Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ





ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

Ростов-на-Дону

Министерство культуры Российской Федерации

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Политология»

 

ФГОС ВПО: 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»
Дата утверждения, № приказа 13 января 2010 г. № 3
Направление (шифр и название) 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) бакалавр
ООП ВПО (учебный план): 1.3. Вариативная часть
№ приказа, дата утверждения  
Профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»
Индекс дисциплины по учебному плану ООП Б.1.3.1.
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
Зачетных единиц            
Академических часов                
Аудиторная работа:            
Самостоятельная работа:            
Формы итогового контроля: зачет       зачет        
                     

 



Ростов-на-Дону

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «1»ноября 2012г., протокол №2.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовил:

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, кандидат исторических наук, доцент Кравец Алексей Ефимович

 

Рецензент:

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ Чернобровкина Наталья Игоревна

 

Рабочая программа дисциплины «Политология», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литератур), составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (вариативная часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности».



Содержание учебной дисциплины включает двенадцать разделов. Организация учебного процесса в рамках изучения данной учебной дисциплины предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, большое разнообразие образовательных технологий, включая ролевую игру и проектирование. Формой итогового контроля изучения учебной дисциплины является зачет.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа дисциплины………………………………………………..6

Учебно-тематический план……………………………………………………….7

Содержание учебной дисциплины………………………………………………8

Организация самостоятельной работы студента ……………………………..13

Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины

по разделам Учебной программы………………………………………………29

Образовательные технологии……………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………30

Материально-техническое обеспечение…………………………………………31

Показатели и критерии контроля по дисциплине………………………………31

Вопросы для семинарских занятий……………………………………………..35

Словарь основных понятий……………………………………………………….40

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета)……………………….42



Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………….44

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Рабочая программа дисциплины

 

«Политология»

 

для направления подготовки

071900 «Библиотечно-информационная деятельность»

 

Квалификация (степень) выпускника

"бакалавр"

 

Ростов-на-Дону


1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачидисциплины «Политология» определяются общегуманитарными и профессиональными аспектами подготовки специалистов в СПбГУКИ и состоят в формировании исторического сознания студентов на основе усвоения закономерностей отечественного исторического процесса в неразрывной связи с закономерностями и тенденциями мирового исторического процесса.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Учебная дисциплина относится к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла.

2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» на первом курсе в первом семестре, не представляется возможным требовать от студента владеть некоторыми общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины. При освоении данной дисциплины необходимы следующие требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин школьного цикла:

- основные этапы, тенденции и проблемы мировой и отечественной истории;

- знания в сфере географии;

- владение основными понятиями школьного курса «Обществознания»;

- иметь мотивацию к обучению, получению высшего образования;

- владеть основами компьютерной грамотности;

- уметь конспектировать научную литературу.

Изучение дисциплины основано на овладении студентом следующими компетенциями: ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-14.

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «Основы культурной политики», «История донского казачества», «Новейшая история зарубежных стран», «Религиоведение».

 

2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

«Философия», «Правоведение», «Психология», «Культурология», «Социология», «Отечественная история», «Новейшая история зарубежных стран», «Религиоведение», формирующими у студента умение самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу; применять философскую, историческую, культурологическую, социологическую, психолого-педагогическую терминологию; ориентироваться в историко-культурном пространстве; применять полученные теоретические знания о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, этапы исторического развития России и роль российского государства в истории человечества и в современном мире;

уметь самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу, в том числе на иностранном языке; применять историческую терминологию; квалифицированно анализировать современные социально-культурные проблемы общества;

владеть навыками применения полученных теоретических знаний о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности, навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности; основными методами научного познания.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и 144 академических часа.

 

Учебно-тематический план дисциплины «Политология»

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего час./ зач. ед. семестр В том числе, час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
лекции семинары Практ. зан. Малогрупов. зан. Инд. Зан.
1. Предмет и метод политологии.   - - - -  
2. Основные этапы истории политической мысли.   -        
3. Политика как социальное явление.   -        
4. Политический процесс.   - -        
Политическая власть.              
Политическая система общества.           Выступление на семинарском занятии участие в дискуссиях
Государство в политической системе общества.   -         Выступление на семинарском занятии участие в дискуссиях
Политические партии, движения и организации. Партийные системы.   -          
Политическая элита и политическое лидерство.   -         Выступление на семинарском занятии участие в дискуссиях
Политическое сознание и политическая культура.   -          
Международные отношения и внешняя политика государства.   - -          
Политическое прогнозирование   - -          
  Итого: 144/4          
  Итоговый контроль:                 зачет

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1.Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ

Политика как общественное явление. Политические отношения как сфера борьбы за политическую власть и ее осуществление. Политика и политическая наука. Развитие науки о политике.

Политическая жизнь общества как объект политологии. Содержание предмета политологии. Методология изучения политической жизни общества. Методы познания реальной политической действительности.

Статус политологии. Политология как научная и учебная дисциплина. Функции и принципы политической науки. Соотношение политологии и других общественных наук.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Методологические проблемы истории политических учений. Место политических теорий в становлении и развитии цивилизации. Роль принципа историзма в исследовании политических учений. Проблема периодизации истории политической мысли. Социальные факторы, обусловливающие характер и развитие политических теорий.

Периодизация истории политической науки. Древневосточная политическая мысль. Политические идеи античности: проекты идеального общества в “Государстве” Платона, анализ возникновения и функции государства в “Политике” Аристотеля.

Политические учения в средние века. Концепции двух государств: земного и божественного. Философские и политические взгляды Августина (“О граде божьем”) и Фомы Аквинского. Разработка Н.Макиавелли концепции государственной власти; отделение политического научного знания от теологии. Политическая идеология раннего утопического социализма (Томас Мюнцер, Томас Мор, Томазо Кампанелла).

Теории “естественного права”, “общественного договора” и “разделения властей” в политической мысли эпохи свободной конкуренции и буржуазных революций (Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Социалистическое и либеральное направления в политической мысли после буржуазных революций, их формирование и развитие. Западноевропейский либерализм и марксизм.

Политическая наука новейшего времени: методологические основы и школы. Политические доктрины современного Запада. Развитие марксистской политической теории.

Особенности становления и развития политической мысли в России. Экономические, политические и духовные условия развития политической мысли. Взаимосвязь и взаимообусловленность политических учений России и Западной Европы. Российская политическая мысль о проблемах государственности, власти и властных отношений. Особенности политических взглядов представителей революционного демократизма в России XIX в. Либеральные политические течения начала XX в. Причины появления и особенности марксистской концепции и ее эволюция.

Особенности и разновидности течений в современной отечественной политологии. Дивергенция исходной методологической базы отечественной политологии в ходе ее становления. Влияние зарубежных политологических школ и возвращение к истокам отечественной политической мысли. Консервативное и либеральное направления в отечественной политической мысли. Марксистская традиция в политологии и борьба вокруг нее в современных условиях. Основные центры политических исследований и направления их деятельности. Значение политических теорий для стабилизации политического процесса в России.

Тема 3. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политика: история понятия, сущность, подходы к изучению. Законы социального детерминизма и политика. Характер, направления, задачи и виды политики.

Основные структурные звенья политики: политические отношения, политическое сознание, политическая организация. Функции политики.

Политика как система. Субъекты и объекты политики. Личность как субъект и объект политики. Цель, средства и результаты политики. Закон политической деятельности – несоответствие целей и результатов политики. Формы реализации политики. Логика политики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.