Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Юридическая психология как прикладная научная отрасль





Приволжский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»

Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

Юридическая психология

 

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Квалификация «бакалавр»

 

 

Нижний Новгород 2012

Авторы:

Иванова Лидия Николаевна, доцент, кандидат психологических наук, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»;

Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат психологических наук, доцент.

 

Рецензенты:

Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФГОУ ВПО «Российская академия правосудия»;



Плавинская Ю.Б., кандидат психологических наук, психолог полка полиции Управления вневедомственной охраны Управления МВД России по г. Нижний Новгород

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (степень «бакалавр»).

 

 

Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 3 от 25 октября 2012 г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 октября 2012 г., протокол № 3.

 

© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2012

© Иванова Л.Н., Дмитриева Л.А., 2012

 


 

Содержание

 

1. Введение............................................................................................................... 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................... 7

3. Тематический план............................................................................................. 8



4. Программа учебной дисциплины...................................................................... 10

5. Планы аудиторных занятий............................................................................ 17

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя....... 21

7. Примеры контрольных заданий по дисциплине.............................................. 59

8. Литература...................................................................................................... 64

9. Вопросы для подготовки к зачету................................................................... 69

10. Приложенияу.................................................................................................. 73

 


Введение

Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания бакалавров по специальности 030900.62 «Юриспруденция».

УМК дисциплины «Юридическая психология» составлен в соответствии с Федеральным государствен­ным образова­тельным стандартом высшего профессио­нального образова­ния по направлению подготовки по специальности 030009 – Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и оп­ределяет содержание и структуру дисциплины.

Цель дисциплины – психологическая подготовка юриста к профессиональной деятельности, формирование эффективных приемов работы с людьми и овладение методами профессионально значимого самопо­знания и саморазвития лич­ности.

Основными задачами дисциплины яв­ля­ются:

1. Формирование у обучаемых представлений о явлениях, закономерностях и механизмах психики.

2. Формирование мотивации профессионально значимого самопознания и саморазвития.



3. Овладение психологическими приемами работы с людьми в повседневных и трудных ситуациях общения.

Место психологии в системе профессиональной подготовки юристов определяется возрастающим значением субъективного фактора в решении задач правосудия. В силу этого психологическая подготовка юристов предполагает и общепсихологическую подготовку обучаемых, получение ими юридико-психоло­гических знаний, и формирование психологических средств деятельности и решения конкретных профессиональных задач.

Учебный курс состоит из трех разделов. Цель первого раздела «Основные единицы психологического анализа деятельности юристов» заключается в овладении базовыми психологическими знаниями и навыками анализа психики людей и групп. Учебный материал раздела дает обучаемым представления о психологии как науке и месте психологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Он позволяет не только получить знания по психологии личности, познавательной, личностной, групповой регуляции поведения, но и создает условия, в которых обучаемые познают собственные психологические возможности и ограниче­ния, значимые для овладения профессией юриста.

Как известно, условием эффективной работы с людьми является знание обучаемыми своих личностных особенностей, индивидуальных качеств характера, способностей, темперамента, памяти, внимания, мышления. Понятый принцип работы своей психики позволяет обучаемым применять освоенные психологические знания для организации взаимоотношений с другими людьми, управления их психикой и поведением для решения профессиональных задач.

Ос­новной целью второго раздела «Основы криминальной и пенитенциарной психологии»дает обучаемым представление о личности преступника и механизмах формирования криминального насилия, мотивации противоправного поведения. Обучаемые самостоятельно получают навыки составления психологического портрета личности преступника, знакомится с системой психологических мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних и социальной реабилитации осужденных.

Ос­новной целью третьего раздела «Психологическое обеспечение и психотехника деятельности юриста» является психологическая подготовка обучаемых к ра­боте с людьми. Содержание этого раздела знакомит обучаемых с понятием и психологическими механизмами общения и решения типичных профессиональных задач.

Умение по поведенческим признакам человека понимать его внутреннее, психологическое состояние и управлять его поведением необходимо в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности юриста. Специалисту важно уметь анализировать психологические особенности людей, ориентироваться в свойствах их личности, прогнозировать их поведение в ситуациях сотрудничества или конфликта.

Психологические рекомендации, содержащиеся во втором разделе, направлены на решение задач организации эффективного общения, установления психологического контакта, доверительных отношений в работе с людьми. Кроме того, раздел дает научные представления о психологии основных направлений деятельности юриста.

Учебный курс состоит из 3 разделов, 14 тем. Дисциплина изучается в двух семестрах и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету и тексты контрольных заданий содержится в настоящем УМК.

 

В качестве основных учебных пособий для изучения курса рекомендуются:

*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.– Н. Новгород, 2009.

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:

иметь представление:

- о психологической характеристике личности юриста и коллектива;

- о психологической характеристике личности преступника и мотивации криминального поведения, психологических методах анализа противоправной деятельности;

- об основах психодиагностики, методах психологического изучения личности и группы (коллектива);

знать:

- психологические основы установления психологического контакта и доверительных отношений, предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юриста;

- психологические особенности профессиональной деятельности юристов и условия формирования профессионального мастерства;

- технику анализа и разрешения конфликтных ситуаций; правила и тактику личной безопасности в экстремальных ситуациях; основы психологического предупреждения негативных психических состояний;

- основания назначения судебно-психологической экспертизы;

уметь:

- применять навыки профессионального общения, установления психологического контакта, анализа и разрешения конфликтов; наблюдения и психологической диагностики личности собеседника, психологического воздействия.

 

В результате изучения дисциплины (факультатива) студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

 

должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

заочная форма обучения на базе высшего образования

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий, из них:
Лекции
Семинарские (практические) занятия -
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Зачет

 

 

заочная форма обучения на базе общего среднего (4 года)

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий, из них:
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Зачет

заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий, из них:
Лекции
Семинарские (практические) занятия -
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Зачет

 

3. Тематический план

Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
лекции Самостоятельная работа и НИРС
Раздел 1. Основные единицы психологического анализа личности и деятельности юриста
1. Предмет, система и методы юридической психологии    
2. Познавательные психические процессы, их роль в регуляции поведения людей
3. Личностная регуляция поведения
4. Психология личности и индивидуальных различий
5. Социальная психология малых групп
Раздел 2. Основы криминальной и пенитенциарной психологии
6. Психология личности преступника и противоправного поведения    
7. Психологические особенности преступности несовершеннолетних
8. Психология преступных групп
9. Психологические основы правового воспитании и ресоциализации осужденных
Раздел 3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности юриста
10. Психология профес­сио­нальной деятельности юриста    
11. Психология профессионального общения юриста. Техника установления психологического контакта и доверительного общения
12. Психология восприятия и понимания личности собеседника
13. Психотехника анализа и разрешения конфликтных ситуаций в деятельности юриста
14. Психологические основы обеспечения личной безопасности в экстре­мальных условиях профессиональной деятельности
15. Психологические основы раскрытия и расследования преступлений
16. Судебно-психо­ло­ги­ческая экспертиза
Всего по дисциплине
Зачет. Всего по дисциплине  

4. Программа учебной дисциплины[1]

Раздел 1. Юридическая психология как прикладная научная отрасль

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.