Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЯНСКИЙ И КУНЬШАНЬСКИЙ ТЕАТР





Введение.

В китайском языке иероглиф, обозначающий понятие «театр» («зрелище, игра»), состоит из двух частей. Левая («сюй») означает «пустота», понимаемая как средоточие огромной внутренней энергии, являющейся началом всего сущего на земле. Правая часть («гэ») – «боевой топор».

Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII века, однако в исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772—481 годы до н. э.) артистов ю, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей).

Так же, как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов, однако рождение его состоялось намного раньше, чем в большинстве других государств. Формирование китайского театра шло несколькими путями. Первый – мистерии-карнавалы, одной из составных частей которых были шествия ряженых. Они облачались в звериные шкуры с соответствующими масками. Второй – мистерии-инсценировки, в которых изображались различные эпизоды жизни богов и мифических персонажей. Сегодня элементы китайского древнего театра можно найти в народных танцах.



Как и в театре Древней Греции, мистерии включали в себя диалоговую часть и хоровое сопровождение. В период правления древнейшей династии Шан эти мистерии попали во дворец. Таким образом, наряду с религиозными действами в поселениях возникли храмовые и придворные театрализованные постановки.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Одним из древнейших в Китае были кукольные театральные представления. Они возникли на закате рабовладельческого строя, то есть во времена «Весны и Осени» (770–475 гг. до н. э.). Самые ранние куклы были деревянными, они заменяли живых людей – рабов, которых до этого хоронили вместе с их хозяевами. Это было значительно дешевле. На смену куклам из дерева пришли вылепленные из глины, что тоже было легче и дешевле. Так появились статуи воинов, хранителей, животных в натуральную величину. Как же всё-таки возник театр, где роли играли куклы?

В Китае сохранилось множество преданий на каждый случай. Есть предание и на этот счёт. В правление императора Хань Гаоцзу (Лю Бан, 247–195 гг. до н. э.) случилось императору с войском попасть в окружение. Это произошло где-то в местности Датун (ныне в провинции Шаньси). Пробиться через плотное кольцо окружения не было никакой возможности. В таком трудном положении нашёлся умный советник по имени Чэнь Пин. Он прибег к хитрости: приказал смастерить деревянную куклу в натуральный рост, разукрасить и облачить в нарядную одежду. Под умелыми руками людей, скрытых от посторонних взоров, «красавица» стала появляться на крепостном валу перед вражеским лагерем. «Красавица» прогуливалась, свободно взмахивала руками, вертела головкой. Её движения были плавны и ритмичны. Во вражеском стане не знали, что случилось, что это означает: ведь военное грозное положение – и вдруг прогуливающаяся под весёлую музыку у всех на виду «красавица»! Умный Чэнь Пин не терял времени. Одновременно он направил в стан врагов своих людей: одних для переговоров о перемирии, других для роспуска ложных слухов о том, что «красавица» очень скоро прибудет к ним и займёт законное место первой жены... Жена неприятельского вождя, опасаясь потерять свою власть, сумела уговорить владыку вернуться домой. Так кукла выиграла сражение.



По возвращении во Дворец смастерили небольших кукол и на досуге весёлыми представлениями развлекали императора и знать. Эти фигурки постепенно приняли образы театральных героев, а сюжеты представлений в основном заимствовались из народных сказок и преданий.

В письменных памятниках последующих эпох часто встречаются термины «чан-ю» (певец, поющий актёр) и «пай-ю» (комик, шут, лицедей). Из представлений этих актёров позже родилась новая форма представлений – «байси» (сто представлений) или «цзя одиси» (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в большие праздники. В них входили разнообразные цирковые номера – акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе, танцы с гигантскими макетами фигур животных.



ТЕАТР ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ

Светский театр Китая начал формироваться в ханьскую эпоху (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Уже в то время имелись специальные сооружения для представления «ста игр» (зрелища, в которых были задействованы музыканты, танцоры, акробаты, канатоходцы и т.д.), а также просторные арены. Эти арены имели три вида зрительских мест. Несмотря на большие технические возможности, собственно драматургии и чётких форм театра в ту эпоху не существовало. Профессиональные актёры, занимающиеся проведением песенно-танцевальных представлений и комических сценок, появились в эпоху Шести династий.

ТЕАТР ЭПОХИ ТАН

В Танскую эпоху (618–907 гг.) уличные представления прочно укоренились в городской культуре. Сюжеты их в основном заимствовались из известных романов того времени. Особую роль в них играл кукольный театр. Он уже перестал быть исключительно придворным явлением и вышел из дворцов императора на площадь. Более того, он быстро распространился во многих провинциях страны, где приобрёл местные черты. Это отразилось и в названиях. Где-то его называли «мутоу си», а в некоторых провинциях – «му наокэ» или «куйлэй си», что означает «представление деревянных человечков».

Эпоха Тан способствовала бурному расцвету культуры в стране. Это коснулось живописи, скульптуры, архитектуры. Расцвет искусств не обошёл стороной и театрального искусства. Как уже отмечалось, в этот период получил развитие театр кукол. Одновременно зародился ещё один вид искусства – театр теней, который долгие века оставался одним из символов Китая. По-видимому, театр теней был первоначально своего рода модификацией театра кукол.

Фигурки для действия вначале вырезались из бумаги. Бумага была слишком тонкая, поэтому кукла получалось хрупкой, и ей необходимо было придать прочность. Для этого из дублёной бараньей, лошадиной или ослиной кожи вырезалась точно такая же фигурка, которая скреплялась с бумажной. Поскольку материалом для большинства кукол служила ослиная кожа, в народе театр теней называли ещё «театром кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур была заимствована из искусства народной бумажной вырезки. Фигурки получались словно живые. Высота куклы составляла 30 сантиметров, но некоторые достигали 70-ти сантиметров. Фигурки делались подвижными и состояли из нескольких соединённых между собой деталей.

«Сценой» теневого театра служил экран – прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актёры пели и управляли фигурками-персонажами с помощью бамбуковых палочек. На экран были направлены лучи света, и зрители видели не сами фигурки, а тени от них.

Захватывающий сюжет, тесно связанный с местными народными песнями, причудливые движения кукольных персонажей под аккомпанемент традиционной музыки, пение актёра погружают зрителя в мир фантазии.

Китайский театр теней, также как и театр кукол, имел региональные особенности. Различались формы фигурок, манера исполнения. Например, театр теней Южного Ляонина отличался очень маленьким экраном – всего 6–7 сантиметров. Сцена хэбэйского театра теней в диаметре достигала одного метра; дворцовый театр теней отмечался особо ажурной работой и был баснословно дорогим.

Персонажи теневого театра разных мест также отличались друг от друга. Например, шлем у фигурок можно снимать только в сычуаньском театре теней; очень своеобразны лица персонажей в пекинском театре теней. И ещё, в зависимости от того, в эпоху какой династии зародился театр, фигурки-персонажи в китайском театре теней отличаются головными уборами и украшениями, нарядами, чертами лица. Но всех их объединяло одно: ажурность и тонкость исполнения. Основы сюжетов спектаклей театра теней брались обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.

Театр теней появился в эпоху династии Тан, его становление происходило Пяти династий (907–960). Во времена династии Сун (960–1279) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. В Китае, как и в Европе, были очень популярны фарсовые сценки, высмеивающие политических деятелей и чиновников. Формируется Цаньцзюньси – сатирический диалог двух персонажей, сопровождающийся танцевальными движениями. Наиболее известный исполнитель этой театральной формы – Ли Сянь-хао. Начинают появляться пьесы с фабулой и набором амплуа и «Большие арии» – дацюй. Дацюй состояли из трех частей: музыкальная, сценическая и танцевальная. Сценическая часть могла включать в себя до 50 сценок-эпизодов.

Дальнейшее развитие песенно-танцевальных форм представлений происходит в Танскую эпоху (VII–IX вв. н. э.). Большой популярностью пользуются театрализованные танцевальные представления на исторические сюжеты – «Танец с мечами» исполняется и в современном театре сицюй. В представления включаются и пьески-диалоги комического характера. Здесь впервые появляются устойчивые амплуа – находчивого остряка цань-цзюня и цаньгу. Танские представления носили импровизированный характер. Актёры пользовались яркими масками, специальными костюмами, реквизитом. При дворе императора Сюань-цзуна были созданы первые специальные учебные заведения «Грушевый сад», «Двор весны», где из детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, певцов и танцоров для придворных представлений.

ТЕАТР ЭПОХИ СУН

В эпоху династии Сун (960–1279) продолжалась специализация театральных жанров и их дальнейшее формирование. Появились труппы кукольного театра, имеющие постоянное место в городах и свой постоянный репертуар. Были труппы, свободно переходящие с места на место, которые также привлекали большое внимание населения и были любимыми, как и традиционный театр теней, и другие виды зрелищ.

Первые труппы состояли из 2–3 человек, представления более содержательные обычно показывали труппы в 6–7 человек. Большие труппы включали более десятка актёров.

Самые ранние куклы были деревянные, только руки и ноги были приделаны и могли свободно двигаться. Потом появились комбинированные куклы, у которых могли двигаться ручки, ножки головка и всё туловище. Непрестанно совершенствовалась техника. Как и во всем мире, китайские куколки приводятся в движение при помощи ниток. Сначала на куклах были 3 нитки, но постепенно на каждую начали прикреплять по 16 ниток, максимальное количество доходило до 30. Ведь чем больше ниток, тем больше она может делать движений. Кукольные представления такой системы управления в основном распространены в провинциях Шэньси, Фуцзянь, Чжэцзян, Шаньдун, Цзянсу, Гуандун и Хунань. Кроме тех, которые приводятся в движение при помощи соединяющих ниток, появились перчаточные, тростевые и другие куклы.

Перчаточные куколки приводились в движение пальцами руки, что дало им название. Обычно такие куклы имеют только головку, ярко раскрашенное весёлое или сердитое личико, а рука кукловода скрыта в складках, матерчатом мешочке. Представления с такими куклами очень распространены в провинциях Хэбэй, Хэнань, Хубэй, Сычуань, Хунань и Фуцзянь. Куколок, просто прикреплённых к одному концу трости, так и называют – «тростевые куклы». Они популярны в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, а также в Пекине и Шанхае. В руках у актёра, скрытого от взора зрителей, обычно по две трости с прикреплёнными куклами, которые в такт музыке поют, декламируют, разговаривают и выполняют разные движения. Спектакли создаются по мотивам народных сказок и преданий, например, как сказочная мартышка Сунь Укун хитростью взяла волшебный веер, как смелый Лэй Ваньчунь боролся с хищным тигром и т. д.

ТЕАТР ЮАНЬСКОЙ ЭПОХИ

Зарождение профессиональной драматургии и театрального искусства связывают с Юаньской эпохой (1234–1368). Наряду с древнегреческим и индийским традиционный театр Китая входит в «тройку» древней мировой театральной культуры. Главные его сценические средства – выражение сюжета пьесы с помощью песни и танца.

Китай был завоёван монголами, которым театральное искусство пришлось по вкусу. А для китайцев оно стало единственной возможностью для завуалированного выражения своего отношения к событиям в стране. Поэтому значительная часть пьес была написана на исторические темы.

В XII–XIV веках появляется новый вид представлений – цзацзюй. В комических импровизационных сценках появляются новые герои, оформляются новые амплуа. Одновременно и на юге страны ставятся большие народные драмы наньси. Известны названия этих драм – «О женщине по имени Чжао», «Чжан Се, сдавший столичные экзамены первым» и др. Представления таких драм давались в балаганах – это были огороженные, крытые навесом площадки. Зрители сидели на скамьях, сцена находилась на одном уровне со зрительным залом и отделялась от него перилами. Балаган назывался ланцзы. К XIII–XIV векам относится расцвет драмы цзацзюй. Своеобразие театрального искусства Китая строилось на сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий – они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц, как во времени, так и в пространстве. Об этих переменах актёр устно извещал зрителей.

Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, сцена которых находилась в центре здания и напоминала цирковую арену, и прихрамовые сцены, приподнятые над землёй. Зрители располагались на прилегающей к сцене площадке. Сцены часто украшались вышитыми плакатами – афишами, в них сообщалось название труппы, имена главных актёров. Спектакли были платными, существовал также обычай одаривать актёров во время представления. В труппу входили, как правило, члены семей, редко принимались 1–2 актёра со стороны. Вторые исполняли и мужские роли. Но существовала длительное время и практика исполнения женских ролей мужчинами.

Другой крупной формой юаньского театра была драма чуаньци, которая следовала во многом традиции «южной драмы». Спектакли, как правило, были очень большими, шли по несколько дней подряд.

Сформировались две театральные традиции – «северная» (цзацзюй) и «южная» (нанъсюй) драмы. Центром первой стал район Пекина, второй – город Ханчжоу. Можно говорить о формировании двух абсолютно зрелых форм театрального искусства. Для них характерно наличие драматической линии, а также соединение в действии музыкальных и танцевальных номеров со сценическими. Тем не менее, у двух этих форм были и существенные различия. «Северная драма» испытала на себе иностранное влияние, в частности, из Индии и Персии. Она имела чёткую структуру – пролог и четыре акта, а вокальные партии исполнялись исключительно главными действующими лицами. В «южной драме» не было жёсткой структуры, а вокальные партии могли исполнять все персонажи. Допускались также импровизация и прямое обращение к зрителям. Однако она достаточно быстро пришла в упадок, воспрянув вновь лишь на рубеже Юаньской и Минской эпох. В XVI «южная драма» обретает название «чуаньци» (повествование о необычном). Расцвет этого жанра продолжался до начала XVIII века. «Северная драма» приняла в себя некоторые элементы «южной», и в результате и появилось понятие «Юаньская классическая драма».

Можно выделить около 12 типов сюжетов: религиозные, бытовые, детективные и т.п. Сохранились имена 158 драматургов. Из более чем 700 пьес, созданных ими, до нас дошли 170 целиком и около 40 фрагментами. Одним из создателей жанра является Гуань Хань-цин. Ему принадлежит знаменитое произведение «Обида Доу Э».

ИЯНСКИЙ И КУНЬШАНЬСКИЙ ТЕАТР

Дальнейшее развитие китайского театра относится к XIV–XVII векам. В этот период возникают два крупнейших направления китайского театра – иянское и куньшаньское.

Иянский театр зародился в провинции Цзянси. Для него характерно обращение к народной тематике, народным мелодиям. Вначале представления этого театра состояли из коротеньких пьес на сюжеты из жизни ремесленников и кустарей. В дальнейшем актёры иянского театра стали ставить пьесы на сюжеты популярных романов – «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-яня, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня, а также хроник – «Генералы из семьи Ян», «Биография Юе Фэя» и др.

Спектакли-циклы шли по нескольку дней подряд, и каждый из них обрывался на острой ситуации, чтобы обеспечить присутствие зрителей и денежный сбор на следующий день. Изображение больших исторических событий потребовало введения в спектакль массовых батальных сцен.

Другое крупное театральное направление этого периода – куньшаньский театр – возник в Куньшане (провинция Цзянси). Это было излюбленное место отдыха и развлечения китайской аристократии. Сюда в поисках заработка съезжались актёры, музыканты, драматурги, поэты. Постепенно на базе местных представлений сложился театр. Этот театр был придворным. Спектакли разыгрывались обычно в гостиных или в дворцовом зале (поэтому куньшаньский театр называли ещё «театром на ковре»). На искусство этого театра оказали большое влияние аристократическая литература и изобразительное искусство XV–XVII веков. Это проявилось в высокой технике актёрской игры и в вокальном мастерстве актёров.

В отличие от иянского театра, музыка которого строилась на разнообразных ритмических рисунках, для куньшаньского театра характерно большое мелодическое разнообразие. Музыка к спектаклям создавалась композиторами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.