Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь





1)

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством.Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное и федеральное.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих пяти принципах: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

 

1) Единство бюджетной системы обеспечивается одной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство данной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых фондов, их частичное перераспределение.



 

2) Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также установлением размера и порядка расходования денежных средств.

 

3) Реальность бюджетов означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

 

4) Гласность бюджетов требует доведения до граждан через средства массовой информации хода обслуживания и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, установленном законодательством.

 

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.



 

5) Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

2)

Простое (унитарное) государство – это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев), е имеющих в своем составе других государств или государственных образований. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. Большинство из существующих в мире государств являются унитарными. К ним относятся многие страны Западной и Центральной Европы (Франция, Италия, Испания), в том числе и Республика Беларусь. Достоинством унитарной бюджетной системы является высокая степень контроля бюджетных потоков, среди очевидных недостатков – ущемление бюджетной инициативы местных органов власти.

Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюджеты регионов – местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы – консолидированным бюджетом. При этом понятие «консолидированный бюджет» применяется следующим образом:

- бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного значения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района;



- бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области);

- бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.

На случай введения в РБ чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.

Сложное (федеративное) государство представляет собой союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований (Германия, США, Канада, Индия и т.д.). В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные. Достоинством федеральной бюджетной системы является распределение полномочий между различными уровнями государственной власти и управления, недостатком – размывание ответственности за использование бюджетных средств.

Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов самостоятельны и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства, который носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования.

3)

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику: Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение, расходов и повышение. налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это углубляет инфляционные тенденции. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.

 

Тема. Бюджетная классификация РБ

1)

Бюджетная классификация Республики Беларусь - систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей;

Бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов;

· классификацию расходов, в том числе функциональную,

· ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита;

· классификацию видов внутреннего государственного долга

· Республики Беларусь и долгов органов местного управления и

· самоуправления;

· классификацию видов внешнего государственного долга Республики

· Беларусь.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.

Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.

2)

Классификация доходов по группам включает:

· налоговые доходы;

· взносы на государственное социальное страхование;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные поступления.

 

Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

3)

Функциональная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направление средств на выполнение основных функций государства.

 

Функциональная классификация расходов состоит из четырех уровней.

 

Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства.

 

Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

 

Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.

 

Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

 

Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распорядителями средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию.

 

Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.