Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы занятости молодежи 1 Проблемы занятости молодежи на современном этапе социально-экономического развития





Рынок образовательных услуг на сегодняшний день оказался в значительной мере не готов оперативно реагировать на качественные изменения в спросе на локальных рынках труда, что не позволяет решать проблемы дефицита квалифицированных кадров, поэтому необходимо менять идеологию системы профессиональной подготовки.

В России рынок труда начал формироваться в ходе рыночного реформирования экономики сравнительно недавно. Процесс его становления еще далек от завершения, и это связано со многими обстоятельствами, к которым в первую очередь можно отнести неразвитость рыночных институтов, низкую мобильность рабочей силы, недостаточную правовую базу. Такое состояние рынка труда осложняет решение многих проблем, главные из которых - обеспечение эффективной занятости и уровня заработной платы, соответствующего ее объективной основе. Заработная плата, будучи основной категорией рынка труда, является ценой рабочей силы, которая изменяется под влиянием спроса и предложения на этом рынке труда. В России же уровень зарплаты определяется руководителями организаций, и она фактически является остаточной долей работника в валовом доходе собственника организации, а не устанавливаемой рынком ценой рабочей силы. Если в рыночных моделях экономики фонд оплаты труда складывается из индивидуальных заработков, то в России, наоборот, индивидуальные заработки формируются из этого фонда, что приводит к заниженному уровню оплаты труда работников. В результате заработная плата не обеспечивает как нормального воспроизводства рабочей силы, так и соответствия трудовой отдаче работников и общественной полезности их труда. Заниженный уровень цены труда принуждает работников заниматься деятельностью, не соответствующей их квалификации, но приносящей определенный доход.



Анализ структуры занятости Московской области показывает, что основная доля граждан занята в сфере услуг (57,5%), а в индустриальной сфере деятельности и науке - соответственно лишь 20,8% и 5%. Такая структура - результат изменений (в том числе негативных), произошедших в экономике в ходе ее реформирования. В результате работники теряют квалификацию, что в конечном итоге способствует безработице среди наиболее мобильных категорий рабочей силы. Особенно это касается молодежи, которая является главным источником формирования и развития трудового потенциала страны. От ее качественной составляющей, экономической активности и поведения в сфере занятости во многом зависит успешность рыночных реформ.



Проблема молодежной занятости обостряется и предъявляемыми требованиями работодателей к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов. Сегодня в жестких, специфически изменяющихся условиях формирования рынка, предприятиям требуются специалисты качественно нового уровня. Они должны быть восприимчивыми к инновациям, целеустремленными и коммуникабельными, умеющими работать как самостоятельно, так и в команде, обладающими трудовой мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего профессионального обучения, работоспособностью, энергичностью, отсутствием стереотипа профессионального поведения. Предприятиям требуются специалисты, владеющие иностранными языками, современными компьютерными технологиями и программами, готовые развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям, возникающим в производстве и экономике в целом.

Выпускники профессиональных образовательных учреждений должны быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональным знаниям, а также максимально реализовать свой личностный потенциал. В то же время не следует рассчитывать на то, что выбранная человеком специальность будет служить ему всю жизнь. Современные компании, как правило, меняют направления бизнеса, характер выпускаемой продукции, рынки сбыта, формы работы, специализируясь на той или иной сфере деятельности. Поэтому специалист, не обладающий такими качествами, как гибкость и мобильность, может остаться не у дел.



Поскольку рынок образовательных услуг на сегодняшний день оказался в значительной мере не готов оперативно реагировать на качественные изменения в спросе на локальных рынках труда, что не позволяет решать проблемы дефицита квалифицированных кадров, необходимо менять идеологию системы профессиональной подготовки.

Предъявляемые работодателями повышенные требования к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов напрямую связаны с проводимой государством политикой в области образования, направленной на сближение рынка образовательных услуг и рынка труда. Сегодня представляет интерес практика заключения соглашений между крупными промышленными компаниями, планирующими свое дальнейшее развитие, и высшими профессиональными образовательными учреждениями о совместном обучении специальностям, которые в перспективе будут востребованы на предприятии. Студенты в процессе обучения в вузе проходят практику по избранной специальности на производстве. По мере повышения своих профессиональных знаний постепенно перемещаются с начальных должностей на более престижные, а после окончания вуза назначаются на соответствующие полученной квалификации должности в данной компании. По сути дела, такой подход успешно реализуется в рамках интегрированной системы обучения (ИСО), применяемой Московским государственным индустриальным университетом.

Особую тревогу вызывает проблема обеспечения производства рабочими кадрами. Как показывает анализ, сегодня около половины предприятий не укомплектованы квалифицированными рабочими, а средний возраст работающих - около шестидесяти лет. Практически утеряна связь между базовыми предприятиями и базовыми профтехучилищами. А многие учреждения начального профобразования переориентировались на подготовку специалистов (бухгалтеров, юристов, менеджеров и т.д.). В то время как предприятиям в первую очередь требуются квалифицированные рабочие - станочники, сварщики, слесари, электрики. Те же профтехучилища, которые не свернули подготовку по рабочим профессиям, не имеют современной производственной базы, поэтому не могут качественно осуществлять обучение. С каждым годом ситуация с дефицитом рабочих кадров будет усложняться, поэтому если не начать решать эту проблему сегодня, то завтра восполнять выбывающие по возрасту кадры будет практически невозможно. Определенную пользу здесь может принести обращение к зарубежному опыту преодоления молодежной безработицы. Заслуживает внимания дуальная система профессионального образования, сложившаяся в Германии, где обучение проводится параллельно и на предприятии, и в профессиональной школе. Предприятие берет на себя практическое обучение специальности, в то время как в профессиональной школе преподаются дополняющие его теоретические и общеобразовательные предметы. Такая система подготовки позволяет выпускникам после окончания обучения более свободно адаптироваться к профессии, 50% рабочих мест молодежь получает сразу после завершения ученичества.

Сегодня недостающие кадры восполняются путем привлечения иностранной рабочей силы. В 2006 г. на предприятия Московской области было привлечено более 95 тыс. иностранных работников, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2005 г. Из стран ближнего зарубежья в основном приглашается неквалифицированная рабочая сила. Из стран дальнего зарубежья - специалисты, занимающие высшие руководящие должности в организациях с привлечением иностранного капитала, высококвалифицированные специалисты и рабочие. Важно отметить, что властям на местах необходимо создавать условия по сохранению престижных рабочих мест для трудоустройства специалистов своего региона, особенно молодежи, которая является наиболее мобильной и адаптивной. На этапе заключения договоров с инвесторами - оговаривать условия специализированного обучения российского персонала за счет финансовых средств иностранных компаний.

Эффективное управление развитием персонала должно заключаться в предоставлении финансовых средств на его обучение не как безвозвратных расходов, а как прибыльных вложений в человеческий капитал. По данным Международной организации труда, именно инвестиции в человеческий капитал дают наиболее быструю и высокую отдачу. На один доллар США, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приходится 8 долл. дохода. Увеличение расходов на развитие персонала на 10% дает прирост производительности труда на 8,5%, такое же увеличение капиталовложений - 3,8%.

Проблема занятости молодежи весьма актуальна, ее реализация требует комплексного подхода на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Она должна быть учтена при принятии соответствующих законодательных актов. Следует подчеркнуть, что деятельность по всем направлениям работы с молодежью должна отвечать требованиям времени, когда новые возможности сопряжены с новыми задачами, которые стоят особенно актуально в связи с существенными социально-экономическими изменениями в обществе. Представляется, что при решении этой проблемы следует опираться на применение качественно новых методологических подходов к работе с молодежью, включающих информацию о потребности экономики в специалистах на перспективу, а также специфике развития конкретных регионов страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.