Технология развивающего обучения
Формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий, системы умственных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в данную задачу, моделирование).
Наличие у учащегося цели сознательного самоизменения.
Коллективная учебная деятельность: диалоги, дискуссии, постоянное «социальное взаимодействие». Коллективное взаимодействие: проекты, соревнования, дискуссии, решение учебных задач, проблем.
Возникает желание и умение учиться — формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта учения.
Формируются основные познавательные УУД
Проблемного обучения
Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблематизация учебного материала: постановка и решение теоретических учебных проблем, решение практических проблем -| поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, создание художественных решений на основе творческого воображения.
Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Возрастает уровень творческой активности, характеризующейся выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства.
Сааморазвития личности
Помощь учащемуся в осознании своих внутренних способностей, психических процессов и обучение осознанному и целенаправленному управлению ими. Создание и поддержание у учащихся доминанты на самосовершенствование.
Деятельность учащегося организуется как удовлетворение не только познавательных, но и многих других ведущих потребностей саморазвития личности. Построение процесса обучения, учитывающее личностную организацию и способности учащегося: гармоничное взаимосодействие всех субъектов процесса.
Формируется доминанта на самосовершенствование и саморазвитие личности. Ученик осознает свои психофизические возможности и использует их для организации учебной деятельности.
Игровые технологии:деловая игра, имитационная игра.
Создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре.
Творческая развивающая деятельность носит импровизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации.
Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач.
Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки.
Формируются умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения, волевая регуляция, самокоррекция, рефлексия, личностное самоопределение.
Технологии групповой деятельности:обучение в сотрудничестве методом проектов .
Обеспечение активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся.
Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и заданий, адекватных учебным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаимопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества.
Реализация индивидуального обучения и дифференцированного подхода, позволяющего максимально реализовать учебные возможности каждого учащегося.
Информационные образовательные технологии:технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей.
Формирование информационной культуры (умения получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, формирование умений создавать компьютерные, информационные продукты.
Реализация дифференцированного подхода, индивидуализация обучения. Использование компьютера как дидактического средства, а также для диагностики и контроля знаний, умений, навыков.
Конструирование урока с учетом использования информационных технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения целей обучения.
Создание информационно-образовательной среды. Овладение учащимися компьютером - одна из ключевых компетенций для их будущей профессиональной деятельности
Технологические карты образовательного процесса
В технологической карте образовательного процесса, используемой для управления учебной деятельностью, предусматривается планирование системы уроков по теме или разделу.
Технологическая карта образовательного процесса содержит следующие структурные компоненты:
· взаимосвязанные диагностируемые цели, позволяющие сделать вывод об их достижении;
· определение типов уроков в рамках изучаемого раздела;
· оборудование;
· деятельность учителя;
· формы контроля учителя;
· деятельность учащихся по реализации учебных целей и самоконтролю;
· домашнее задание.
Типология уроков
1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.
3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Технологические карты урока для учащегося
Рабочие тетради позволяют контролировать процесс формирования знаний по изучаемой теме урока и диагностировать уровень сформированное УУД.
Содержание технологических карт урока для учащегося соответствует структурным компонентам самоорганизации учебной деятельности (ориентировочно-целевой, диагностический, проектировочный, деятельностный, рефлексивный) и представлено в виде блоков.
1. Словарь темы, помогающий определить содержание темы и сформулировать цель урока, и целевой компонент — задание, предлагающее учащемуся в соответствии с обозначенной темой урок.
2. Задания, направленные на формирование умений планирования, закрепления основных понятий, повторение материала.
4. «Контроль и самоконтроль» — содержит дидактический материал, способствующий формированию умений самоконтроля: тестовые задания (взаимопроверка и самопроверка), практические работы (сопоставление с образцом), карты для самостоятельного контроля качества, разноуровневые задания, позволяющие диагностировать уровень и качество усвоения знаний и уровень умения самоконтроля учащегося.
4.«Рефлексия» — по итогам изучения темы урока учащемуся предлагается проанализировать содержание урока, сопоставить уровень собственных знаний и умений с определенной целью урока. Самостоятельно оценить уровень усвоения учебного материала поможет информационная карточка с правилами.
5. «Разноуровневые задания» - проверка степени усвоения знаний и умений:
Паспорт проектной работы
Формирование культуры проектирования как одного из компонентов технологической культуры — главная задача предмета «Технология». Учебное проектирование позволяет формировать умения решать возникающие проблемы, ставить цель, планировать и действовать соответственно плану, осуществлять самооценку и самоконтроль, работать в команде, проводить исследование, поиск и анализ разнообразной информации. Способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений - качество личности, которые позволяют личности быть успешной в современном мире.
При выполнении проектных работ предусмотрено оформление паспорта проектной работы учащихся.
Цель учебного проекта с позиции учащегося — это ряд возможностей: реализовать свой замысел самостоятельно, с учетом собственных сил (саморегуляция), проверить себя, свои способности, самореализоваться при демонстрации результата деятельности.
Классификации типов проектов:
• по доминирующей деятельности — исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности темы, выдвижение гипотезы, определение задач, выполнение исследования, эксперимент, анализ результатов, практико-ориентированный — нацелен на решение социально или личностно значимой задачи с заранее определенным продуктом, творческий - предполагает нетрадиционный подход к решению проблемы и оформлению результатов (театральная постановка, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. д.), ролевой — результат не всегда предсказуем;
· по содержанию — монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные, надпредметные;
· по характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;
· по количеству участников — персональные, групповые;
· по продолжительности — мини-проекты (срок выполнения укладывается в 1 урок), краткосрочные (4-6 уроков), среднесрочные (недельные), долгосрочные (годичные).
Этапы проектной деятельности :
I этап. Поиск и обоснование проблемы Учитель осуществляет управление ситуацией выбора: создает ситуацию формирования потребности и мотива выполнения проекта, участвует в обсуждении тем и целей проекта, стимулирует поиск новых решений. Учащиеся обсуждают темы проекта; учитывая свои личностные потребности и возможности, объективные обстоятельства, самостоятельно выбирают тему, формулируют цель. Для этого этапа характерно самоуправление и самоопределение учащихся.
Формируются положительная учебная мотивация, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативность.
II этап. Определение цели проекта Уточняются цели каждого конкретного проекта
Учитель помогает в формулировке цели проекта, если есть запрос учащихся.
Учащиеся могут самостоятельно сформулировать цель проекта.
Формируются функция самостоятельного целепо-лагания учащихся, самооценка умственных и физических способностей.
III этап. Составление плана реализации проекта
Учитель координирует состашгение плана, консультирует учащихся, стимулирует, советует, помогает, наблюдает.
Учащиеся самостоятельно составляют план выполнения проекта. Формируются умение планировать свою деятельность, самоконтроль, самооценка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|