Сделай Сам Свою Работу на 5

Что и как ищут налоговики во время выездной проверки





 

Качественный предпроверочный анализ сужает направления поисков налоговых схем во время выездной проверки. Обычно налоговики концентрируют свои усилия на следующих направлениях поиска.

1. Выявление компаний-однодневок в цепочке поставщиков или покупателей, установление источников черного нала и/или необоснованных платежей на нерези­дентные компании. Методика данных поисков довольно проста. Во-первых, «левые» договоры определяются по ряду внешних признаков. Во-вторых, помогают в этом информационные ресурсы ЮЛ-КПО — КСНП. В-третьих, доносы доброжелателей и информация, по­лученная от встречной проверки контрагентов.

Термин отсутствует в законодательных актах РФ, но широко используется, в том числе и государственными органами. Так, согласно ФНС России: «Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д» [4]

Организации, созданные исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и/или мошеннических операций[6]. Фирмы-однодневки — это контрагенты, которые ведут свою деятельность только «на бумаге». Как правило, единственным результатом их работы является сокращение налогов для их юридических партнёров или расхищение государственных средств.



По формальным признакам» из 4,5 млн юридических лиц, что зарегистрированы в России, к фирмам-однодневкам можно отнести более половины.[5]

Однодневки используются для уклонения от уплаты налогов и, в меньшей степени, хищения государственных средств обычно через обналичку.

Типичный эффект от использования фирмы-однодневки состоит в том, что, имитируя приобретение услуг однодневки (обычно нематериальных: консультационных, маркетинговых и т.п.), налогоплательщик тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль, а также получает право на налоговый вычет по НДС. На самом деле никаких услуг не оказывается, а денежные суммы, переведённые в фирму-однодневку, обналичиваются и возвращаются организатору махинации (черная схема). С использованием фирм-однодневок применяются и так называемые серые схемы, в которых задействованы притворные, а не мнимые сделки. В этом случае заказчик приобретает какие-либо услуги (товары), но сделка не соответствует своей экономической сути (например, вместо консалтинговых услуг продаются/приобретаются общедоступные информационные материалы из Интернета). В качестве методов борьбы с подобными схемами применяется юридическая переквалификация сделок.



Однодневки обычно регистрируются на имя людей, которые потеряли свои паспорта и даже не подозревают, что являются формальными владельцами компаний. Срок существования компаний небольшой (отсюда и название), поэтому к моменту проявления интереса у налоговой инспекции фирма уже не существует и проверить её отчётность или собрать с неё налоги невозможно.

Правительство России озабочено коррупционной составляющей деятельности фирм-однодневок. Президент России Дмитрий Медведев в январе 2011 года сказал: «Фирмы-однодневки, которые раньше использовались только для обналичивания денежных средств, сейчас превратились в один из каналов, при помощи которых чиновники получают деньги. Нести ответственность за фирмы-однодневки должны не только те, кто их использует, но и те, кто дал паспорт».

7 февраля 2011 года правительство внесло в думу законопроект № 497961-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (об уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления). После подписания законопроекта президентом 7 декабря 2011 года в УК РФ появились новые статьи 173-1 и 173-2, которые существенно усилили ответственность создателей однодневок. В частности, стало преступлением предоставление документа (паспорта) для создания фирмы-однодневки.



Вообще, главная идея заключается в проверке трансфертных цепочек товаро­движения (как входящих, так и исходящих), выявление реальных производителей/ покупателей и выяснение обстоятельств обоснованности включения в хозяйствен­ные отношения посредников, а также их статуса как налогоплательщиков (подают или нет отчеты, применяют ли льготы и спецрежимы, обладают ли они признаками компаний, ведущих самостоятельную предпринимательскую деятельность, имеют ли ресурсы для проведения соответствующих операций и т.д.).

2. Выявление круга взаимозависимых компаний, контроль рыночных цен в по­рядке ст. 40 НК.

3. Выявление неденежных форм расчетов и контроль их экономической целе­сообразности, деловой цели, сбор доказательств применения налоговых схем.

4. Выявление крупных нетипичных для налогоплательщика сделок (купля-продажа недвижимости, долей/акций, внесение имущества в уставной капитал и др.), оценка налоговых последствий этих сделок.

5. Выявление и контроль экономической целесообразности, фактических обсто­ятельств исполнения нематериальных договоров: юридические, консалтинговые и маркетинговые услуги, услуги по поиску клиентов и др.

6. Выявление системных ошибок в организации бухгалтерского и налогового уче­та: учет активов и обязательств, контроль дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, полнота учета выручки и внереализационных доходов, работ по ре­конструкции/модернизации основных средств и др.

7. Выявление отдельных видов затрат, которые можно признать необоснованны­ми: услуги связи, представительские расходы, штрафные санкции по хозяйственным договорам — все то, что традиционно является «коньком» налоговиков.

8. Выявление технических изъянов в оформлении первичной документации: счетов-фактур, соответствии документов типовым формам, утвержденным Госком­статом, и т.д.

Методы контроля обычно практикуются следующие:

1) сплошная проверка операций по всем расчетным счетам компании;

2) сплошная проверка кассовых операций;

3) изучение книг покупок и продаж, счетов-фактур;

4) изучение договоров, выявление нестандартных условий, искажающих эконо­мическую сущность договора и налоговые последствия сделки;

5) проверка регистров налогового учета по доходам и расходам, сопоставление за­писей в регистрах с первичными документами. При больших оборотах данный этап проверки делается выборочно: например, по одному месяцу каждого квартала или пара кварталов за год;

6) запрос документов по контрагентам в соответствии со ст. 93.1 НК1. Поручение на истребование документов направляются в налоговый орган, в котором контрагент стоит на учете. В настоящее время это одно из самых узких мест работы налоговой службы: инспекции завалены поручениями коллег на проведение встречных про­верок контрагентов приблизительно так же, как несколько лет назад в море бумаг тонули отделы камеральных проверок. Поэтому сам по себе запрос по контрагенту (тем более находящемуся в Москве) еще ничего не значит: ответ инспектора могут ждать очень долго. Хотя рассчитывать на это не стоит: если очень надо, то всегда можно ускорить встречную проверку, например привлечь для этих целей правоохра­нительные органы;

7) проведение опроса свидетелей в порядке ст. 90 НК;

8) проведение осмотра помещений налогоплательщика в порядке ст. 92 НК;

9) проведение инвентаризации имущества. Данный вид налогового контроля яв­ляется в настоящее время крайне редким явлением;

10) проведение экспертизы, которая в соответствии со ст. 95 НК назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные по­знания в науке, искусстве, технике или ремесле. Иногда налоговики пытаются зло­употреблять данной нормой, заказывая экономические и правовые экспертизы, на­пример, с целью «подтверждения» обоснованности затрат или проведения других хозяйственных операций или с целью получение нужной им правовой оценки того или иного договора. Данные действия являются незаконными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.