Сделай Сам Свою Работу на 5

Саморегулирование биржевой деятельности.





Регулирование биржевой деятельности – это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти цели.

Регулирование биржевой деятельности – это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.

Регулирование биржевого рынка может быть внешним и внутренним.

Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной орга­низации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и дру­гим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Внешнее регу­лирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование биржевой деятельности осуществляется органами или ор­ганизациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование биржевой деятельности, осуществляемое государственными органами;



- регулирование со стороны профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, или саморегулирование рынка. Возможны два варианта. Первый - государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченными или отобранными им организациям профессиональных участников биржевого рынка. Второй вариант – Профессиональные участники биржевого рынка могут сами договариваться о том, что созданная ими организация получает права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, так как именно реакция общества на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирования биржевого рынка имеет следующие цели:

1. Поддержание порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;



2. Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

3. Обеспечение свободно и отрытого процесса биржевого ценообразования на основании концентрации спроса и предложения;

4. Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно
вознаграждается;

5. Создание новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур,
начинаний и нововведений; воздействия на биржевой рынок с целью достижения общественных целей (например, понижение биржевой цены).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

- создание нормативной базы функционирования рынка, то есть разработ­ка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников биржевого рынка; современный биржевой рынок невозможен без професси­ональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими ор­ганизациями или органами;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупрежде­ния, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.



Основными из принципов регулирования современного биржевого рынка являются:

- разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и профессиональным участникам биржевого рынка с другой стороны;

- максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка;

- необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив­ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере­нции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

- при разделении полномочий между регулирующими органами следу­ет исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуж­дение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности мирового опыта российской системой регули­рования биржевого рынка;

- оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управле­ния (коммерческими организациями, общественными организациями).

Главной проблемой развития и функционирования биржевого рынка в России, стоящей на пути его формирования является эффективное регулирование.

Регулирование биржевой деятельности предполагает упорядочение на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов.

Система государственного регулирования биржевого рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

- прямое, или административное, управление;

- косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка;

- регистрации участников рынка;

- лицензирования профессиональной деятельности на биржевом рынке;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономи­ческие рычаги и капиталы;

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер зара­ботной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Государство на российском рынке ценных бумаг вы­ступает в качестве:

- эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышлен­ных предприятий;

- профессионального участника при торговле акциями в ходе привати­зационных аукционов;

- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систе­му судебных органов.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась.

1. Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;

Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно мед­ленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами;

Правительство — выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

2. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг мини­стерского уровня:

Федеральная служба по финансовым рынкам;

Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госстрахнадзор.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установ­ления квалификационных требований и т.д. Занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регу­лированию рынка ценных бумаг.

Министерство финансов РФ – регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулиру­ет их обращение.

Центральный банк РФ – регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,. осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимо­нопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сдел­кам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.

Основные законодательные акты, регулирующие биржевую деятельность:

- Гражданский кодекс РФ, части Т и II (1995—1996 гг.);

- Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

- Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);

- Закон «О приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий в РСФСР» (1991 г.);

- Закон «О товарных биржах тт биржевой торговле» (1992 г.);

- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

- Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» С1992 г.),

- Закон об акционерных обществах (1996 г.)

- Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

- постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Российская модель биржевого рынка предполагает множество саморегулируемых организаций (СРО):

СРО играют важную роль в управлении биржевым рынком. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Профессиональные ассоциации наделяются законом регулятивными функциями и отвечают перед государственным регулятором за эффективность выполнения этих функций. Эффективность биржевого рынка зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за их соблюдением. Государственные регуляторы, также могут оказывать помощь членам ассоциации в случаях, когда саморегулируемая организация принимает по отношению к ним необоснованные и несправедливые меры.

Важной особенностью таких организация является ее некоммерческая направленность, ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций:

- разработка правил поведения самими профессиональными участниками конкретного биржевого рынка, реально представляющими его особенности;

- экономия государственных средств, сокращение аппарата управления биржевым рынком;

- установление общественного контроля со стороны участников биржевого рынка;

- защита интересов участников рынка;

- обеспечение условий профессиональной деятельности участников биржевого рынка;

- подготовка кадров;

- введение этических норм поведения профессиональных участников биржевого рынка с помощью общественного контроля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.