Сделай Сам Свою Работу на 5

Конфликт как социальное взаимодействие субъектов





Содержание

Введение……………………………………………………….…………………3

Глава 1. Общая характеристика конфликтов и гендерных конфликтов…….4

1.1 Классификация конфликтов по различным основаниям…………….4

1.2 Конфликт как социальное взаимодействие субъектов………………8

1.3 Виды и сферы проявления гендерных конфликтов…………………12

Глава 2. Структура тестов. Математико-статистический анализ…………....17

2.1 Описание теста Томаса «определение стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению» и теста на оценку уровня конфликтности личности……………………………………………………….17

2.2 Обработка тестов методом математико-статистического анализа....18

Заключение………………………………………………………………………21

Приложение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………...27

Введение

Актуальность: В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук, взаимодействия



Темой данной работы является исследование гендерных моделей поведения людей в конфликтных ситуациях.

Объект исследования: конфликтные ситуации

Предмет исследования: гендерные модели поведения в конфликтных ситуациях

Целью данного исследования является выявление типичных моделей поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.

Для этого ставятся следующие задачи:

1) Дать теоретический анализ конфликта и его видов.

2) Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы.

3) Описать способы взаимодействия в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.

4) Исследовать гендерные модели поведения в конфликтных ситуациях с помощью методики Томаса для определения стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению и теста на определение оценки уровня конфликтности личности и описать.



5) Проследить и выявить с помощью t-критерия Стьюдинга, u-критерия Манна-Уитни, различия в гендерных моделях поведениях.

Гипотеза: Преобладающая модель поведения в конфликтных ситуациях у юношей и у девушек различна. У мужчин по сравнению с женщинами более выражено агрессивность, девушки в свою очередь склонны к компромиссу.

Для подтверждения данной гипотезы были использованы методики Томаса для определения стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению и теста на определение оценки уровня конфликтности личности.

Для обработки полученных в ходе исследования данных использовался несколько методов математико-статистического анализа – t-критерий Стьюдинга, u-критерий Манна-Уитни.

В исследовании приняло участие 37 человека-19 девушек и 18 юношей в возрасте 18-20 лет.

Глава 1.Общая характеристика конфликтов и гендерных конфликтов.

1.1Классификация конфликтов по различным основаниям.

Во всех науках, имеющих дело с множеством разнородных объектов, возникает проблема типологии. В социальных и гуманитарных науках эта проблема наиболее сложна, т.к. во-первых, практически невозможно проводить чистые эксперименты (в отличии от естественных наук), во-вторых, имеются трудности методологического характера.

Однако проблема есть, и попытки построения типологии конфликтов были и остаются в поле зрения многих социальных исследователей. Анализируя их взгляды, можно прийти к одному бесспорному утверждению – произошел отказ от поиска единой типологии как полного и однозначного отображения любого конфликта, что предполагает признание множества типологий.



После вызревания и начала открытого столкновения сторон каждый конфликт начинает развиваться по своим собственным законам. Динамика и тенденции развития конфликтов определяются целым рядом факторов: степенью сложности причин и условий их породивших; силой эмоциональных переживаний участников; степенью решимости сторон добиваться достижения своих целей; реальными возможностями удовлетворения претензий сторон; наличие материальных, финансовых, организационных средств у сторон; готовностью участников идти на уступки друг другу; вмешательством внешних факторов и другими. (1)

Классификация конфликтов очень важна, т.к. она дает возможность ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Исследователи выдвигают различные подходы к классификации конфликтов. Так, социологи обращают внимание, прежде всего, на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри – и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики. Для управленческой конфликтологии характерен свой подход – более отчетливо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования и т.д.

Многие ученые-исследователи типологизируют конфликты с помощью системного подхода. Согласно этому подходу, действия системы и ее компонентов, направленные на достижение цели с применением определенных средств, есть не что иное как осуществление функций системы, которые они направляют на достижение системных целей.

Изучение структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальных систем, предпринятое представителями структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон, К.Дэвис и другие), привело к созданию различных типологий структур и функций систем, так или иначе связанных с конфликтами. Т.Парсонс выделяет четыре обязательных требования к системе: адаптация к внешним объектам; целеполагание; поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы (интеграция); выполнение институциональных нормативных предписаний. В отличие от Т.Парсонса Р.Мертон сосредоточил внимание на дисфункциональных явлениях, возникающих вследствие противоречий и напряжений в социальной структуре. В своей работе «Социальная структура и аномия» он выделяет пять типов приспособления индивидов в обществе (конформизм, инновация, ритуализм, ретриатизм, мятеж). Отклонение от каждого из этих типов означает неизбежность конфликта либо с властью, либо с так называемой репрезентативной группой. Деление конфликтов на внутри – и внесистемные имеет познавательное и практическое значение.

Особенно важна трактовка внутрисистемных социальных противоречий конфликтов. Л.Козер считал, что общества можно разделить на «ригидные» (закрытые) и плюралистические (открытые). В ригидных обществах большие группы разрешают свои интересы через революционное насилие, в плюралистических же существует возможность решения конфликта через разнообразные социальные институты. Представляют интерес в этом направлении и взгляды Э.Гидденса. По его мнению, каждый отдельный тип общества характеризуется плюрализмом форм господства и эксплуатации, которые не могут быть сведены к единому классовому принципу. Наряду с классовой эксплуатацией существуют другие виды эксплуататорских отношений: между государствами; между этническими группами; между мужчинами и женщинами (эксплуатация по половому признаку). Таким образом, внутрисистемные противоречия могут лежать в основании типологии конфликтов.

Согласно общей теории конфликтов К.Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов; групп; организаций. Для этих уровней обусловлена и соответствующая типология: конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; конфликты между индивидуумом и организацией, группой и т.д. В общей теории конфликтов А.Рапопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор. Война – бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных средств. Игра – разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам: результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор – используются только мирные средства; цель- достижение согласия с другой стороной.

Интересную типологию конфликтов предложил профессор Иельского университета Роберт Даль (р. 1915г.). По его мнению, конфликты подразделяются на:

• биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – в зависимости от числа

противостоящих участников конфликта;

• кумулятивные (усиливающиеся) и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава

участников конфликта;

• конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – в зависимости от степени или уровня антагонизма участников.

Под поляризациейпонимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, между которыми мирными средствами противоречие неразрешимо. Сегментация– это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.

В конфликтах, которые не затрагивают основ общественно-политического устройства, действия сторон могут разворачиваться в рамках институтов существующей политической системы. Практически такие конфликты развиваются на основе своеобразного соглашения сторон, и их результатом может стать компромисс, т.е. новое социальное соглашение.

В целом, конфликты можно классифицировать по различным основаниям: причинам; составу сторон; динамике развития; формам действия сторон; социальным целям и последствиям.

Наиболее распространенные классификации конфликтов, основаны на таких критериях, как: стороны конфликта; характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; направленность конфликта; временные параметры конфликта.

В зависимости от сторон, конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные; внутригрупповые (между личностью и группой); межгрупповые; международные и т.д. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликтов, они могут делиться на: материальные, статусно-ролевые, духовные. По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, которые возникают между партнерами, коллегами; вертикальные – между подчиненными и начальством. По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные, быстротечные, длительные (государственные, национальные, религиозные).

По критериям результативности конфликты делятся на два типа:

• конструктивные, нормальные, позитивные, где группы сохраняют свою целостность, а отношения

между членами группы носят характер сотрудничества, кооперации;

• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованный характер в форме противостояния, борьбы. (2)

Конфликты различаются между собой также по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты-цели), по скорости; типам (когнитивные и мотивационные); по «механизму» их разрешения; по сложности и важности. Когнитивными ученые называют конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа в мотивационное, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон. В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между сторонами конфликта могут быть двух типов: радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методологический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений.

Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основных черт, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

Конфликт как социальное взаимодействие субъектов

Среди основных качеств конфликтного взаимодействия ученые-исследователи называют следующие:

конфликт, как и консенсус, есть одно из свойств общественных отношений; конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой напряженностью и другими патологическими явлениями; конфликт есть не только внутреннее состояние человека, но и внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне форма человеческого поведения; конфликт – не просто состояние психической напряженности, а особое эмоциональное состояние, которое характеризуется преобладанием негативных эмоций, пронизывающих и психику, и действия конфликтных сторон. Именно этим признаком конфликт отличается от близких к нему по форме, но иных по существу, видов социального взаимодействия, таких, как соревнование, конкуренция, спортивные состязания и т.п.

В целом, конфликт всегда есть некоторое состояние тех или иных социальных взаимоотношений, которые и выступают в качестве его общей основы. Однако при всей своей распространенности конфликт все же представляет собой явление временное. Следует учитывать, что в качестве постоянного состояния общества все же выступает согласие, партнерство, сотрудничество, дружеские и любовные отношения.

Необходимо также отметить, что конфликт может выступать не только как средство для достижения цели, но и заключать «в самом себе цель и содержание». Впервые на это обратил внимание Г.Зиммель. Так, различного рода хиппи, панки, фанаты и иные группы часто устраивают демонстрации протеста, хулиганские действия ради самого протеста, демонстрации девиантного (от позднелат. – deviatio - отклонение) поведения, которое может носить и конфликтный характер. К девиантному поведению относится не только негативное поведение. Часто к нему относят стремление к новому, решительность в преодолении консервативных традиций, различные виды научно-технического и художественного творчества. Однако новаторство одних нередко оборачивается непониманием со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.

Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок и целей. За многие века, выработанное «золотое правило», где человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, терпимость, добрую волю, справедливость и т.д., указывает на то, что он должен строить свои отношения на взаимном доверии, надежности в словах и на деле.

Известно, что всякие взаимоотношения (как деловые, так и сугубо личностные) эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, партнерстве, обоюдном стремлении к разрешению противоречий и конфликтов. Практика же показывает, что так не всегда бывает в реальной жизни. Каждый человек, каждая людская общность сталкивается с трудно разрешаемыми проблемами, разного рода ограничениями.

Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущие ему отношение к партнерам, которое может порождать противоречия и напряженность, непримиримость и вражду.

Как отмечалось выше, в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой.

Внутриличностный конфликт –в этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющие одной или той же личности; в этом случае мы имеем дело с конфликтно - генным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

Межличностный конфликт– это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не

совместимых в какой-то конкретной ситуации. Противоречия могут возникать в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д. Конфликт между индивидами может

возникнуть из-за собственности, а может и из-за того, что люди не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в мелочах. Люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности:

• противоборство людей происходит непосредственно здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;

• здесь проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;

• являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других особенностей;

• отличаются высокой эмоциональностью;

• затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны.

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий. Противоречия, возникающие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. Например, вопрос лидерства в учебной группе между студентами. Для

возникновения конфликта необходим повод, который активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать любые обстоятельства вплоть до участия третьей стороны. В данном случае поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого студента.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом конфликта считается то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы субъектов.

Причины межличностных конфликтов могут быть самыми разнообразными в зависимости от сферы проявления. Так, в организации конфликты могут возникнуть из-за противоречий в области распределения ресурсов, неудовлетворительных коммуникаций, различия в целях, индивидуально-психологических особенностей, социально-психологических явлений (статус, роль, позиция и т.д.). В семье – из-за ограничения свободы, активности и действий, девиантного поведения одного или нескольких членов семьи,

наличия противоположных интересов и т.д.

Групповые конфликтыпредставляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Выделяются два основных типа групповых конфликтов: внутригрупповой (или конфликт «личность – группа»); межгрупповой (или конфликт «группа-группа»).

Внутригрупповой конфликт(между личностью и группой) возникает тогда, когда эта личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным конфликтом, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней имеются формальный и/или неформальный лидер и т.д. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений или отличаются некоторыми особенностями. Первая особенность – связана со структурой конфликта, конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Вторая особенность - отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. Причины же непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Причины конфликтов, возникающих между личностью и группой всегда связаны: с нарушением ролевых ожиданий; с неадекватностью внутренней установки статусу личности; с нарушением групповых норм. Третья особенность – находит свое отражение в формах проявления данного конфликта - применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т.д.

Межгрупповой конфликт(между группами) выражается в столкновении противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей, целей различных групп. В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Укажем на три важнейшие условия протекания конфликта:

- пространственно - временные: место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено;

- социально - психологические: климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения;

- социальные: вовлечённость в противоречие интересов различных социальных групп (половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.