|
Перспективы развития и пути возможного совершенствования российского законодательства, регулирующего биржевую торговлю.
В России биржевой рынок находится в стадии развития. Одной из причин подобного явления является нехватка, а временами полное отсутствие законодательного регулирования.
Законодательство в области биржевой торговли сформировалось еще в начале 90-х гг. XX в. За два десятка лет оно устарело и требует внесения серьезных изменений, что могло бы стимулировать развитие биржевой торговли и биржевых отношений в нашей стране.
Так, одной из проблем законодательства о товарных биржах является его несоответствие нормам корпоративного законодательства. Далее предлагается рассмотреть одну из возникающих коллизий.
Соотношение правовых понятий «член биржи» и «акционер биржи»
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона РФ N 2383-1 от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» членом товарной биржи можно стать двумя способами: путем участия в формировании уставного капитала биржи или путем внесения членских или иных целевых взносов в имущество биржи. При этом членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами биржи, и подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей.
Следует отметить, что по своему правовому статусу член биржи, получивший членство путем участия в формировании уставного капитала биржи, и член биржи, получивший членство путем внесения членских или иных целевых взносов в имущество биржи, не различаются. Вышесказанное означает, что права, предусмотренные Законом о товарных биржах, принадлежащие члену биржи, не различаются в зависимости от оснований приобретения такого членства.
При этом права акционера исключительны в том, что они не могут существовать отдельно от акций и существуют у конкретного акционера исключительно в силу владения им акциями. Так, например, право голосовать на общем собрании членов биржи, которое является высшим органом управления товарной биржей, по сути, является ничем иным, как правом акционера голосовать на общем собрании акционеров, которое, в свою очередь, является высшим органом управления акционерного общества. Точно так же право получать дивиденды, предусмотренное Законом о товарных биржах, является правом акционера.[22]
Кроме того, общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей. В то же время высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Следовательно, общее собрание акционеров и общее собрание членов товарной биржи, если такая биржа создана в организационно-правовой форме акционерного общества, тождественны. Иное толкование повлекло бы существование двух параллельных органов практически с одинаковой компетенцией.
В соответствии с Законом о товарных биржах членами биржи могут быть и лица, которые «вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами». При этом такие члены биржи приобретают права, которые, по сути, пересекаются с правами акционера биржи (участвовать в принятии решений на общих собраниях биржи, получать дивиденды и пр.), что является недопустимым при отсутствии права собственности на акции биржи.
Из комплексного толкования Закона о товарных биржах и Закона об акционерных обществах вытекает практическое отождествление понятий «акционер биржи» и «член биржи». То есть Закон о товарных биржах по умолчанию не разделяет в статусах акционера биржи и члена биржи, которые по смыслу закона - одно и то же лицо, а акционер биржи не может не являться членом биржи.
Между тем по своему экономическому смыслу права, принадлежащие акционеру биржи, не должны быть тождественны правам, принадлежащим члену биржи. В то же время проблема юридического отождествления акционера и члена биржи в случае, когда фактически существуют члены биржи, не являющиеся акционерами, порождает такие правовые проблемы, как: конкуренция двух высших органов управления - общего собрания акционеров и общего собрания членов биржи; возникновение у члена биржи, не являющегося акционером биржи, права голоса на собрании высшего органа управления биржей; возникновение у члена биржи, не являющегося акционером биржи, права на дивиденды; автоматическое распространение ограничений, которые установлены для членов биржи, на акционеров биржи, т. е. акционерами не могут быть служащие данной или какой-либо другой товарной биржи, государственные органы и органы местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара и реализующие биржевой товар на данной бирже, их руководители и прочие; другие правовые проблемы, связанные с осуществлением членом биржи корпоративных прав.
Указанные правовые коллизии существенно затрудняют участие в акционерных капиталах товарных бирж крупных корпораций, которые действительно имеют соответствующие ресурсы для становления и развития биржевой торговли тем или иным товаром.[23]
Разрешение такой коллизии норм Закона о товарных биржах и Закона об акционерных обществах с помощью принципов теории государства и права является также затруднительным. С одной стороны, биржа является особым субъектом, поэтому нормы Закона о товарных биржах можно считать специальными по отношению к нормам Закона об акционерных обществах. С другой стороны, нормы Закона об акционерных обществах должны применяться как специальные по отношению к товарным биржам в форме акционерных обществ, так как в Законе о товарных биржах не регламентируется организационно-правовая форма. Кроме того, нормы Закона об акционерных обществах являются более поздними.
С учетом вышесказанного становится очевидно, что законодателю необходимо как можно быстрее внести изменения в Закон о товарных биржах, подробно регламентировав статус члена биржи, структуру управления биржей.
Так, представляется, что является экономически необоснованным автоматическое признание акционеров биржи ее членами. Акционер биржи способствует формированию организованного рынка, на который приходит со своим товаром продавец. Акционер биржи, возможно, сам и не заинтересован в участии в торгах, а действующий в настоящее время закон делает его членом биржи, имеющим такое право. Дальнейшее деление членов на категории при необходимости может осуществляться внутренними документами биржи. Например, можно предусмотреть разные категории членов, отличающиеся размерами взносов и, соответственно, правами в биржевой торговле.
Таким образом, предлагается разделить указанные выше понятия. При этом если акционер биржи захочет участвовать в торгах, он может получить статус члена на одинаковых со всеми условиях. Кроме того, следует убрать других не вполне понятных субъектов вроде «посетителей».[24]
Общая особенность биржевой торговли состоит также и в порядке разрешения споров между участниками этой торговли. На биржевую торговлю, естественно, распространяются общие процедуры рассмотрения конфликтов органами государственной власти в лице арбитражных судов и судов общей юрисдикции, куда вправе обратиться любой участник биржевой торговли. Однако и сами биржи создают для этих целей свои специальные подразделения в виде биржевых арбитражных комиссий. Главное предназначение комиссий – примирять спорящие стороны и выполнять иные функции третейского суда. Положения о названных комиссиях разрабатывают и утверждают биржи. Некоторые биржи наряду с положением издают еще специальные регламенты о порядке рассмотрения споров – своего рода локальные процессуальные кодексы. Тем самым товарные биржи создают условия не только для благоприятной торговли, но и для обеспечения в ней законности.
Пункт 1 ст. 30 Закона о товарных биржах и биржевой торговле относит к компетенции биржевых арбитражных комиссий лишь разрешение споров, связанных с заключением сделок. Указанная правовая норма обоснованно вызывает критику, т.к. неоправданно сужает круг споров, которые подлежат рассмотрению в структуре самой биржи. Например, биржевой арбитражной комиссии не подведомственны споры, нередко вытекающие из договоров поручения и комиссии, заключаемых клиентами с биржевыми посредниками. Не может она рассматривать также конфликты, связанные с исполнением биржевых сделок. Очевидно, правильно поступают те товарные биржи, которые принимаемыми ими локальными нормативными актами разрешают своим арбитражным комиссиям рассматривать все гражданско-правовые споры, если имеется на то согласие конфликтующих сторон. Подобные локальные нормы внешне противоречат приведенному выше положению Закона о товарных биржах. По существу же они вполне законны. Согласно ст. 23 АПК РФ по соглашению сторон любой возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия последним решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, в том числе биржевой арбитражной комиссии. В этой связи представляется целесообразным внесение изменения в ст. 30 Закона о товарных биржах и приведение ее в соответствие с более поздними законами.[25]
В настоящее время ведется работа по внесению изменений в закон «О рынке ценных бумаг». В ФЗ «Об акционерных обществах» необходимо внести положения, предусматривающие право фондовых, товарных, валютных и иных бирж, созданных в форме акционерных обществ, предусматривать в своих уставах право не распределять прибыль и не выплачивать дивидендов акционерам, а также право исключать из числа акционеров путем принудительного выкупа акций по номинальной цене.
Видится, что такие условия позволят организаторам биржевой торговли преобразовываться в коммерческие организации или же продолжать функционировать в качестве некоммерческих организаций, при этом закрепляя свой статус в качестве некоммерческой организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведения всестороннего исследования правовых вопросов регулирования биржевой торговли были сформулированы понятие и сущность биржевой торговли, а также охарактеризованы особенности регулирования биржевой торговли.
Выяснено и установлено, что биржевая торговля сводится к купле-продаже биржевых активов биржевыми посредниками, однако это не означает, что она не имеет тесных взаимосвязей с другими видами рыночных операций, активов, рынков и их участников. Рассмотрены и проанализированы основные критерии для классификации бирж, коими явились:
1. Вид биржевого товара;
2. Принцип организации (роль государства в организации биржи);
3. Правовое положение (статус биржи);
4. Участники биржевых торгов;
5. Состав товаров, являющихся объектом биржевого торга;
6. Место и роль в международной торговле;
7. Сфера деятельности;
8. Преобладающий вид биржевых сделок.
Установлено, что источниками правового регулирования отношений, связанных с биржевой торговлей являются акты разных уровней, а именно законы и такие виды подзаконных нормативно-правовых актов, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные, местные и локальные акты, некоторые из которых подробно рассмотрены. Проанализирован комплекс правовых норм РФ, регулирующий биржевую торговлю в РФ, дана оценка судебной практики по вопросам биржевой торговли, а также выявлены некоторые пробелы и неточности в нормативно-правовых актах, относящихся в своем предмете регулирования к данной тематике. К таким можно отнести: не регулируемое правом соотношение правовых понятий «член биржи» и «акционер биржи», слабо регулируемый и, соответственно, вызывающий споры процесс разрешения споров между участниками биржи, а также другие недоработки и несоответствия в законодательстве, регулирующем биржевую торговлю.
Таким образом, в процессе выполнения работы были осуществлены следующие задачи: исследованы общие положения, а именно понятие, сущность, виды бирж и биржевых сделок, установлены источники правового регулирования биржевой торговли, проведен анализ существующего законодательства, регулирующего биржевую торговлю, а также выявлены пробелы в законодательстве и предложены возможные варианты их разрешения по вопросу о правовом регулировании биржевой торговли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|