Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета





Пояснительная записка

1.1 Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «ООШ № 15 » города Череповца.

По сравнению с авторской программой изменений нет.

Педагогические особенности обучения в данном классе.

Особенности обучающихся 5 класса обусловлены

1. переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;

2. переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

3. изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.



4. началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

1.3 Цели и задачи программы: Цели обучения:

· формирование представлений о составляю­щих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;

· освоение технологического подхода как универ­сального алгоритма преобразующей и созида­тельной деятельности;

· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и исполь­зования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осо­знанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами
труда;



· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображе­ния, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприим­чивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;

· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоя­тельной практической деятельности.

Задачи обучения:

· освоение технологических знаний, основ куль­туры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой дея­тельности по созданию личностно или общест­венно значимых изделий;

· освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологиче­ской, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).



В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

· культура, эргономика и эстетика труда;

· получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

· основы черчения, графики и дизайна;

· элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

· знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

· влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

· творческая, проектно-исследовательская деятельность;

· технологическая культура производства;

· история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

· распространённые технологии современного производства.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.

Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.

Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.

При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

1.5 Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

¾ индивидуальные;

¾ групповые;

¾ индивидуально-групповые;

¾ фронтальные;

¾ лабораторно-практические, практические работы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

· трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

· умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

· навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:

· с основными технологическими понятиями и характеристиками;

· технологическими свойствами и назначением материалов;

· назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

· видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

· видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

· с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

· со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

· рационально организовывать рабочее место;

· находить необходимую информацию в различных источниках;

· применять конструкторскую и технологическую документацию;

· составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

· выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

· конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

· выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

· соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

· осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;

· находить и устранять допущенные дефекты;

· проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

· планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

· распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

· понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

· формирования эстетической среды бытия; В развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

· получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

· организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

· создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

· изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

· контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

· выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены;

· оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

· построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

1.7 Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «ООШ № 15» на 2015-2016 учебный год на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, ито­го 68 ч за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.

2. Учебно-тематический план

№ п/п Разделы, темы Количество часов Из них
Практические работы Проектные работы  
Проект­ная дея­тельность на уроках «Техноло­гии»      
Кулинария
Оформление интерьера  
Создание изделий из текстильных материалов    
4.1 Элементы материаловедения    
4.2 Швейные ручные работы.  
4.3 Элементы машиноведения.  
4.4 Проектирование и изготовление швейных изделий.  
Художественные ремесла
  ИТОГО

Содержание программы

Проект­ная дея­тельность на уроках «Техноло­гии» (2ч)

Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Практические работы Выполнение эскизов проектов.

Кулинария (16ч)

Санитария и гигиена

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хра­нению продуктов и готовых блюд. Правила мытья по­суды. Безопасные приемы работы на кухне.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различ-

ных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Здоровое питание

Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведе­ния о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству вита­минов в различных продуктах. Работа с пищевой пи­рамидой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.