Материалы парораспределения
До 1969 года расчетная температура пара, использовавшегося для привода турбин, была принята 565 °С. Поэтому на турбинах выпуска до 1969 года корпусные детали цилиндров, клапанов изготавливались из жаропрочной стали марок 15Х2М2ФБС, 20Х12ВНМФ. В 1969 году расчетную температуру снизили до 545 °С, что позволило применять для корпусных деталей более дешевую легированную сталь марок 15Х1М1Ф, 25Х1М1Ф.
Основные детали регулирующих и стопорных клапанов (втулки, седла, штоки, клапаны) изготавливаются из жаропрочных сталей. Поверхности наиболее ответственных деталей клапанов подвергаются поверхностному упрочнению (азотированию). Поверхностное упрочнение применяется для повышения износоустойчивости, усталостной прочности и коррозионной прочности деталей.
В зависимости от марки стали и параметров процесса азотирования, твердость поверхности может доходить до HRA= 85.
Азотирование проводят в специальных печах в потоке аммиака, который под действием высокой температуры разлагается на азот и водород. Температура эта колеблется от 520 до 560 °С, а продолжительность процесса 24...48 ч. От времени и температуры зависит глубина слоя азотации. Полная глубина насыщенного слоя может доходить до 0,5...0,9 мм, однако эффективная глубина не превышает 0,25...0,30 мм.
Для углеродистых сталей в процессе проведения азотации поверхность становится коррозионностойкой.
Нержавеющие стали азотированию не поддаются. Исключение составляет сталь марок 15X11МФ, 15Х12ВНМФ, 20X12 ВНМФ.
В процессе азотирования происходит увеличение размеров в прямой зависимости от толщины слоя. Некоторое увеличение размеров азотированных деталей наблюдается в процессе эксплуатации. Особенно это заметно в начале эксплуатации; спустя 1000...1500 ч рост прекращается.
Длительное наблюдение за эксплуатацией азотированных деталей показало, что они хорошо работают при температуре 520 °С. При более высоких температурах, 550...570 °С, происходит процесс деазотации, который заключается в диффундировании азота вглубь металла и резком снижении твердости поверхности.
Наблюдение за работой органов парораспределения турбин показало, что после 500 часов непрерывной эксплуатации твердость азотированных деталей снижается с HRA = 85 до HRА = 45...50, после чего снижение твердости протекает очень медленно.
Сервомоторы являются исполнительными устройствами систем регулирования паровых турбин и предназначены для привода органов парораспределения. В турбостроении используется два вида сервомоторов:
• с односторонним подводом жидкости;
• с двухсторонним подводом жидкости.
Сервомоторы с односторонним подводом жидкости применяются для привода клапанов автоматического затвора, защитных клапанов и клапанов обратных соленоидных (КОС).
Сервомоторы с двухсторонним подводом жидкости применяются для привода дроссельных, регулирующих клапанов, а также поворотных диафрагм.
Общие требования к сервомоторам
Сервомоторы должны обладать достаточным быстродействием.
Сервомоторы должны обеспечивать необходимые перестановочные усилия для органов парораспределения в зависимости от нагрузки на турбине для того, чтобы обеспечить соответствующий расход пара в проточную часть при соответствующей электрической и тепловой нагрузке.
Принципиальная схема сервомотора с односторонним подводом жидкости и пружинной обратной связью показана на рис. 13.16.
При повышении импульсного давления Римп золотник 10, сжимая пружину 9, движется вверх, при этом открывает окна в буксе подачи силовой жидкости Р0 под поршень сервомотора. Поршень начинает подниматься, сжимая пружины 5, при этом через рычаг обратной связи сжимается пружина 9, которая возвращает золотник в отсечное положение. Поршень сервомотора при этом останавливается. Таким образом, каждому значению Римп соответствует определенное положение сервомотора. При работе, когда золотник находится в отсечном положении, сервомотор можно прикрывать и снова открывать, перемещая опору рычага 6 вдоль рычага. Это устройство называется механизмом расхаживания. Уравнение усилий сервомотора имеет вид
__________________________________________________________
Рис. 13.16. Сервомотор с односторонним подводом жидкости:
1 — корпус; 2 — поршень; 3 — поршневые кольца; 4 — крышка; 5, 9 — пружины; 6 — механизм расхаживания; 7 — тарелка; 8 — букса; 10 — золотник
DPпп × F = c × DH
где ΔРпп = Р2пп – Р1пп — изменение давления;
F — площадь поршня, см2;
С — жесткость пружины (суммарная);
ΔН — изменение хода поршня;
Р1пп — давление, уравновешенное натягом пружин
Типовые характеристики золотника и поршня сервомотора представлены на рис. 13.17 и 13.18.
Характеристика 3 на рис. 13.8 — наиболее реальный случай. В реальных условиях между отсечными кромками золотников и окнами в буксах делается перекрыша. Перекрыша — это разница между шириной бочки золотника и шириной окна в буксе. Величина перекрыш составляет 0,15...0,20 мм. Увеличение перекрыши ведет к повышению степени нечувствительности.
При ремонтах паровых турбин сервомоторы подлежат полной разборке. Разборку сервомоторов с односторонним подводом жидкости необходимо проводить с соблюдением техники безопасности и с применением специальной оснастки. Надо помнить, что под крышкой сервомотора установлены пружины, которые находятся в сжатом состоянии. Перед разболтовкой крепежа необходимо вывернуть два диаметрально противоположных болта (шпильки) и на их место установить две специальные шпильки с длиной резьбы 250.. .300 мм. На эти специальные шпильки навернуть по одной гайке до упора в крышку. После этого вывернуть оставшиеся болты и только потом отвернуть гайки на длинных шпильках, предварительно убедившись, что крышка движется вместе с гайками.
Ремонт сервомотора сводится к очистке внутренних полостей и деталей от отложения рабочих жидкостей (масляный шлам, продукты коррозии) и дефектации отдельных деталей.
Наиболее часто встречающиеся дефекты сервомоторов с односторонним подводом жидкости:
• поломка поршневых колец или потеря их подвижности в пазах поршня;
• плохое прилегание поршневых колец к поверхности цилиндра;
• усадка пружин.
Для уменьшения внутренних перетечек на поршне устанавливаются поршневые кольца, изготовленные из чугуна. Часто приходится сталкиваться с заменой изношенных поршневых колец, которые при эксплуатации перестают работать по причине заклинивания в пазах поршня вследствие попадания механических примесей и шлаков из рабочих жидкостей.
Поршневые кольца устанавливаются в пазах поршня с зазором 0,12...0,15 мм (рис. 13.19).
Зазор А в замке поршневого кольца делается 0,8...1,5 мм, в зависимости от диаметров поршня и цилиндра, и подгоняется без поршня. Для этого кольцо вставляется в верхнюю часть цилиндра и замеряется зазор.
Снятие и установка поршневых колец делается с помощью тонких пластин. Чрезмерная деформация колец при установке на поршень может привести к их поломке (кольца чугунные). Рабочие кромки поршневых колец должны быть острыми, фаски не допускаются.
Внутренняя поверхность цилиндра и днище очищаются от шлама и отложений рабочей жидкости. Незначительные риски заполировываются мелкой наждачной бумагой, после чего тщательно очищаются и продуваются сжатым воздухом.
В верхней части сервомотора на поршень установлены пружины. В случае применения нескольких пружин их свивка делается в разные стороны (правая, левая, правая и так далее). При ремонтах замеряется длина свободной от нагрузок пружины и сравнивается с чертежной длиной. Усадка пружины ведет к увеличению времени закрытия сервомоторов. Время закрытия регламентировано и указывается в паспорте турбины.
При окончательной установке сервомотора на клапаны автоматического затвора, а также на защитные клапаны с точки зрения безопасности турбины особое внимание обратить на то, что на нижнем упоре сидит клапан, а не поршень сервомотора. Поршень сервомотора не должен доходить до упора ~15 мм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|