Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретические аспекты психологии обучения и переподготовки взрослых людей





ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-психологическая работа с персоналом, его развитие являются наиболее важными и социально значимыми темами для психологов, работающих в области индустриальной (организационной) социальной психологии. Особое значение имеет изучение этих проблем в бизнесе, промышленности, педагогике, менеджменте, сфере обслуживания и других областях, где для продуктивной деятельности чрезвычайно важна объективная оценка деловых и профессиональных качеств специалистов.

Эффективность совместной деятельности во многом определяется оптимальной реализацией личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

В основе модели развития любой организации является коллективная компетентность, или «уровень образования», которым она обладает. Более того, при переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы все в сумме знали/ умели все» сменяет принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими». Новые информационные технологии вносят серьезные изменения в образовательные процессы. Доступ к глобальным сетям типа Интернета и т. п. резко расширяет и убыстряет процесс передачи знаний. Растет возможность прямых коммуникаций между преподавателями (тренерами, инструкторами) и слушателями, обучающимися.



Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Целью данной работы явилось изучение периодизации развития индивида, личности, индивидуальности, их актуальность в решении проблем образования.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:



1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Исследование и описание психологических основ обучения и переподготовки сотрудников организации,

3. Изучение обучения и переподготовки сотрудников на примере предприятия.

Объектомисследования является обучение и переподготовка сотрудников организации.

Предметом исследования данной работы является изучение периодизации развития индивида, личности, индивидуальности, их актуальность в решении проблем образования.

База исследования: исследование проводилось на базе ОАО ТЦ «Алтын», г. Санкт-Петербург.


ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретические аспекты психологии обучения и переподготовки взрослых людей

Являясь «активным делателем», взрослый человек как субъект обучения содержит основания своей деятельности внутри — в смыслах, потребностях, ценностях. Смыслы, потребности, ценности взрослого человека выступают как руководство и основной стимул к обучению. Важнейшее свойство, отражающее специфику субъекта, отражает его способность овладевать многообразием форм собственной жизнедеятельности. Данное свойство получило название субъектности. Субъективность — производное от специфики познавательных возможностей и способностей конкретного субъекта, является свойством не менее важным для организации обучения. Так как в обновлении информации и информационном поиске оказывается для взрослого человека одной из базовых, то проявление субъектности в познавательной деятельности органически присуще человеческому существу.



Содержание образования в системе обучения взрослых, развиваясь за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов, всегда носит открытый характер. Взрослый человек устанавливает особые связи с источниками учебной информации. Ему нужно дать большой и свободный выбор из широкого спектра литературы, программных продуктов, сориентировать на самостоятельный поиск информации поиск, при этом использовать современные база данных.

Представляется, что при обучении взрослых следует отказаться от «вторичных» источников типа хрестоматий. Принцип аутентичности (подлинности) в образовании в данном случае очень важен, поскольку взрослый человек способен на собственную интерпретацию первичных источников. Возможно, именно такая интерпретация и становится основным результатом обучения. Однако нельзя не учитывать, что обычно обучение взрослого человека осуществляется, когда существует дефицит личного времени, следовательно необходимо очень четко регламентировать процесс, при этом учитывать индивидуальные возможности и пожелания.

Умение учиться, которое не возникает само по себе подкрепляется наличием подлинно субъектной позиции в образовании в любом возрасте. Основные признаки субъекта, которые отличают позицию взрослости на данном этапе современного обучения, являются:

1) осознанание информационного запроса, которая выражается в понимании смысла и целей обращения к тому или иному образовательному содержанию и его источникам;

2) ангажированность, которая предстматривает добровольное созидательное включение в образовательный процесс;

3) способность к (само)рефлексии по поводу процесса, результатов обучения, содержания обучения;

4) критичность мышления, которая позволяет адекватно оценить и скорректировать ход обучения;

5) децентрированность и открытость мышления, рассмартивается в качестве способности принимать окружающую действительность, видеть иные точки зрения принимать множественность взглядов на мир;

6) интерпретативная культура, которая позволяет находить и предъявлять другим собственные смыслы, возникающие по мере освоения образовательного содержания;

7) самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;

8) умение учиться в системе межсубъектных отношений.

Аутопсихологическую компетентность определяют как способность и готовность к психической целенаправленной работе по саморазвитию, изменению поведенческих характеристик и личностных черт.

Аутопсихологическую компетентность характеризуется умением личности использовать и развивать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет преодоления непредвиденных обстоятельств, приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, создания волевой установки на достижение значимых результатов.

Аутопсихологическую компетентность считают результатом внутренней акмеологической деятельности, направленной на творческое саморазвитие личности, самопреобразование, самостроительство и самосозидание. Объектом психологической работы становятся собственные подструктуры личности, психические процессы и качества.

Развитие аутопсихологической компетентности происходит в интропсихинеском пространстве, которое включает интегративные параметры: целостные личностные образования (интересы, характер, способности), индивидуально-психологические различия психических процессов (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, время реакции, эмоциональной реакции и т. п.).

Понимание личностью преобладающего типа внутриличностной защиты позволяет сохранить позитивный образа «Я» при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире, ослабить интропсихический конфликт (напряжение, беспокойство).

В научной литературе самооценка рассматривается в тесной связи с такими понятиями, как: самосознание, образ «Я», уровень притязаний личности, «Я-концепция» и др.

Еще И.М. Сеченов определял предпосылки развития самосознания. Он отстаивал рефлекологический подход, утверждая, что и в основе «... явлений (самосознания) лежит ничто иное, как более или менее сложный рефлекс «. Он подчеркивал четкую генетическую связь процессов предметного сознания и самосознания [8, по Дубровиной В.Н.].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.