Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3: Место России в мировой истории.





История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Россия – внутренне расколотая цивилизацияВ своё время Н.А. Бердяев, характеризуя влияние «восточного и за-падного потоков истории» на российское общество, говорил об их «столк-новении и противоборстве», а отнюдь не об интегрированности и синтезе.Именно эта противоречивость влияний ведет к «поляризованности русской души», к культурному расколу, к резким перепадам во внутренней и внешней политике государства. В 1937 г. Н.А. Бердяев писал: «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизаций». По его мнению, в русской истории нельзя найти органического единства, философ насчитывал «пять различных Россий»: Киевскую, татарского периода, Московскую, Петровскую, императорскую и, наконец,новую советскую.



О России, как о Великой державе стали говорить не просто, и сразу. Стали говорить еще со времен Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и перенявшего элементы культуры, просвещения и военного искусства у стран Европы. В последствии появится целое течения захватившее большинство просвещенных умов рассуждающих о необходимости данных перемен и заимствования культуры у других стран. Но следует признать, что у России появился свой флот, своя твердая внешняя политика и статус мировой державы. Его последователи в лице Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III в той или иной степени стремились подержать этот статус реформами, внешней политикой и стремлением поддержания мира. Наверно не все так радужно и успешно было у каждого из правителей. При правлении Николая II мы, опять же, не можем говорить о полном упадке государственности России, и потере статуса Великой державы. В это период активно развивается производство, образования, науки. Причем, по существу говоря, в больших темпах нежели первые 20 лет после революции.



Вопрос 4: Формирование и особенности европейской цивилизации.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

 

раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.



Вопрос 5: Формирование и особенности исламской цивилизации.

Когда говорят об исламской цивилизации, имеют в виду культурную сторону исламского мира, в том числе и немусульман, которые живут в этой цивилизации.

Ислам – относительно молодая религия, которая зародилась в VII веке нашей эры в Аравии. В 610 году, когда Пророку Мухаммаду(мир ему и благословение Всевышнего!) было сорок лет, к нему явился ангел Джабраил. Он продиктовал великому арабу первые пять аятов Корана. Таким образом, возникновение ислама датируется 610 годом.

До этого момента арабы, населяющие Аравийский полуостров, были язычниками и поклонялись духам предков. Широко были распространены астральные культы, фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам – деревьям, камням и др.), тотемизм (отождествление своей общности с определёнными тотемами-животными: «племя быка», «племя волка», «племя лисицы» и др.).

Но даже во времена язычества все без исключения арабские племена почитали Чёрный камень Каабы, что находится и ныне в Мекке. Эта реликвия до сих пор является священной для всех мусульман и служит ориентиром для молитвы в любой точке земного шара.

После написания первых аятов Корана в течение трёх лет Пророк Мухаммад вёл тайные проповеди среди своих родственников и близких друзей. Вследствие чего, ислам приняло около сорока человек, среди которых была и жена Мухаммада – Хадиджа.

В 613 году Пророк впервые выступил перед большим количеством людей в Мекке. Его проповедь была враждебно принята правящими кругами, и он вынужденно переселился в Медину. Там ему удалось обратить в ислам племена хазрадж и асура, которые стали костяком среди приверженцев пророка Мухаммеда. Мусульмане обязались не притеснять иудеев Медины, а те, в свою очередь, обещали не оказывать поддержку врагам мусульман.

Зимой 632 года Пророка Мухаммад совершил паломничество («хадж») в Мекку, а по возвращению в Медину умер.

Дело же его продолжало жить.

Вскоре после смерти великого пророка было образовано мусульманское теократическое государство – Арабский халифат, которое по площади занимало территорию практически всего Аравийского полуострова.

В 639 году с похода на Египет начался период захватнических войн, в ходе которых мусульмане одержали ряд поразительных побед и расширили свои территории в несколько раз. Их владения теперь простирались от Северо-Запада Индии и Центральной Азии до Ближнего Востока и Северной Африки. Подконтрольными Арабскому халифату были также южная Италия и Пиренейский полуостров.

Лишь в 732 году европейцы смогли остановить военную экспансию мусульман в битве под Пуатье.

Этот период оказал огромное влияние на развитие исламского мира и сыграл важнейшую роль в мировой истории.

Вопрос 6: Межцивилизационный диалог: история и современность.

Современный этап международных отношений характеризуется динамичными, противоречивыми глобальными процессами, преобразующими геополитический ландшафт мира. Происходящие сложные перемены определяют необходимость объективного анализа факторов влияния на устойчивость мирового развития в новых условиях.

В процессе формирования новой полицентричной системы мироустройства актуализируется проблема межцивилизационной конкуренции. На протяжении длительной исторической эволюции человеческого сообщества происходили сложные процессы становления, развития, а порой и гибели различных цивилизаций. Между тем, усиление интереса к проблеме взаимодействия цивилизаций на рубеже двух тысячелетий вызвано современными условиями глобального мирового развития, вызвавшими рост опасности разломов по линиям межконфессииональных, межцивилизационных противоречий.

В утвержденной Президентом В.В.Путиным обновленной Концепции Внешней политики Российской Федерации отмечено, что «глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. Все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира».

Роль и место России в мировом межцивилизационном пространстве определяется особенностями длительного периода эволюции российской государственности и не теряет своей актуальности в условиях становления полицентричного мирового порядка. Возрождение и сохранение основных элементов, определяющих российскую цивилизационную идентичность, создание условий для усиления процессов сближения и взаимопроникновения культур различных народов, проживающих на территории страны - одно из основных условий укрепления ее государственности, прочности позиций во внешнеполитической сфере.

Опыт России показывает, что продвижение межцивилизационного диалога как важного вектора внешнеполитической деятельности должно быть основано на понимании того, что цивилизационное и культурное многообразие современного мира представляет собой не разъединительный фактор, а ресурс развития. Глобализация, усиливая взаимозависимость мира, интегрируют его внешнее пространство, определяет общую парадигму развития человечества, но существует и оборотная сторона указанных процессов, которая проявляется, в том числе и в усилении культурно-цивилизационной дифференциации человеческого сообщества.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном глобальном мире межцивилизационные отношения стали наиболее конфликтогенной областью, чрезвычайно опасным источником напряженности. В период после завершения «холодной войны» активно начинают распространяться идеи об усиливающейся роли межцивилизационных противоречий в тенденциях мирового развития, вплоть до известного тезиса «столкновения цивилизаций», главным образом, исламской и западной, автором которого был американский ученый С.Хантингтон.

Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует о возрастании числа этнических, национальных, религиозных конфликтов, Такие глобальные угрозы как международный терроризм и трансграничная преступность, незаконный оборот наркотиков, этнорелигиозный экстремизм, сепаратизм и др., в условиях высоких достижений в сфере информационно-коммуникационных технологий используются для провоцирования нестабильности и разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в ущерб безопасности личности, общества и государства.

В результате ослабления институтов государственной власти и управления под воздействием глобализационных процессов, незащищенность этнических и религиозных групп приводит к этно-религиозным конфликтам в разных странах, которые активно используются экстремистскими, сепаратистскими и террористическими преступными группами.

Острые кризисные процессы на Ближнем Востоке, Северной Африке, вызванные попытками политического и социально-экономического обновления общества, сопровождаются распространением идеологии радикального ислама. Трагическим проявлением религиозной нетерпимости являются войны и насилие.

Сложные революционные процессы в мусульманском мире такие, как «арабская весна», затронувшие целый ряд стран показывают, что обостряются и внутриконфессиональные трения. Так, например, в ноябре 2013 г. политический кризис в Бахрейне был вызван противоборством между представителями шиитского большинства населения и суннитского меньшинства, то есть представителями различных направлений ислама.

Различные аспекты культурно-цивилизационной самоидентификации во взаимосвязи с динамическими и усложняющимися процессами развития политических систем общества в различных государствах сопровождаются кризисом диалога между цивилизациями, прежде всего Западом и мусульманским миром. В разные периоды мировой истории, начиная от античности до современности, одним из важных факторов, обусловливающих различные формы взаимодействия культурно-цивилизационных сообществ было их неравномерное развитие. Длительный исторический период времени в мировой политике доминировала западная цивилизация. Новый этап развития мирового сообщества характеризуется всплеском потоков иммиграции из стран Африки, Азии, Латинской Америки в государства, входящие в «золотой миллиард». Усиление взаимосвязей между различными регионами мира с особой остротой выявило социально-экономические, политические, духовные, культурные различия в жизни народов.

Политика цивилизационного превосходства, основанная на европоцентристском подходе, отказе от традиционных ценностей многовекового человеческого развития, игнорирует своеобразие политического, национального, духовного, религиозного развития иных культурно-цивилизационных сообществ. А.Дж.Тойнби еще в середине ХХ в. прогнозировал экспансионистский характер западной цивилизации, в силу ее более высокого уровня технологического и научного развития. Народам, чей образ жизни на протяжении их исторической эволюции отличался жесткими семейно-родовыми традициями сложнее воспринимать западные эталоны прав человека и свободные демократические принципы политической системы, что не означает их неспособности к саморазвитию и экономической модернизации в соответствии с требованиями времени. Попытки экспансии западных стандартов организации общества вызывают ответную реакцию со стороны представителей иных цивилизационных общностей, противостоящих дискриминаций их культурной идентичности, тем более в условиях, когда укрепляются другие мировые центры силы и влияния.

Политическое мышление, утверждающее господство одной супердержавы, особенно показательно на примере США, где с 1993 г. официальной внешнеполитической доктриной стала концепция «распространения демократии». Масштабы внутренних политических и социально-экономических кризисов в ряде государств привели к тому, что проблема «слабых», «неудавшихся» государств, большинство из которых относятся к восточных цивилизационным сообществам, становится предлогом для оправдания внешнеполитических амбиций отдельных государств.

Примеры вовлечения США во внутренние политические кризисы таких государств как Сомали (1993), Гаити (1994), Боснии (1995), Косово (1999), Сьерра-Леоне (1998) и Восточном Тиморе, Афганистан (2001), Ирак (2003), Ливия (2011) и др. отчетливо подтверждают стремление к формированию глобального силового поля. Однако, мировой опыт подтверждает, что внешнее давление с применением военной силы со стороны западных стран не приводит к миру и согласию в государствах, которые испытали на себе такое иностранное вмешательство, их политические системы продолжают находиться в турбулентном состоянии, возникают новые очаги напряженности. Современная политическая ситуация в Косово, где большинство сербов не желают подчиняться институтам власти самопровозглашенного и частично признанного государственного образования являет пример спорности использованной с участием Запада модели решения национального вопроса.

Вопрос 7*:

Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населения в крае, формированию здесь дворянского землевладения. Собственно, прежде всего за землями и устремились сюда русские помещики. Автор «Казанской истории» с восхищением писал, что место это «пренарочито и красно велми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много».

Первым шагом стало вытеснение коренного населения с обжитых земель. Так, оставшиеся в живых татарские жители были изгнаны из Казани. Им вообще запрещалось проживать ближе чем в 30 верстах от города. Татарские населенные пункты в этом радиусе были также уничтожены. Татарам не дозволялось селиться по большим дорогам и ближе, чем за 5-10 верст от берегов крупных рек. И прежде всего вблизи Казани, вокруг других городов, по Каме и Волге земли были переданы русским служилым людям.

Во второй половине XVI в. в крае создается довольно многочисленная прослойка русских помещиков. Правда, из-за усиленного сопротивления местного населения, раздача земель проводилась на ограниченных территориях. Но уже в 70-80-е гг. русские дворяне проникают и во многие внутренние районы Среднего Поволжья. В первую очередь они получали бывшие земли хана и тех татарских феодалов, которые погибли или покинули родину. Уже через 10-15 лет общее количество русских помещиков намного превысило число татарских землевладельцев. Только в левобережных районах Волги источники упоминают тогда около 200 татарских и 700 русских землевладельцев.

Солидные земельные пожалования получили в крае церковь и монастыри. Довольно скоро они превратились в крупнейших землевладельцев. Таковыми стали 3илантов и Спасо-Преображенский монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске и некоторые другие монастыри.

Не только землевладельцы -- помещики и монастыри -- появились на территории бывшего Казанского ханства. Здесь сформировалась и прослойка русского трудового населения. Русские помещики и монастыри переводили сюда своих крестьян. На Волгу от непосильных тягот бежали крестьяне из центральных районов России. Это делало еще более пестрым национальный состав населения края, усиливало хозяйственные и культурно-бытовые связи между крестьянами разных национальностей. Крестьяне испытывали общий гнет феодального государства, что подготавливало почву для последующих совместных выступлений против угнетателей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.