Сделай Сам Свою Работу на 5

Э Различные подходы к эк. роли Г-ва. Два типа задач и функции гос-ва в эк-ке





Сущ-ет разнообр-й спектр мнений относит-но роли, целей и возмож-тей гос. вмешат-ва в рыночную эк. с-му. В наст. время м. говорить о двоякой роли гос-ва в эк-ке. 1. Гос-во «в эк-ке», т.е. эк. субъекты: домох-во, фирма и гос-во равновесны. 2. Гос-во «над эк-кой», т.е. гос-во возвыша-ся как соц-й институт, проявл абс. власт полном-я, устанавл-т рамки и границы экон. суб-м.

Сущ. 3 осн. подхода к экон роли г-ва.

Классич. Основатели: Маршалл, Фридмен. Основа – либерал. эк-ка. Эк-ка - равновесная с-ма, самоурег-ся механизм. Вмеш-во гос-ва в д-ия рын. сил наносит им огромный ущерб. Гос-во должно иметь миним.роль, все осн.д-ия совершают домох-ва и фирмы. Роль гос-ва, огранич функцией поддерж-я з-на и порядка, охраны изащиты частной соб-ти и конкуренции. У гос-ва монополия на эмиссию денег, и оно регул. денеж предложения и соотв-я денеж массы требов-м эк-ки.

Кейнсианство (Кейнс, Самуэльсон).Кейнс-цы создали конц-ю эк. с-мы, регулируемой как рынком, так и гос-вом. Рын. эк-ка чрезв динамична, восприимчива к нововведением, но она внутренне неустойчива, безразлична к соц. рез-ту. Рынок оказ-ся неэфф и в случае с т.н. внешними эфф-ми, связ прежде всего с загрязн-м окруж среды.



Преод-е "провалов рынка" треб активного вмеша-ва гос-ва, кот должно ликвидируя неустойч-ть - как эк-ую, так и соц-ю.На основе общей конц Кейнс-цы разраб конкр формы и методы гос эконом-й политики в смеш-й системе.

Эк. Дирижизм(институтц.)(Перру,Тинберген) - это теория единого эк. центра. Гос-во должно контр-ть эк-ку, определять каким будет дефицит бюджета, % ставка, валютный курс и т.д.

Концепция индик плана включ след: а) прогнозир-е важн процессов на длит, сред или ближ персп-ву; б) составление детал.программ, ориен­тир эк развитие в определ целях в) опред-е ср-в реализации плана; г) выработка эк, полит и адм мер; д) перманентная корр-вка планов и модификация ме­х-ма их осущ-я.

К концу 20 века эта т.зр. потеряла свою акт-ть.

Итог: в классич теории роль гос-ва миним, в институц – макс, в Кейнс – средн; в класс..т-рии и институц гос-во воздей-т на совокуп предлож, в Кейнс – на эфф спрос. Инструментарий эк. вмеш-ва гос-ва: классич - монетарная пол-ка, Кейнс-во – фискальная (бюджетно-налоговая пол-ка), институц – кроме эк. инструм-в, использ-ся админ. и запретит-разрешит (лицензир-е).



Цель ГРЭ: 1.обесп-е соц-эк. стаб-ти 2. Обеспе-е рамочных условий функционир-я народного хоз-ва. 3. Обесп-е соц стаб-ти. 4. Координация хоз-й д-ти. 5. Поддержка конкур среды. 6. Управление гос. сектором в эк-ке.

Первый тип задач: Цель - распределение ограниченных ресурсов по способам их наилучшего испол-ия. Реализуется через кривую производств возмож-тей. Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эфф-ти в распределении, но и проблема справедливости.

Второй тип задачсвязан с соц-й подс-мой, с-мой соц справ-ти, это задача соц гармонизации.

Сущ 4 основн концепции соц справ-ти:

1) либеральная (справ-ть опр-ся рынком: рыночное распред-е первичных доходов по пр-пу справ-ти. Перераспред-е доходов д.б. миним-м)

2) утилитаризм (призн-ся необх-ть перераспр-я, ктр. рационально обоснов-ся на основ закона снижения предел полез-ти - любая дополн единица дохода имеет меньшую пол-ть, чем предыд).

3) эгалитаризм (абсолютн рав-ва не м.б.,поэт. необх перераспр-ть доходы. Крайний эг-зм – насильств перераспр-е).

4) Роульзианство (более мягкая разновидность 3-ей) - перераспр-е доходов на добровольной основе, концепция «черного дня» - добровольн страхование, помощь гос-ва)

Решая 1 тип задач гос-во действует для всего общ-ва в целом, а решая 2 тип задач – опр-ным слоям населения гос-во помогает, улучшая их полож-е, а др-м ухудшает. Решение задач 2 типа зависит от соц ситуации и от того, как осущ-ся политич процесс в обществе.

Функции гос-ва в эк-ке:



1.Ф-ции, связ-е с обеспеч-м рын. мех-ма хоз-вания:

- созд-е условий для разв-я и упрочн-я рыноч отнош-й, рын. инфраст-ры; - определ-е места гос-ва в соврем хоз-ных с-мах, выбор путей обеспеч-я интегрального взаимод-я госуд и рыночных регуляторов эк-ки.

2. Ф-ции, связ-е с обеспеч-м стаб эк. развития, эк. равновесия:

- правовое обесп-е эк-ки, определ-е общих условий эфф-го хоз-ния: - рацион-е перераспр-е ресурсов и доходов; - обеспечение национ интересов в мировом хоз-ве; - охрана окруж среды; - управ-ие гос собств-ю.

3. Ф-ции, связ-е с решением соц-х проблем:

- орг-ция произ-ва обществ-х Т. и У.; - обеспечение функцион-ния соц-й сферы,

Практич реализ-я эк. f зависит не только от необх-ти в тех или иных направл-х гос-го вмеш-ва в эк-ку, но и в решающ степени от его реальных эк. возм-тей, определяемых эк-им потенциалом.

 

Рынок труда и безработица. Особ-ти рынка труда в посткриз период. Гос регулирование рынка труда

РТ с-ма эк отн-ий по поводу купли-продажи такого специф товара, как раб сила, важная сфера эк и соц-полит жизни общества. На рынке труда фикс-ся ставки з/п и условия занятости.

РТ основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие своб раб мест и выполнения работ, а предложение - в наличии незан раб силы или желания изменить место работы.

Безраб признаются трудосп граждане, кот не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица - соц-эк явление.Хар-ся след показателями:

Уровень Б определяется как удельный вес численности безр-ых в числ-ти эк акт н-ия. Продолжит-ть Б(прод-ть поиска работы) - промежуток времени, в течение кот лицо ищет работу, с момента начала поиска работы и до рассм-ого периода, используя при этом любые способы.

Различается Б естественная и вынужденная. К естественной Б относятся те формы, кот неустранимы и соотв-ют долговр равновесию рынка раб силы, а к вынужденной - формы Б, существ-ие помимо естеств и повышающие общий уровень Б.

Коэффиц Б = (число безраб/числ эк акт н-ия)*100% .

Факторы, влияющие на динамику РТ и Б: 1. Демограф - изменение доли эк акт н-ия в рез-те сдвигов в уровне рожд, смертности, половозр стр-ре н-ия, средней продолж жизни, в направлениях и объемах мигр потоков. 2. Научно – технич прогресс.3. Эк - состояние нац пр-ва, инвест активности, фин-кред с-мы, уровень цен и инфляции.

Особ-ти РТ после кризиса: Реакцией на ухудшение макроэк параметров стал не только рост Б, но также почти полная стагнация ввода раб мест, новый всплеск скрытой Б и различных форм вынужденной неполной занятости, увеличение неформал занятости Превышение П раб силы над С. Недостаточный С на раб силу при ее дефиците на локальных рынках. Сохранение высокого уровня неэфф занятости. Рост напряженности на РТ в сельской местности. Наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутр РТ.

Главные тенденции посткриз рынка: сокращение затрат, в том числе на дорогих спец-ов, смещение акцента на продажи и страт направления развития, оптимизация штата.

Осн направления гос рег-ия РТ: программа по стимул-ию роста занятости и увелич-ю числа раб мест в гос секторе; программы, направл-ые на подгот и переподготовку раб силы; программы сод-ия найму раб силы; прав-во принимает программы по соц страх-ю Б, т. е. выделяет средства на пособия по Б

Цели гос рег-ия РТ: обеспечение полной занятости; создание «гибкого РТ», способного быстро приспосабл-ся к изменениям внутр и внеш условий развития эк-ки, сохранять управляемость и стабильность.

Гос политика на РТ осущ-ся в 2-х осн формах:

активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

К осн мерам этой пол-ки относятся: стим-ие гос-ом инвестиций в э-ку, что выступает гл условием создания новых раб мест; орг-ия переобучения и переквалификации структурно-безработных; развитие служб занятости, бирж труда, осущ-их посреднические функции на Р; сод-ие мелкому и семейному предприн-ву; гос стимул-ие предоставления работод-ми раб мест определ группам населения — молодежи, инвалидам; создание раб мест в гос секторе — в сфере образования, мед услуг,…

пассивной— поддержка безработных путем выплаты пособий. Безработным гражданам гос-во гарантирует: обеспечение соц поддержки в виде пособий по Б, матер помощи и прочих соц выплат; беспл мед обслуживание.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.