пословиц и метафор понимает верно.
Личность подэкспертного характеризуется следующими индивидуально-психологическими особенностями: высокий уровень тревожности, недостаточная способность к вытеснению психотравмирующих факторов в силу повышенной чувствительности к отрицательным сигналам, которая в фрустрирующих ситуациях может перерастать в мнительность, а также внутренняя напряженность, осторожность, нерешительность, сильная обеспокоенность по поводу возможных последствий своих действий, ведущая к педантичности, склонности к многократной перепроверке правильности своих решений, наряду с этим повышенная ответственность, обязательность, пунктуальность. При этом отмечаются такие черты, как стремление предстать в социально одобряемом свете, следовать общепринятым социально одобряемым нормам, высокий самоконтроль, а также некоторый консерватизм, ригидность установок. В фрустрирующих ситуациях для подэкспертного характерно стремление к преодолению препятствий при сниженной способности к выработке самостоятельного конструктивного решения, в следствие чего решение проблемы реализуется за счет участия других лиц либо пускается на самотек. Для подэкспертного в конфликтных ситуациях наиболее характерна реакция избегания, возникновение эмоциональной напряженности в ситуациях неопределенности.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, при исследовании познавательных процессов на первый план выходит невысокий уровень обобщения при сохранной способности к абстрагированию и установлению логических связей. Отмечается достаточно выраженная обстоятельность мышления, склонность к излишней детализации. Мнестические функции в норме. Выраженных нарушений умственной работоспособности не выявлено.
Личность подэкспертного характеризуется следующими индивидуально-психологическими особенностями: высокий уровень тревожности, недостаточная способность к вытеснению психотравмирующих факторов в силу повышенной чувствительности к отрицательным сигналам, которая в фрустрирующих ситуациях может перерастать в мнительность, а также внутренняя напряженность, осторожность, нерешительность, сильная обеспокоенность по поводу возможных последствий своих действий, ведущая к педантичности, склонности к многократной перепроверке правильности своих решений, наряду с этим повышенная ответственность, обязательность, пунктуальность. При этом отмечаются такие черты, как стремление предстать в социально одобряемом свете, следовать общепринятым социально одобряемым нормам, высокий самоконтроль, а также некоторый консерватизм, ригидность установок. В фрустрирующих ситуациях для подэкспертного характерно стремление к преодолению препятствий при сниженной способности к выработке самостоятельного конструктивного решения, в следствие чего решение проблемы реализуется за счет участия других лиц либо пускается на самотек. Для подэкспертного в конфликтных ситуациях наиболее характерна реакция избегания, возникновение эмоциональной напряженности в ситуациях неопределенности.
Ответы на вопросы:
Поскольку судебно-психиатрические эксперты определили неспособность Г. на момент инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими вследствие временного психического расстройства (…), ответить на вопрос о том, находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта в юридически значимый период, а также о влиянии личностных особенностей на его способность в полной мере осуществлять осознанную регуляцию своих действий не представляется возможным, так как поведение подэкспертного определялось не психологическими, а психопатологическими механизмами (ответы на часть вопроса 4 и вопрос 5).
Рекомендации по выполнению контрольного задания 2.5
Задание. Тест оценивает психологические особенности, определяющие успех и неудачи в работе, взаимоотношениях с людьми. Позволяет проанализировать поведение участников конфликтной ситуации. Выберите из двух утверждений то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утверждение покажется неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.
Опросник
1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего.
6. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
11. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
18. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
19. А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Анализ результатов теста и ключевые вопросы
· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.
· Стратегия сотрудничества, при которой участник конфликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ключевые утверждения: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.
· Стратегия компромисса – готовность отказаться в конфликте от части своих притязаний и ожидание ответных уступок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.
· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.
· Стратегия приспособления, для которой типично привнесение в жертву собственных интересов ради другого. Ключевые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|