Сделай Сам Свою Работу на 5

Э. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях.





Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия

Спрос — потребность в товарах и услугах, обеспеченная необх-ми денеж и др. платежн.средствами. С хар-ся его велич. ВС – кол-во товара, кот покупатель желает и способен приобр по дан цене в дан период времени. Цена С - макс цена, кот потребитель согласен заплатить за дан товар. Различают индивид и совок С. ИС – С на дан рынке конкр покупателя на конкр товар. СС – общий объем С на товары и услуги в стране. Закон С: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потр-ль готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потр-ль готов его купить. Искл из закона С: 1) Когда цена – показатель качества 2) эффект ожид динамики цен 3)Для престижных товаров. Факторы, оказ влияние на С: доходы потр; вкусы и предпочт потр; цены на взаимозамен и взаимодоп товары; запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей); инф о товаре; время, затрач на потребл. При изм-ии прочих факторов и пост цене товара произойдет изм-ие самого спроса. В рез-те изм С потреб готовы покупать больше (меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее кол-во товаров более выс цену. Эласт С — реакция рынка на отс-ие товара, возмож-ть его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание пок-ей менять свои потреб привычки и искать более деш товары, повышение кач-ва товаров. ЭС измер-ся колич-но через коэфф-нт эласт-ти по формуле:К=Q\P (К-коэф ЭС, P- проц изм-ия цены,Q-проц изм кол-ва продаж).



Предложение– совок-ть товаров и услуг, кот находятся на рынке, и кот продавцы готовы продать пок-лю по дан цене. Завис между объемом и ценой П выраж в законе предложения: при прочих равных условиях объем П товара увел, если цена на товар возрастает и наоборот. Искл: ограничен ресурсов. Факторы, вл на П: изм цен на факторы пр-ва; техн прогресс; сезон изм; налоги и субсидии; ожид произ-лей; изм цен на сопутств товары. ЭП — показатель, воспроизводящий изм-ия совокуп-го П, кот происходят в связи с ростом цен. Если увел П превосходит рост цен – эластичное (E> 1). Если прирост П равен приросту цен, предложение наз единичным (E = 1). Когда прирост П меньше прироста цен - НеЭ П (E <1). Кm=G\F (Km - К ЭстиП, G — пр изм колва предлагаемого товара,F — пр изм цены).



Рын.равновесие — состояние, при кот ни у кого, из эк S-ов не возникает побуждений к его изм-ию. Линии С и П перес в точке, где цена, по кот покупатели согласны купить опр колво товара, равна цене, по кот произ-ли готовы продать это же кол-во товара. Точка пересечения линий П и С - точка Е, наз точкой равновесия. Когда рынок нах в этой точке, установившаяся цена устраивает как покуп, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изм-ия. Такое сост рынка называется рын равновесием. Объем продаж в этой точке наз равнов объемом рынка. Цена в этой точке наз равновесной (рын) ценой. Т.о, рын равн - это сост рынка, при кот объем С равен объему П. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рын мех-змов она будет изм до тех пор, пока не установится на равнов уровне и объем С не станет равен объему П.

 

 

Э Типы выбора покупателя. Осн теории поведения потребителя.

Осн типы поведения инд потребителей в зависят от факторов, таких как:- готовность потр-ля затратить опред усилия на поиск инф, выбор и оценку разных товаров в процессе покупки; частота покупки товара или услуги.

Особая покупка - ситуация, когда потр-ль готов потратить достаточно много усилий на процесс выбора товара, такие покупки осущ-ся редко - обычно это товары особого спроса (драгоц, дорог авто). Второй тип - покупка с предвар выбором товара. Потр-ль готов потратить некот усилия на процесс выбора, покупка происходит периодически (одежда, обувь). 3 тип - в процессе рутинной покупки. Потр-ль часто покупает товар и не готов каждый раз тратить много усилий на процесс покупки.



Гл фактор, опр потреб выбор - полезность того или иного товара. Потр-ль стремится к макс-ции полезности.

Сущ-ют две теории потр.поведения: колич и порядковая.

1. В колич. теории,предпол-ся, что потр-ль может дать колич. оценку полезности любого потребляемого им товарного набора. Ед-ца полез-ти – ютиль. Полезность меняется с увелич. кол-ва потребл-ой продукции. В больш-ве случаев сов-ая полез-ть, начиная с определ. момента, растет медленнее, чем увел-ся объем потребляемого блага. Появляется категория «предельная полезность», т.е. полезность, кот. потреб-ль извлекает из каждой дополнит. единицы блага. Предел. полезность убывает с ↑ потр-я блага-данная завис-ть получила название закона убывающей предел. полез-ти.

Потр-ль максимизирует получаемую им пол-ть при данном доходе в том случае, если каждая ден.единица, затрачиваемая на приобретение различного товара, приносит одинак.предел.полезность – эта закон-сть называется «правило максимализации полезности» MUa/Pa=MUb/Pb=…MUn/Pn=λ (коэф. предел. полез-ти денег); MU-пред.полез-ть; P-цена; a,b,c-виды товаров.

2. Поряд теория. Инструментом анализа являются кривые безразличия,представляющих собой совок-ть потреб-х наборов, обеспеч-х одинак.уровень потребностей. Набор товаров А и В в каждой точке кривой безразличия приносит потреб-ю одинаковую совок-ую полез-ть. Любому иному показ-лю совок-й полез-ти будет соотв-ть другая кривая безразличия. Карта безразличия– множество кривых безразличия, соотв-их всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Предельная норма замещения - Нормой замены товара Х товаром У(MRS) называется то кол-во товара У, котороепотр-ль согласен уступить в обмен на увеличение кол-ва Х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовл-ия остался неизменным. Норма замены ↓ вдоль кривой б. В этом случае MRS =угловому коэффициенту касательной к кр б. При замещении товара У товаром Х MRS уменьшается – закон убывания предельной нормы замещения в потреблении. MRS =MUx/MUy.

 

 

Э. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях.

Теория фирм основана на принципе стремления к получению макс прибыли, т.е. к увеличению разности между доходами и издержками. Выбор рац поведения фирмы на рынке готовой продукции диктуется самим рынком, на кот она осущ-ет свою д-ть. Сущ-ют разл.виды конкуренции: 1.Совершенная К (бол кол-во покупателей и продавцов; реализ-е товары являются однородными; пок-ли хорошо информ-ы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покуп-й; объем произ-ва отдел.фирмой явл-ся незнач-м и не оказывает влияние на цену реализ-го этой фирмой товара; фирмы-произв-ли могут свободно входить в отрасль и выходить из нее) однако таких условий практически не бывает. 2.несоверш. К (монополист-я) Выделяют след виды: 1) «чистая» монополия - одна фирма явл. единств. продавцом данной продукции не им. близких заменителей. Барьеры для вступления для др. фирм прак-ки не преодолимы. Сущ-т «естеств.» моноп-я, когда фирма владеет редкими, уник. невоспроизвод. рес-ми, и «искусств.» моноп-я, когда фирма сама путем организ. приемов образует монополию. 2)Монопсония- сущ-ет монополия единствен-го покупателя определ-го товара. 3)олигополия- неск.круп.фирм монополизируют произ-во и сбыт осн. массы продукции и ведут между собой преимущ-нно неценовую К. Неценовая К проводится посредством соверш-ия кач-ва продукции и условий ее продажи. (реклама, устан-е льгот по обслуж-ю покупателей). (Ценовая К происходит путем искусств. сбивания цен на продукцию, при этом испол-ся ценовая дискр-я, кот-ая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках). 4)олигопсония – сущ-ет группа пок-ей определ. товара. 5) дуополия- имеются только 2 поставщика определ. товара и между ними полностью отс-ют монопол. соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах произ-ва.6) билатеральная монополия - возникает противоборство единого поставщика и ед.потребителя. 7) монополист. К – тип рынка, в усл-ях к-ого бол кол-во мелких фирм предлолагаеют разнород.-ю продукцию (по кач-ву, внеш виду и т.д., что делает её уникал., но взаимозамен-й). Вход на рынок и выход с него не связан с к-либо трудностями.

В условиях свободной конкур-и цены форм-ся преимущ-но под влиянием С и П, при несоверш. конкур-и этот процесс приобретает более сложный хар-р. Границы моноп. цен устан-ся рыноч. конкур-й. Верхняя граница определ-ся соотношением уровня цен и объемов произв-ва, кот-ое обесп-ет монопольно высокую прибыль. Нижняя граница монопольной цены – низкая цена, при кот-й допол-ая прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля моноп. прибыли в цене товара связана с величиной эластич-ти спроса на продукцию монополиста. Этот показатель наз-ся индексом Лернера: E=(Pm-Pck)/Pm, Pm-монопол.цена, Pck- цена совершенной конкуренции, E-эластичность спроса.

Монополист-я ситуация сопровожд-ся антимон. методами возд-ия со стороны гос.органов: - админ.-правовое возд-ие (запрет монополии в к-либо отрасли хоз-ва; роспуск сущ-х монопол-х объед-й; расчленение монополий на ряд сам-ых производств.); -адм-экон. (преследование гос-ом торговцев, осуществ-их ценовую дискр-ю; запрещение внешнеэк. возд-ия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рын.ситуации.); - экон.возд-ие (приемы ведения налог пол-ки; поощрение выпуска товаров-заменителей; расширение рынка за счет установления междунар. экон.связей и увеличения импорта).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.