Саморегулирование биржевой деятельности.
Регулирование биржевой деятельности – это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти цели.
Регулирование биржевой деятельности – это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.
Регулирование биржевого рынка может быть внешним и внутренним.
Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование биржевой деятельности осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
- государственное регулирование биржевой деятельности, осуществляемое государственными органами;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Возможны два варианта. Первый - государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченными или отобранными им организациям профессиональных участников биржевого рынка. Второй вариант – Профессиональные участники биржевого рынка могут сами договариваться о том, что созданная ими организация получает права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, так как именно реакция общества на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирования биржевого рынка имеет следующие цели:
1. Поддержание порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
2. Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
3. Обеспечение свободно и отрытого процесса биржевого ценообразования на основании концентрации спроса и предложения;
4. Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается;
5. Создание новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений; воздействия на биржевой рынок с целью достижения общественных целей (например, понижение биржевой цены).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка, то есть разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников биржевого рынка; современный биржевой рынок невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
Основными из принципов регулирования современного биржевого рынка являются:
- разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и профессиональным участникам биржевого рынка с другой стороны;
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка;
- необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
- при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности мирового опыта российской системой регулирования биржевого рынка;
- оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
Главной проблемой развития и функционирования биржевого рынка в России, стоящей на пути его формирования является эффективное регулирование.
Регулирование биржевой деятельности предполагает упорядочение на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов.
Система государственного регулирования биржевого рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынком можно разделить на:
- прямое, или административное, управление;
- косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
- регистрации участников рынка;
- лицензирования профессиональной деятельности на биржевом рынке;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы;
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
- эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
- профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась.
1. Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами;
Правительство — выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
2. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Федеральная служба по финансовым рынкам;
Министерство финансов РФ;
Центральный банк РФ;
Государственный комитет по антимонопольной политике;
Госстрахнадзор.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. Занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.
Министерство финансов РФ – регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
Центральный банк РФ – регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,. осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, регулирующие биржевую деятельность:
- Гражданский кодекс РФ, части Т и II (1995—1996 гг.);
- Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);
- Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);
- Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
- Закон «О товарных биржах тт биржевой торговле» (1992 г.);
- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);
- Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» С1992 г.),
- Закон об акционерных обществах (1996 г.)
- Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
- постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
Российская модель биржевого рынка предполагает множество саморегулируемых организаций (СРО):
СРО играют важную роль в управлении биржевым рынком. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Профессиональные ассоциации наделяются законом регулятивными функциями и отвечают перед государственным регулятором за эффективность выполнения этих функций. Эффективность биржевого рынка зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за их соблюдением. Государственные регуляторы, также могут оказывать помощь членам ассоциации в случаях, когда саморегулируемая организация принимает по отношению к ним необоснованные и несправедливые меры.
Важной особенностью таких организация является ее некоммерческая направленность, ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций:
- разработка правил поведения самими профессиональными участниками конкретного биржевого рынка, реально представляющими его особенности;
- экономия государственных средств, сокращение аппарата управления биржевым рынком;
- установление общественного контроля со стороны участников биржевого рынка;
- защита интересов участников рынка;
- обеспечение условий профессиональной деятельности участников биржевого рынка;
- подготовка кадров;
- введение этических норм поведения профессиональных участников биржевого рынка с помощью общественного контроля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|