Сделай Сам Свою Работу на 5

Круглый стол на тему: «Портрет Российского потребителя»





Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Екатеринбургский государственный театральный институт»

Кафедра общих гуманитарных

испециальных театроведческих дисциплин

 

 

Ю.Ю. Балакина

 

 

Основы экономики (микроэкономика)

 


Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Екатеринбургский государственный театральный институт»

Кафедра общих гуманитарных

испециальных театроведческих дисциплин

 

Ю.Ю Балакина

 

Основы экономики (микроэкономика)

Учебно-методическое пособие (конспект лекций) для студентов специальностей 55.05.04 «Продюсерство»,52.05.04 «Литературное творчество», 52.05.01 «Актерское искусство»

 


Рецензент

Чернышова Л.И. – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта», УрГУПС

Аннотация

В учебно-методическом пособии рассматриваются основные разделы экономической теории (микроэкономики), дается анализ характеристик российского потребителя, рассматривается вопрос экономических издержек фирмы, в частности издержек при постановке спектакля. Практический курс содержит ситуации для экономического анализа, кроссворды и эссе.



Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальностям: «Актерское искусство», «Литературное творчество», «Продюсерство».


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1. Предмет и методы экономической науки. 3

1.1 Предмет экономической науки. 3

1.2 Методы экономической теории. 3

2. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей. 3

3. Основные характеристики общества потребления. Теория потребительского поведения. 3

4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 3

5. Фирма – основной субъект бизнеса. Экономические издержки и прибыль фирмы. Сколько стоит поставить спектакль?. 3

6. Конкуренция и типы рынков. 3

6.1 Сущность понятия «конкуренция», роль конкуренции в экономике. 3

6.2 Основные типы рынков. 3

Приложение 1Экономика музыкальной студии. 3



Приложение 2Методика выявления ключевой компетенции. Портрет клиента 3

Литература. 3

 


Введение

 

В учебном пособии раскрываются главные вопросы микроэкономики - вопросы теории спроса и предложения, теории потребительского выбора, теории общего рыночного равновесия и факторы производства. Отдельное внимание уделяется вопросам экономики фирмы, экономики театра, окупаемости спектакля.

Пособие содержит не только курс лекций, но и практические задания, разбитые по темам курса и размещенные после каждой лекции – это эссе, составление кроссвордов, темы для участия в «круглом» столе. В приложении предлагаются методики выявления ключевой компетенции компании, составления профиля клиента и анализа конкурентов.

Цель пособия – сформировать у студентов представление о сущности основных экономических явлений и процессов; способствовать подготовке профессионалов, умеющих анализировать ситуацию на макроуровне и принимать обоснованные управленческие решения.

Задачи дисциплины:

1. познакомить студентов с базовой терминологией экономической теории;

2. раскрыть особенности фундаментальных экономических законов, а также основных экономических школ и направлений;

3. проанализировать экономическую деятельность субъектов в условиях разных типов рынков, принципов и видов экономической политики государства;

4. познакомить с методологией исследования экономических явлений на микроуровне.

 


1. Предмет и методы экономической науки

1.1 Предмет экономической науки

 

Экономическое устройство общества содержит много увлекательных проблем, раскрыть которые пытались и пытаются маститые мыслители Востока, рациональные прагматики Запада, романтики и гуманисты России.



Разве вас не интересуют источники ваших доходов, налоговая политика государства, сущность и функции денег, причины инфляции, курс рубля к иностранным валютам, влияния цен на нефть на развитие экономики, да и просто законы развития предпринимательской деятельности? Ответы на эти вопросы вы получите, ознакомившись с принципами экономической теории. Однако сначала познакомимся с предметом и методами экономической науки.

Экономика (от греч. «правила домохозяйства») как сфера деятельности человека возникла с незапамятных времен. На протяжении столетий экономика развивалась, претерпевала изменения в технологиях, количестве отраслей, способе организации рабочего места. Не изменилось главное – цель экономики. Она существовала и будет существовать ради человека и удовлетворения его потребностей.

Предмет экономической теории – решения по наиболее эффективному использованию ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения человеческих потребностей.

Рассматривая вопрос потребностей, хотелось бы остановиться на классификации потребностей по А. Маслоу.

Он выделил пять категорий потребностей, располагающихся в виде иерархической структуры.

1. Физиологические потребности, необходимые для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, здоровье, отдыхе и т. п.

2. Потребности в безопасности и защищенности от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, а также уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребность уважения - включает потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребность самовыражения или самоактуализации - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей человека просто как личности.

Таким ранжированием потребностей Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней (физиологические и потребности в безопасности и защищенности) влияют на поведение человека прежде, раньше, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной (рис 1.)

Рис.1. Классификация потребностей по А. Маслоу

Сначала удовлетворяется потребность более низкого уровня, после чего человек в состоянии перейти на более высокий уровень потребностей. Последователи Маслоу уточнили, что не обязательно потребности низших уровней должны удовлетворяться полностью.

Потребности человечества постоянно развиваются как в количественном, так и в качественном отношениях.

Главной характеристикой потребностей является то, что они служат мотивом к действию. Речь идет о неограниченности потребностей наряду с ограниченностью ресурсов, т. е. о главной проблеме решаемой экономической теорией.

Второе положение, выраженное в определении предмета экономической теории, заключается в том, что ресурсы ограничены по сравнению с растущими потребностями людей.

Ресурсы – это все то, что используется на производство товаров и услуг. Основными ресурсами являются земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля (предметы труда)– все то, на что направлен труд человека. Это вещество природы, которое подвергается производственной обработке для получения готовых продуктов. Выделяют два вида ресурсов данного типа: к одним относятся непосредственно извлекаемые из природы, такие как плодородные земли, лес, вода, сырая нефть, природный газ, руды металлов и т. д., а к другим – прошедшие первичную переработку и называемые сырьем.

Труд (рабочая сила). Труд можно рассматривать как сознательную деятельность людей, направленную на создание благ, а также как совокупность физических и духовных способностей человека, необходимых для участия в процессе производства. Важными характеристиками труда являются производительность и интенсивность. Производительность труда – это его результативность, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени. Интенсивность - это его напряженность, характеризующаяся количеством физической, умственной и нервной энергии, затрачиваемой работником в единицу времени.

Капитал - накопленный запас технических средств, необходимых для производства благ. К ним относятся здания, сооружения, станки, оборудование, которые функционируют в процессе производства несколько лет и постепенно снашиваются. Их стоимость ежегодно по частям переносится на готовую продукцию и является источником амортизационных отчислений.

Срок службы средств труда определяется в зависимости от физического и морального износа. Физический износ – это реальное снашивание машин и механизмов в результате их использования в процессе производства. Моральный износ средств труда связан с двумя обстоятельствами: во-первых, с появлением машин и механизмов того же типа, но более дешевых в связи с ростом производительности труда в машиностроении, выпускающем эти машины; во-вторых, в связи с появлением машин и механизмов, более совершенных и более производительных.

Предпринимательство - особый фактор, при помощи которого происходит соединение остальных факторов производства в единую систему. Основными чертами предпринимателя являются новаторство, настойчивость в достижении поставленных целей, способность пойти на риск, а также наличие необходимых для его бизнеса знаний.

Независимо от типа классификации, все ресурсы имеют общие черты: во-первых, все ресурсы имеются у общества в ограниченном количестве; во-вторых, наличие ресурсов необходимого качества и многообразия - исходное условие для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

 

1.2 Методы экономической теории

 

Экономическая наука использует разнообразные методы научного познания. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо».

В построении закономерностей – используются следующие методы познания:

Позитивный метод– это объективное описание и систематизация фактов экономической действительности.

Практика показывает, что в экономической науке имеет место также противоположный подход –нормативный анализ, предполагающий использование допущений и оценочных суждений, отражающих субъективную позицию экономиста. Наличие нормативного анализа связано с гуманитарным характером экономической науки и с выполнением ею идеологической функции.

Общенаучный метод анализа предполагает разделение исследуемого объекта на отдельные элементы. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез– противоположный анализу метод, который предполагает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинноследственные связи, выявляются закономерности.

Метод научной абстракции– это начало любого, в том числе экономического исследования, заключается в отвлечении от несущественного, выделении наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике.

Допущение «при прочих равных условиях» (ceterisparibus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

Аналогия– метод, основанный на сравнении исследуемого объекта с другими объектами.

Метод математического моделирования– описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов.

 

Задания

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное» (исландский поэт ЭйнорБенедиктссон)

2. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу)

3. Что мне дадут знания по экономике?

 

2. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей

Проблема альтернативной стоимости связана с тем, что один и тот же ресурс можно использовать по-разному. Процедура минимизации альтернативной стоимости состоит в сравнении возможных вариантов для достижения цели.

Альтернативной стоимостью называют издержки упущенных возможностей при выборе оптимального, то есть наилучшего использования ресурсов. При помощи альтернативной стоимости соизмеряют полезность использования ресурсов для определенной цели.

Проблему выбора можно решить при помощи экономической модели, которая называется «кривая производственных возможностей». Суть модели заключается в том, что общество (или субъект) сталкивается с ограниченностью ресурсов и поэтому вынуждено выбирать, какое благо и в каком количестве будет произведено при помощи имеющихся в наличии ресурсов.

Допустим, что экономика выпускает не бесчисленное множество товаров и услуг, а только два. Это промышленные работы, символизирующие товары производственного назначения (т. е. товары, которые удовлетворяют наши потребности косвенно, обеспечивая более эффективное производство потребительских товаров) и хлеб– символ потребительских товаров.

Это две крайние альтернативные производственные возможности общества, исключающие друг друга. Между ними возможны другие варианты, когда, отказавшись от некоторого количества пиццы, можно будет соответственно произвести большее количество роботов и наоборот. Следовательно, хлеб и роботы с позиций производственных возможностей экономики страны как бы трансформируются друг в друга (табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Вид продукта Производственные альтернативы
A B C D E
Хлеб
Роботы

 

На рис. 2.1 приведена кривая производственных возможностей.

Во всех случаях выбор ограничен имеющимися ресурсами, где по горизонтальной оси (оси абсцисс) отложено количество пиццы, а по вертикальной оси (оси ординат) – количество роботов. Если отметить точки пересечения А, Б, В, Г, Д, Е и соединить их сплошной линией, то получим кривую производственных возможностей, или кривую трансформации.

Кривая производственных возможностей выражает потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов и данном технологическом уровне.


 

 

Рис. 2.1 График производственных возможностей

График производственных возможностей общества позволяет иллюстрировать самые различные стороны экономического и социального развития страны.

Задания

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. Россия – ресурсная кладовая мира

2. «Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс)

 

3. Основные характеристики общества потребления.
Теория потребительского поведения

Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

Успех или провал производителя зависят от суммарного поведения всех потребителей, поэтому в современной экономической теории фундаментальной категорией становится поведение потребителей, а не производителей.

Общество потребления – совокупность общественных отношений, в которых ключевое место занимает индивидуальное потребление, опосредованное рынком /В. Ильин/.

Основные характеристики общества потребления:

· массовое производство;

· ориентация на потребителя, выявление его потребностей;

· социальная стратификация общества;

· крупные торговые центры превращаются в места проведения досуга;

· уплотнение общения (Интернет, социальные сети);

· реклама становится, с одной стороны, ключевым фактором рыночного успеха, с другой стороны, одним из самых распространённых феноменов массовой культуры;

· товар (услуга) все более ценятся как средство коммуникации, позволяющее передать информацию о социальном статусе, индивидуальности и прочих свойствах его обладателя;

· моральное устаревание вещи происходит раньше, чем физический износ;

· шоппинг – время проведения досуга.

В обществе потребления происходит формирование нового типа личности, ключевая характеристика которой - склонность к потреблению как к способу конструирования своей идентичности.

Стоит выделить основные аргументы «за» и «против» общества потребления.

Аргументы «за»:

· Производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом;

· Потребление способствует снижению социальной напряженности, потребительские мотивы смягчают национальные и религиозные предрассудки, способствуют снижению экстремизма, повышению терпимости;

· Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Аргументы «против»:

· общество потребления делает человека зависимым, основной целью индивидуума становится потребление;

· в обществе потребления поощряется ускорение процессов потребления (мода, образовательные услуги и др.)

· моральные ценности общества потребления минимизируют необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека.

 

Круглый стол на тему: «Портрет Российского потребителя»

 

1. Что такое общество потребления. «За» и «против» общества потребления.

2. Роль рекламы в обществе потребления

3. Мода в обществе потребления

4. Общество потребления в СССР и в постсоветской России

5. Труд и образование в обществе потребления

6. Физкультура и спорт в обществе потребления

7. Забота о здоровье, потребление «чистых» продуктов.

Задания

Напишите эссе на любую из тем:

1. Шопоголизм – болезнь 21-ого века;

2. Скидки –зло или благо?

 

4. Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах, которые образуют рыночный механизм: цена, спрос и предложение. С точки зрения экономической теории, рынок – это система взаимодействий покупателей и продавцов для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара или услуги.

Роль рынка проявляется в его функциях:

· Информационная функция – дает информацию о ценах, дефиците и затоваривании;

· Регулирующая функция – с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара;

· Интеграционная функция – рынок связывает воедино производителей и потребителей.

Анализ спроса и предложения позволяет проникнуть в суть экономических проблем, таких как влияние различных рыночных условий на цену товара и эффективность производства, оценку последствий государственного регулирования экономики, использование фирмой различных форм материального стимулирования работников, применение налоговой политики, индексация доходов и т. д.

Спрос – это платежеспособная, обеспеченная деньгами потребность покупателей в том или ином товаре по определенной цене в определенный момент времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.