Сделай Сам Свою Работу на 5

Развития индивида, личности, индивидуальности





По мнению Ананьева Б.Г., выделение ребенком себя из пространства внешнего мира связано с двумя моментами [9, по Кулагиной И.Ю.]:

а) развитием зрительного пространственного различения;

б) развитием «собственного пространства» тела ребенка.

Последнее проходит путь от «ротового «пространства к «зрительно-ручному» пространству, от него – к пространственному перемещению со значительным расширением носа и перспективы зрения. С этой эволюцией «собственного пространства тела «резко изменяется способ отделения вещи от среды. С выделением вещей из окружающей среды, с их опробованием в действиях ребенка происходят одновременно два процесса: как распознание форм, величин, плотности, фактуры и других качеств вещей, так и отделение себя как цельного пространственно-обособленного тела от остальных вещей. Подобное выделение «себя» из среды других вещей еще не есть, конечно, осознание себя в качестве субъекта деятельности или особого «организма».

Далее автор отмечает – общеизвестно, что ребенок довольно долго говорит о себе в третьем лице. Действительно, о себе как о «я» ребенок начинает говорить довольно поздно. Из этого общеизвестного факта нередко делается вывод, что ребенок самого себя еще не осознает, что рефлексия в целом еще отсутствует.



Несомненно, что на этой стадии субъективного развития ребенок не осознает еще себя как субъекта деятельности, но это не значит, что нет никакой более ранней и первичной формы самосознания.

Л.С. Выготский анализировал проблему развития самосознания в общефилософском плане. Он говорил о том, что каждая функция культурного, по Выготскому, ребенка отмечается в двух планах, сначала в социальном, затем в психологическом, сначала между людьми, а потом внутри ребенка. Процесс формирования какой-либо функции должен опираться на опыт человечества [6].

Однако Л.С. Выготский, рассматривая личность как социальное явление, отмечал, что «решающим моментом развития личности ребенка в раннем возрасте является осознание своего «Я».

Новым этапом в разработке теории сознания является концепция А.Н. Леонтьева и его школы. «Сознание – это не мышление + восприятие + память + умения и даже не все эти процессы вместе взятые + эмоциональные переживания. Сознание должно быть психологически раскрыто не как знание только, но и как отношение субъекта к миру». Вводятся такие понятия, как «личностный смысл» = «значение-для-меня», являющийся базовой единицей в развитии личности.



Внедрение в миры человеческий и предметный подразумевает активную деятельность ребенка по овладению культурным опытом.

Усвоение ребенком социального опыта создает условия в нем для развития личностных качеств ребенка: самосознания, самооценки, мотивов и потребностей. Ребенок, входя в мир социальных отношений, опирается на прошлый опыт поколений. Ведь «человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, теряет свое «имя» и в известном смысле лишается своего «Я».

Божович Л.И. ввела понятие «внутренней позиции ребенка», отражающей отношение к своей социальной роли, характер стремлений, потребностно-мотивационной сферы. Очень важное место в развитии самосознания Божович Л.И. отводит осознанию собственного имени и личного местоимения «Я», а также важным новообразованием в личностном развитии ребенка она считает появление кризисных периодов. Стоит обратить внимание, что многие авторы указывают на социальную природу развития самосознания, а, значит, на важнейшую роль общения в личностном становлении маленького ребенка [16, по Обуховой Л.В.].

Проблеме развития общения детей со взрослыми и сверстниками посвящены работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Г.И. Капчеля. М.И. Лисина выделяет четыре формы общения в зависимости от преобладающих мотивов общения: деловых, где взрослый «выступает в качестве партнера ребенка, помощника и образца действия», и личностных, где «общение основано на потребности ребенка в признании и поддержке со стороны взрослого». Этот тип общения сосредотачивается на выявлении личностных свойств детей в целом, что расширяет сферу самосознания ребенка и познания им взрослых, а также является конечным результатом взаимодействия ребенка и взрослого. Запорожец А.В. и Лисина М.И. также считают, что самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков [13, по Мухиной В.С.].



Путем постижения общественно-исторического опыта, ребенок делает окружающий мир своим, т.е. присваивает его, а не адаптируется к человеческим предметам и явлениям, составляющим окружающий мир.

И.С. Кон считает, что социальная установка отношения личности к себе включает три компонента [23, по Реану А.А.]:

1) познавательный: знание себя, представления о своих качествах и свойствах;

2) эмоциональный: оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение;

3) поведенческий, т.е. практическое отношение к себе (производное от двух первых). По И.С. Кону «образ – Я» или как его еще называют «понятие – Я» и «Я-концепция» - это весьма сложное явление в психологии, оно не сводится только к простому осознаванию своих качеств [23, по Реану А.А.].

Некоторые психологи рассматривают самооценку как сочетание самосознания с группой факторов, без которых ее существование немыслимо. Под оценкой «Образа – Я» они понимают самопознание, причем всегда человек поступает и думает в соответствии со своими представлениями о себе, о своих возможностях – «Я – концепция» (С.Л. Соловейчик).

В своей работе А.Г. Спиркин рассматривает, что человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий [23, по Реану А.А.].

По А.А. Чесноковой самосознание представляет собой единство трех сторон:

1 самопознания;

2 эмоционально-ценностного отношения к себе;

3 саморегуляции.

 

В связи с этим самооценку понимают как структурное звено самосознания (Молчанова О.Н.), как его функцию (Бороздина Л.В.), как компонент самосознания, включающий оценку человеком самого себя, своих нравственных качеств и поступков (Лысенко Н.Н.), как особый объект познания [8].

 

В свете концепции В.С. Мухиной структура самосознания личности универсальна. Она считает, что самосознание развивается внутри социально обусловленной структуры, сложившейся исторически. А именно: имя собственное + личное местоимение, за которым стоит [13]:

- облик физический и индивидуальная духовная сущность человека;

- притязание на признание;

- половая идентификация;

- бытие в прошлом, настоящем и будущем;

- долг и права.

 

В процессе индивидуального развития личности, имя собственное становится первым кирпичиком в структуре личности, вокруг которого позднее формируется, как вокруг кристалла, осознаваемая человеком собственная сущность.

Для оказания психологической помощи детям, лишенным родительского попечения, В.С. Мухина ввела метод «идентификационной коррекции личности». Он включает непосредственно диагностику личности и коррекционные приемы работы с ребенком [13].

Анализ широкого круга искажений самосознания, выявляющийся в клинике аномалий личности, показал, что производящие их механизмы могут быть выведены из специфической структуры и взаимодействия аффективных и когнитивных процессов, участвующих в формировании «Образа-Я» и самооценки (Е.Т. Соколова).

С. Л. Рубинштейн указывал, что проблема психологического изучения личности «завершается раскрытием самосознанием личности». Подлинный источник и движущие силы развития самосознания и его компонентов, к которым относится и самооценка, С. Л. Рубинштейн видит в растущей самостоятельности индивида [23, по Реану А.А.].

Как отмечалось выше, ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, его личностный аспект, включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, «вбирающие» в себя эмоционально-ценностное отношение к себе. Так, по мнению В. Г. Абдрахмановой, «самооценка представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнение окружающих, но и на уровне собственных требований к себе» [9, по Кулагиной И.Ю.].

Психологическая помощь осуществляется в виде восстановления утраченного чувства личностной ценности, отказа от защитных механизмов самосознания через конструктивное поведение и общение.

Исследования Г.С. Инюшина посвящены исследованиям сущности конфликтов нравственности в составе концепции возрастной периодизации. Причиной их во всех случаях конфликтов типа «Я-Я», «Я-семья», «Я-группа», автор считает неудовлетворение потребности ребенка в признании [23, по Реану А.А.].

Конфликт, по мнению некоторых исследователей (Г.П. Щедровицкой, Р.Г. Надеждиной) является эффективным воспитательным средством, помогающим наладить взаимоотношения между детьми и сформировать адекватную самооценку, а также научить детей самостоятельно устанавливать нормы и правила поведения [5, по Эльконину Д.Б.].

Психологическое воздействие по В.В. Столину заключается в привлечении внимания к поведенческим и когнитивным аспектам семейных отношений. Главной «мишенью» коррекции является самосознание родителей. Столин В.В. различает два компонента самооценки – Я-образ и самоотношение [12, по Милославскому Ю.А.].

Проблемой отношения ребенка с социальным миром – взрослых и сверстников занималась в 70-90е года В.В. Абраменкова. Она изучала общение детей в группах и формирование личностно-смысловых отношений в ходе совместной деятельности и становление социальной позиции ребенка. То есть речь идет о принятии ребенком роли взрослого, например в ситуации длительной болезни матери старший ребенок, принимая его роль, начинает заботиться о младшем, а также отчетливо это проявлялось во время войны. [25, по Белинской Е.П.]

Выделение самооценки в качестве отдельного объекта психологического исследования чаще всего происходит путем разграничения в рамках самосознания двух аспектов: непосредственно знаний и самом себе и процессе их получения и про­цесса самооценки (в совокупности с относительно устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют единую Я-концепцию, которая звучит как совокупность всех представлений индивида о самом себе, связанная с оценкой представлений. Часть Я-концепции, связанная с отношением к себе, может называться самооценка, самоуважение, самопринятие и эмоционально-ценностное отношение к себе. Описательную часть Я-концепции обычно именуют «Образ «Я» или просто представление о себе.

За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом [23, по Реану А.А.]:

1. Образ «Я» - это непосредственно представление о себе.

2. Самооценка - аффективная оценка представления о себе, которая может быть мало интенсивной или интенсивной, т.к. конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Объектом самовосприятия и самооценки индивида может быть собственное тело, способности индивида, его отношения с окружающими и другие его личностные проявления. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое связанное с «Образом Я» обобщенное переживание. Такая обобщенная и относительно устойчивая самооценка является предметом анализа в большинстве исследований.

Обобщая представления о самооценке, И.С. Кон пишет, что самооценка является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок. Кон И.С. используя некоторые положения теории Ядова В.А. о диспозиционной регуляции социального поведения и понятие установка предлагает уровневую концепцию «Я-образа» как установочную систему. Установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим. Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные переживания связанные с самочувствием и эмоциональным отношением к себе. Средний уровень – осознание, самооценка отдельных свойств и качеств. Высший уровень – осознание цели жизнедеятельности и средств необходимых для достижения этих целей [23, по Реану А.А.].

Есть мнение, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.

Знание существующих типологий стилей мышления позволит определить свои особенности мышления и тем самым повысить свою аутопсихологическую компетентность.

Использование новых обучающих технологий на основе достижений акмеологический науки и развития современной компьютерной техники позволяет сделать резкий скачек в области образования. Специалисты, имеющие постоянную информационную подпитку, в большей мере обеспечены возможностью создания новой информации, отражающей их профессиональную деятельность и поддерживающих состояние "акмэ" – вершины их профессионального мастерства. Качественно новый уровень информационного взаимодействия позволяет использование мировой системы Интернет, обучающих игр, дистанционного и интенсивного обучения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.