Логические способы обработки информации.
1. абсолютный показатель – отражает количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади и т.д.
2. относит. показатель – представляет собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками явлений м процессов.
- относительная величина пространственного сравнения, достижения уровня, динамики
- относительный показатель структуры
-относительные величины координации, интенсивности, эффективности
3. средние величины – используются для обобщенной количественной характеристики однородных явлений по какому-либо признаку
4. способ сравнения – сопоставимость однородных объектов с целью выявления черт сходства или различий между ними.
Условия и способы обеспечения сопоставимости показателей:
1. нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качест., структурных факторов путем приведения их к единому базису.
2. использование средних и относительных величин
3. использование пропорцион. коэф. и методов пересчета.
5. Графическое и табличное представление данных – аналитическая таблица, графики
6. Метод группировки – расчленение совокупности
- типологические
- структурные
- аналитические
7. Балансовый метод – используется для отображения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязей экон. показателей.
8. Эвристический метод – неформал. метод решения экон. задач; используется для прогнозирования состояния объекта в условиях неопред., когда основным источником получения служит интуиция ученых и специалистов.
Детерминированный факторный анализ, его способы.
Факторный анализ – это процесс комплексного исследования влияния факторов на уровень результативных показателей.
Детерминированный факторныйанализ — это методика изучения влияния факторов на результативный показатель, связь между которыми имеет функциональный характер. То есть результативный показатель представлен в виде произведения, алгебраической суммы или частного факторов. При создании детерминированных факторных моделей выполняются требования:
-Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать, а не быть надуманными абстрактными величинами или явлениями
-Факторы, входящие в модель, должны находиться в причинно-следственной связи с изучаемым показателем
-Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми
-Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов
Существует несколько способов проведения детерминированного факторного анализа:
1. способ цепной подстановки – последовательно заменять величину показателя базисного периода на фактическую величину показателя отчетного периода.
Подходит для всех видов моделей. Последовательность: - определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и пр. факторов, допуская, что остальные не меняются
- сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.
2. способ абсолютных разниц – последовательная замена базисных значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей. Применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя, основан на методе элиминирования. Расчет производится путем умножения абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую величину и на фактическую величину фактора.
Основы применения способа:
Рассчитываются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю и их абсолютные отклонения.
Для модели Y=а*b
Δa=Аф-Апл
Δb=Вф-Впл
Определяется изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:
ΔYa=Δa*Bпл
ΔYb=Аф*Δb
ΔY=ΔYa+ΔYb
Подходит только для мультипликативных и смешанных моделей.
3. способ относительных разниц – проведение последовательных двух вычислительных операций
- определяют относительные отклонения по каждому факторному показателю
- определяют влияние изменения каждого фактора.
Для модели Y=а*b
Δa=[(Аф-Апл)/Апл]*100%
Δb=[(Вф-Впл)/Впл]*100%
Определяется изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:
ΔYa=(Yпл-Δa)/100%
ΔYb=[(Yпл-ΔYa)/100%]* Δb
ΔY=ΔYa+ΔYb
Подходит для мультипликативной и смешаной моделей
4. Интегральный способ – применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных, смешанных моделях (сочетание кратной и аддитивной моделей).
2 фактора:
У0=А0*В0, У1=А1*А0
∆Уа=∆А*В0+1/2*∆А*∆В, ∆Ув=∆В*А0+1/2*∆А*∆В
3 фактора:
У0=А0*В0*С0, У1=А1*В1*С1
∆Уа=1/2*(∆А(В0*С1+С0*В1))+1/3*∆А*∆В*∆С,
∆Ув=1/2*(∆В(А0*С1+А1*С0))+1/3*∆А*∆В*∆С…
5. Индексный способ - основан на построении факторных (агрегированных) индексов и последовательном элиминировании влияния отдельных факторов на совокупный показатель. Применяется, когда каждый фактор является сложным (совокупным) показателем.
6. Метод пропорционального деления
7. Метод логарифмирования
Понятие, типы и задачи факторного анализа. Типы факторных моделей.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Типы факторного анализа:
1. по виду взаимодействия между фактором и результатом:
-детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
2.по используемому подходу:
прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
3. по количеству уровней анализа:
-одноступенчатый и многоступенчатый;
4.по количеству периодов исследования:
-статический и динамический;
5.зависимость от периода исследования:
-ретроспективный и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т,е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Одноступенчатым и многоступенчатым. Первый вид (одноступенчатый) используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущности.
Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
Ретроспективный, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основные задачи факторного анализа.
1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.
2. Классификация и систематизациЯ их с целью обеспечения сис- темного подхода.
З. Моделирование взаимосвязей между результативными и фактор- ными показателями.
4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
5. Работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).
Типы факторных моделей.
Моделирование – передача взаимосвязи исследю показателя с факторными в форме конкрет. математ. урав-ния.
1.аддитивные модели – используются, если результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов у=х1+х2...
2.мультипликативные модели – используются когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов у=х1*х2*х3…
Валовая продукция (ВП)=числ.раб.(ЧР)*среднегод. Выручка 1 раб. (ГВ)
3.кратные модели – используются, когда результативный показатель получают путем деления одного фактора на величину другого у=х1/х2
с/с 1 шт = общая стоимость/объем выпуска
4. смешанные (комбинированные) модели – сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.
У=(А+В)/С; у=А/(В+С)…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|