Сделай Сам Свою Работу на 5

Российская система нормативно-правового обеспечения экономической деятельности молодежных организаций — школьных, студенческих, муниципальных и иных





Впервые осуществление целостной ГМП в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В соответствии с этим указом в состав целостной государственной молодежной политики вошли следующие направления:

• обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

• создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

• осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

• содействие международным молодежным обменам.

Следовательно, основа ГМП на федеральном уровне складывалась начиная с 1992 г. Она представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. В соответствии с п. 2 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации основой правовой базы ГМП в России является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», в котором ГМП была определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными организациями и объединениями.



Осуществление ГМП, согласно постановлению, представляло собой поэтапные действия в следующих основных направлениях:


• обеспечение соблюдения прав молодежи;

• обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

• содействие предпринимательской и иной экономической деятельности молодежи;

• государственная поддержка молодой семьи;

• гарантированное предоставление социальных услуг;



• поддержка талантливой молодежи;

• формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

• поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

• содействие международным молодежным обменам.


Реализация ГМП включила в себя следующие меры:

• принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

• разработка и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

• создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

• выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

• создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

Определенное значение имел принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации.



Исходя из основных направлений ГМП, государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:

• приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

• равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

• признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.

Согласно Федеральному закону государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке:

• молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов;

• детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Закреплены следующие виды государственной поддержки молодежных и детских объединений:

• информационное обеспечение и подготовка кадров объединений;

• поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений;

• финансирование мероприятий по поддержке объединений молодежи.

Федеральным законом предусмотрено формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

В 1998—1999 гг. активизировались усилия по систематизации и развитию законодательства в ГМП как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Включение молодежных и детских объединений в указанный Федеральный реестр осуществля­ется бесплатно в течение месяца после представления ими письменного заявления и соответствующих документов.

В 1999 г. разработан проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы Феде­рального Собрания РФ).

Принятием названного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство в области ГМП в России. Новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации ГМП в стране. Были определены приоритетные области ГМП, в том числе содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд, государственная поддержка молодых семей.

В соответствии с этими приоритетами предполагалось нормативно установить необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических и физических лиц, закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в стране.

Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни молодежи и определении минимального объема социальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий государственных органов в отношении разнообразных и разнородных по задачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких специализированных организаций, осуществляющих деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи, разработке и финансированию целевых программ в области ГМП.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства на основе Конституции РФ и федеральных законов. Следовательно, право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит Президенту РФ. Реализация этого права также базируется на правовых основаниях — Конституции РФ и федеральных законах.

Термина «государственная молодежная политика» Конституция РФ не содержит, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах, в частности в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Преамбула данного Закона гласит: «Приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

В ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации обозначены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ отнесено к полномочиям Российской Федерации.

Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина. Из чего следует, что защита прав молодежи — предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И, следовательно, защита семьи, материнства, отцовства и детства, общие вопросы воспитания молодежи, ее образования, участия в пользовании достижениями науки и экономики, культуры, физической культуры и спорта, а также социальная защита, включая социальное обеспечение молодежи, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех федеральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредственно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан.

Таким образом, в число основополагающих документов, регулирующих ГМП в России, входят рассмотренные выше и другие законотворческие акты:

1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня

1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».

3. Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», и соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации молодежной политики.

4. Пункт 58 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Пункт 30 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 16 от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 15 августа

1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»: подраздел 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей».

7. Статья 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет компетенцию органов по делам молодежи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы.

8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» относит к ведению министерства вопросы молодежной политики.

9. Стратегия государственной молодежной политики, принятая Правительством РФ 18 декабря 2006 г.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход. Так, Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа «Молодежь России», Указом Президента РФ от 15 августа 1997 г. № 890 она получает статус президентской на период 1998—2000 гг., а в 2000 г. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2000 г. № 1275 утверждена феде­ральная целевая программа «Молодежь России» на 2001—2005 гг.

На региональном уровне законы о ГМП, поддержке молодежи и молодежных организаций на 1 января 2006 г. приняты почти в 60 субъектах Российской Федерации. В них закреплены нормативно-правовые акты участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, которые включают в себя практически все сферы жизни:


• организация досуга и объединение в ассоциации;

• трудоустройство и борьба с безработицей;


• политика в области жилья и градостроительства;

• политика в области образования и профессионального обучения молодежи;

• политика мобильности молодежи как средства достижения большего экономического равновесия на основе предпринимательской деятельности между регионами в России;

• превентивные меры в социальной области и сфере здравоохранения;

• программа создания информационных центров и банкой данных для молодежи;

• деятельность, направленная на предоставление равных возможностей для мужчин и женщин;

• особые направления деятельности в области культуры;

• деятельность по охране окружающей среды.


Важным моментом планировании и реализации ГМП явилось принятие «Стратегии государственной молодежной политики». Этот документ ставит своей целью сделать ГМП эффективной, адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслом и содержанием. Цели, задачи, основные направления, меры и механизмы реализации ГМП: определяют новые подходы государства к формированию основных целей и задач, форм и методов реализации ГМП; формируют новый взгляд на молодежную политику, соответствующий современным представлениям о целях и задачах общества и государства, о внутренних, внешних и глобальных факторах, стоящих перед российским обществом; служат основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового, организационного, ресурсно-инвестиционного и финансового обеспечения; выступают в роли основного документа при разработке целевых национальных и региональных программ в области государственной молодежной политики и ее реализации по направлениям «здоровье», «образование», жилье и семья.

Особенно следует подчеркнуть важность и значение для развития всех видов экономической деятельности среди молодежи таких документов, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ регулирует следующие вопросы экономической деятельности: понятия о физических и юридических лицах, коммерческих и предпринимательских структурах; об организационно-правовых формах предпринимательских структур (полное товарищество и общество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия). В Кодексе приведена законодательная основа некоммерческих организаций — потреби­тельский кооператив, общественные и религиозные организации и их объединения, фонды, ассоциации и союзы.

В Гражданском кодексе обоснованы правовое поведение объектов гражданского права; вопросы, связанные со сделками; права собственности; защита прав собственности; общие положения об обязательствах и их обеспечению; вопросы заключения хозяй­ственных договоров, договоров купли-продажи, поставки товаров и услуг; вопросы аренды и пользования имуществом; подряд. Особое место уделено вопросам финансирования, банковских вкладов, банковских счетов, расчетам по платежным поручениям, аккреди­тиву, страхованию, доверительному управлению имуществом, а также вопросам международного и частного права.

Налоговый кодекс РФ содержит законодательство и иные нормативно-правовые акты: о налогах и сборах в Российской Федерации, системе налогов и сборов, сведения о налоговых органах, общих правилах исполнения налоговых обязанностей, сведениях о налоговой декларации и налоговом контроле, налоговых правонарушениях, механизме обжалования актов налоговых органов, налогах на добавленную стоимость, на прибыль, на доходы физических лиц, акцизы, социальном налоге, на добычу полезных ископаемых и других ресурсов, упрощенной системе налогообложения, механизме налогообложения при разделе продукции, о региональных и местных налогах и сборах, налоговых льготах, а также другие во­просы, связанные с хозяйственной и иной деятельностью юридических и физических лиц.

Трудовой кодекс РФ представляет собой свод законов об использовании наемного труда в условиях рыночной экономики. На его основе законодательно регулируются: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и дисциплина труда, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе в возрасте до 18 лет, защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров, а также ответственность работодателя и наемного работника за нарушение трудового законодательства.

Жилищный кодекс РФ определяет вопросы жилищного законодательства, объекты жилищных прав, что такое жилищный фонд, право собственности и другие вещные права на жилые помещения, вопросы социального найма жилых помещений и спе­циализированного жилого фонда, а также вопросы законотворчества о жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, платы за жилые помещения и коммунальные услуги, управления многоквартирными домами.

Закон Российской Федерации «Об образовании», наряду с определением государственной политики в области образования и гарантии социальных прав граждан России на образование, регулирует систему российского образования, управления этой систе­мой, экономику системы образования и международную деятельность в области образования.

Таким образом, принятыми законодательно-нормативными актами в области государственной молодежной политики и становле­ния рыночной экономики конституирована молодежная экономическая деятельность как область государственной деятельности.

Конституцией и Законами Российской Федерации определен и законодательно обоснован весь комплекс действий молодежи и всех участников, осуществляющих руководство ГМП и направленных на:


• привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности молодежи;

• обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса;

• предоставление молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, объем, виды и качество которых обеспечивают всестороннее развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

• содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи;

• обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан;

• развитие механизмов обеспечения прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями;

• обеспечение права молодых граждан на гарантированное получение минимума социальных услуг;

• формирование системы мер по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан;

• обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

• создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

• осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;


• содействие международным молодежным обменам. Законодательно определен круг лиц, в отношении которых должна проводиться государственная молодежная политика:

а) граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

б) иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

в) молодые семьи — семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

г) молодежные объединения.

В субъектах РФ также формируется законодательная база в сфере молодежной политики. В Законах субъектов РФ учитываются особенности территорий и проживающего на них населения, регулируется определение понятий «Молодежь», «Молодежная политика», а главное, предложены отвечающие этим условиям механизмы финансового обеспечении реализации молодежной политики.

Перечисленные и выше по тексту рассмотренные Конституция РФ и Законы РФ о молодежи и ГМП создают нормативно-правовую основу в системе регулирования и управления экономикой России и развитию участия молодежи в рыночной экономике.

 

 

7. Факторы и критерии выбора экономических моделей реализации молодежной политикисуществующих или проектируемых организаций, объединения организаций, процессов их создания (проектирования), развития, функционирования и ликвидации (самоликвидации) организации (объединения, процесса).

На основе анализа Стратегии ГМП представляется возможным разработать и рекомендовать варианты приоритетных экономических моделей, которые по своей сути способствуют реализации принятых приоритетных направлений ГМП, например, рассмотренных в гл. 1, и которые предусматривается реализовать в России на федеральном и региональном уровнях.

Используя методологию системного подхода, представляется возможным дать описание принципиальной экономической модели организации (объединения). К наиболее характерным чертам рациональной организации следует отнести:

1. Большое число достаточно сложных структурных частей, образующих систему.

2. Разнообразие этих частей и функций, что обеспечивает динамично развивающуюся диверсификацию молодежной и необходимой для этого экономической деятельности.

3. Общие цели, определяющие эффективные направления развития и обеспечивающие устойчивость структурных элементов в организации, а самой организации — устойчивость во внешней среде молодежи (на рынке экономики).

4. Наличие между образующими систему элементами обратной связи, не допускающей произвольного расчленения системы на независимые или слабо зависимые составные части.

5. Потенциальная способность противостоять воздействию со стороны некоторых агентов внешней среды (конкурентов, представителей недобросовестной бюрократии, партнеров).

6. Способность повышать уровень своей организации и степени ее новизны в молодежной экономической деятельности.

7. Способность сопротивления к негативным по отношению организации возмущениям со стороны внешней среды, обеспечивая успех организации и динамику ее развития в условиях конкуренции и борьбы за «выживание» в молодежной среде, обществе и государстве.

Система участия молодежи в экономике в современных условиях опирается на теории инновационной, инвестиционной и эволюционной экономики, что позволяет раскрыть современные экономические процессы как процессы смены технологических укладов, совершенствования инфраструктурного обеспечения хозяйствующих субъектов (см. рис. 1.1), диалектического развития и смены форм структур и функций молодежного движения и ры­ночной экономики.

Молодежная экономическая система (организация, объединение, движение, политика) с позиции системного подхода может быть определена различными моделями:

• концептуальной, если рассматривается общая модель молодежной экономической системы;

• эмпирической, если рассматривается конкретная молодежная экономическая система;

• искусственной, если рассматривается созданная и используемая людьми в условиях определенных допусков, ограничений;

• человеко-машинной, если в контур управления включена автоматизированная информационная система;

• замкнутой или открытой, в зависимости от решаемых задач и используемой для этого только внутренней или связанной с окружающей средой информацией;

• динамичной, если периодически подвергается формальным или неформальным изменениям, а также учитывает фактор времени.

Термин «система» в специальной литературе наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие сис­темы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами.

№ 8. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)

Любая социальная, общественная или экономическая (предпринимательская) организация в своем развитии проходит в принципе следующие стадии (этапы):

• возникновение идеи и определение миссии организации;

• организационное создание организации;

• развитие организации;

• достижение максимальной эффективности в выполнении миссии организации;

• «затухание» деятельности организации в результате изменения состояния внешней среды (экономическая, социальная, политическая) или полного выполнения своей миссии.

В рамках «педагогической синергетики» молодежная организация (объединение) рассматривается как целостная самоорганизующаяся система, имеющая свой «жизненный цикл», в котором выделяют следующие этапы:

• возникновение организации (объединения);

• развитие;

• функционирование.

Наиболее полное описание стадий развития молодежных организаций (объединений) приведено ниже.


1. Инициативная стадия, в процессе которой происходит оформление идеи (миссии) организации (объединения), выдвигается лидер инициативной группы, определяются стержневые и целевые группы организации.

2. Юридическая стадия предполагает оформление уставных документов организации (объединения) и ее юридическую регистрацию в Минюсте РФ или другом уполномоченном для этого органе власти.

3. Программная стадия включает в себя инициирование и разработку программ и проектов деятельности организации (объединения). Кроме того, в этот период очень важна разработка или выбор из существующих образовательных программ для подготовки участников организации (объединения).

4. Количественная стадия ставит задачу роста числа членов объединения, структурных подразделений, программ и проектов, публикаций в СМИ.

5. Стадия создания системы устойчивого финансирования развития объединения, включающего в себя упорядочение сбора членских взносов, активный поиск дополнительных источников финансирования, привлечение ресурсов региона, участие во всех фантах и конкурсах проектов и программ.

6. Качественная стадия стимулирует достижение значительной компетентности руководителей и членов организации (объединения), высокого качества удовлетворения нематериальных потребностей членов организации и участников программ, обеспечение достойного уровня репутации объединения, стабильности развития с ориентацией на успех и доверие.

7. Имиджевая стадия направлена на создание фирменного стиля (имиджа) организации, а также собственной субкультуры, выражающейся в символах, ритуалах, атрибутах, традициях, униформе, общих мероприятиях, определяющих силу и привлекательность организации (объединения).

8. Корпоративная стадия дополняет, вычленяет и фиксирует особенности организации (объединения), способствует формированию чувства корпоративной принадлежности, идентификации личных жизненных ориентации с групповыми нормами и ценностями.

9. Законодательно-инициативная стадия предполагает участие молодежной организации (объединения) в нормативно-правовой деятельности Российской Федерации и региона, что возможно только при наличии высокой репутации организации (объединения) и высокой активности в деятельности законодательных институтов.

10. Научно-обобщающая стадия направлена на обобщение достигнутых результатов деятельности организации (объединения) На научном уровне, что сопровождается выпуском научной, учебной и методической литературы, фиксирующей достижения и способствующей профессиональной подготовке специалистов в сфере молодежной политики и других областях общественной и профессиональной деятельности.


Некоторые стадии могут осуществляться одновременно (программная, количественная, фандрайзинговая, качественная, имиджевая, корпоративная), существовать на протяжении всей деятельности организации или объединения (корпоративная, качественная), могут не осуществляться вообще (научно-обобщающая). Безусловно, осуществление всех указанных стадий деятельности обеспечивает долгое и продуктивное существование организации (объединения).

Создание, развитие и выполнение последующих стадий в молодежной организации следует оценивать с позиций системного, жизнециклического, маркетингового и проектного подходов, сущность положений и требований, а также достигаемые при этом результаты которых рассмотрены и обобщены в табл. 3.1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.