Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. Бюджетное регулирование и межбюджтные отношения





1)

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы.

Задачи бюджетного регулирования:

· обеспечение бездефицитной сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения заданий народно-хозяйственного плана;

· выделение каждому бюджету таких источников, которые позволили бы своевременно и бесперебойно финансировать намеченные планом мероприятия

Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах:

• дотация (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическими лицами для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств);

• субвенция (денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели);

субсидия (денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующего региона).



2)

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинация форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание. С этой целью классифицируют формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

· формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

· В первую группу относятся:

· изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;



· предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

· перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;

· резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;

· регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

· финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;



· выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;

· перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

· регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;

· участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Метод регулирования - уплата взносов в соответствии с международными договорами.

3)

Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти , органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления.

Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

· разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Межбюджетные отношения должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить оптимальное разделение бюджетных потоков между органами местной власти и высшими государственными структурами. При этом необходимо учесть интересы всех участников бюджетного процесса.

Таким образом, в настоящее время доходы местных бюджетов Республики Беларусь формируются из следующих каналов поступлений:

· собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов;

· закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов;

· отчислений от общереспубликанских налогов и доходов.

Тема. Доходы государствнного бюджета

1)

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

существуют три основных канала поступлений в бюджет:

1.Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.

2.Платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.

3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.

2)

Налоги как источник поступлений в бюджет имеют два признака: обязательность и безвозвратность.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

3)

Работа по планированию и формированию доходной части бюджта осущствлятся по слдующим направлениям:

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

• планирование контингентов всех видов доходов;

•распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной

системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

• определение размеров финансовой помощи, предоставляемой

вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

• формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки

территорий и определение размеров трансфертов для выравнивания

бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

Тема. Доходы бюджета РБ, их распрделение по уровням бюджетных систем

В соотвтствии с БК РБ бюджты формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе;

Статья 27. Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:

1.1. налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

1.2. взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе;

1.3. неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

1.4. безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

Регулирующие доходы - доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования;

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии со статьями 30, 32 и 34 настоящего Кодекса установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2)

Распределение расходов и доходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению задач:

1. наделить Республику Беларусь и местное самоуправление таким объемом средств, который обеспечит выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций;

2. определить такие расходы Республики Беларусь и местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.

Принципы распределения расходов и доходов между различными уровнями:

- самостоятельности,

- центрального регулирования (законодательство устанавливает общие основы расходов и доходов бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей и города Минска),

- территориальности,

- сбалансированности бюджетов.

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым в соответствии со ст. 2 БК понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.

При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования, т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 2 БК).

Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.

 

Тема. Содржание расходов бюджета, их роль и основы организации

1)

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

По общественному назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы:

· экономические расходы;

· расходы на социальные нужды;

· расходы на управление;

· военные расходы;

· расходы на внешнеэкономическую деятельность;

· расходы на создание государственных запасов и резервов.

Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,субсидий и субвенций.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блоки­рование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов.

2)

Функциональная классификация расходов бюджета

1. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

2. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

3. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.

4. Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации расходов бюджета.

3)

Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном финансировании. Сметно-бюджетное финансирование — это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.

 

В целом формирование и использование финансовых ресурсов на предприятиях, в учреждениях непроизводственной сферы в зависимости от методов хозяйствования осуществляется двумя способами:

 

1. На базе сметного финансирования;

 

2. На основе самоокупаемости и самофинансирования.

 

При сметном финансировании услуги потребителям предоставляются бесплатно. Основным источников формирования финансовых ресурсов таких предприятий выступают бюджетные средства. Наряду бюджетными средствами эти субъекты хозяйствования используют и другие виды денежных поступлений, которые отражаются в смете доходов и расходов.

 

Полная самоокупаемость и самофинансирование осуществляется на тех предприятиях, которые возмещают свои расходы из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. Это могут быть некоторые учебные заведения, отдельные медицинские учреждения, временные предприятия и др.

 

Основание для бюджетного финансирования является смета. При чем учреждения и организации, финансируемые только за счет бюджетных средств, составляют сметы расходов. А организации и учреждения, которые кроме бюджетных ассигнований обеспечивают свои потребности и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают сметы доходов и расходов.

 

Главное отличие сметы от финансовых планов предприятий материального производства, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, а доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.

 

Поскольку в современных условиях предприятия непроизводственной сферы активно используют платные услуги, то в большинстве этих хозяйств составляют сметы доходов и расходов. В них в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы.

 

Контрольные цифры не носят директивного характера и отражают конечные результаты деятельности учреждений по оказанию различного рода услуг. Они доводятся до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить движение соответствующего уровня обслуживания населения, предоставление гражданам социально гарантированных благ. Контрольные цифры могут включать различные показатели:

1 Численность и состав обслуживаемого учреждением населения.

2 Объем и качество выполняемых учреждением услуг (например, число принятых в поликлиниках больных, число выпускников школ и т. д.).

3 Показатели технического оснащения учреждений и организаций и обеспеченность их транспортом.

4 Показатели социального развития трудовых коллективов соответствующих учреждений.

Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав нормативы: бюджетного финансирования действующего учреждения; образования фонда заработной платы; образования фонда производственного и социального развития; образования фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных социальных нормативов и норм, увеличения потребностей населения в соответствующем виде социального обслуживания и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат: формирование средств на выплату заработной платы; создать необходимой материально-технической базы; социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.

Нормативы бюджетного финансирования затрат служат основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения тон деятельности учреждения, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

5)

В соответствии со ст. 42 БК в расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Бюджетные резервы, фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.