|
Зарождение национально-политического движения в Чувашии в начала ХХ века.
В начале XX века Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех десятков фабрично-заводских предприятий, но среди немногочисленного промышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистические промыслы находились еще в стадии мануфактуры и держались главным образом на эксплуатации надомников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролетаризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промышленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не было национальных партий. На территории края из всех политических партий России наибольшую активность в революционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели также работу выразители интересов мелкой буржуазии — социалисты-революционеры (эсеры).
Процесс политического и экономического развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-экономического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрации рабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководством революционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в революционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».
Важное значение в повышении революционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовского завода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходниками, работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ открыто стал восставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразования государственного строя, свободы печати... Простолюдины вместе с интеллигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки... читали разные прокламации и пели революционные песни...»
29. В 50—80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. В 50—60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. К 1970 было построено и введено в действие 26 крупных промышленных предприятий, в т.ч. чебоксарские хлопчатобумажный комбинат, заводы электроизмерительных приборов, тракторных запасных частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. В 1970 началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 — Чебоксарского завода промышленных тракторов. Эти же годы были примечательны усилением директивного характера экономических отношений. Реформы народного хозяйства не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. Недостаточно продуманным оказалось размещение промышленных предприятий. К концу 90-х гг. свыше 80% производственных мощностей оказалось сконцентрировано в Чебоксарах и Новочебоксарске. В сельских районах промышленность представлена в основном небольшими заведениями пищевой и деревообрабатывающей отраслей. Интенсивный рост промышленности приводил к значительной миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в городской местности, сужение функций чувашского языка. С начала 60-х гг. школы республики перешли к обучению учащихся с 5—7 классов на русский яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть русским языком, облегчило им учебу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного языка из образовательного процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у многих сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чувашской диаспоры. Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апреля 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. Уровень производства продолжал снижаться. С 1991 начался спад объемов производства в абсолютном выражении. Неудачные попытки коренного реформирования экономики страны, предпринятые в начале 90-х гг., привели народное хозяйство к системному кризису. В особо трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природными ресурсами и предприятиями по их переработке.
25Образование чувашской государственности проходило в сложных исторических условиях. Попытки вызвать этническую консолидацию путем создания первых нелегальных чувашских национально-демократических организаций (эсеров, Чувашского профсоюза учителей и деятелей просвещения и др.) были предприняты еще в период революции 1905—1907 гг. Во время первой российской революции представители новой чувашской интеллигенции выступали за ликвидацию царского режима, а в национальном вопросе пропагандировали идеи национально-культурной автономии —- право на обучение, издание национальных книг, ведение церковной службы и судебного дела на родном языке. Важными достижениями чувашского народа в конце XIX в. стало формирование единого литературного языка, развертывание книгоиздательского дела на родном языке. Начала издаваться первая легальная национальная газета «Хыпар» («Весть»), которая сыграла заметную роль в распространении и углублении идей объединения чувашей. В ходе начавшихся общедемократических процессов были созданы национальные организации.
С марта 1917 г. разворачивается процесс ускоренного подъема национального самосознания чувашей, происходит организационное оформление первых проявлений массового национального движения. В марте 1917 г. учреждается Чувашское национальное общество. Высокой социальной активности достигли в 1917 - первой половине 1918 г. чувашские военные организации, однако, они не смогли осуществить решение национального вопроса. С развитием идей национально-государственного строительства, особенно в связи с объявлением о создании Татаро-Башкирской республики военные организации направляют свою деятельность на решение задач создания чувашской государственности. Однако их национально-освободительные устремления вплоть до конца 1918 г. не выходили за рамки требований предоставления расширенной национально-культурной автономии. Произошел конфликт и в самих организациях: силами Центрального Чувашского Военного Совета была закрыта газета «Хыпар» - орган Чувашского национального общества. Таким образом, в консолидации чувашского народа, в решении вопросов его культурно-национальной автономии большую роль сыграли национальные съезды 1917 г., способствовавшие развитию у чувашей чувства национального единства. Были осуществлены практические шаги по образованию чувашских национальных обществ, по созданию газет на родном языке, выдвижению единого общечувашского национального списка кандидатов в депутаты Учредительного собрания.
Начавшаяся летом 1918 г. гражданская война приостановила национально-государственное строительство в Среднем Поволжье. Только после образования в марте 1919 г. Башкирской республики подготовкой создания своей автономии занялись татары и чуваши.
Следует отметить, что Чувашский Комиссариат при Казанском губернском совете и Чувашский отдел при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР проделали большую работу в упорядочивании деятельности послевоенных национальных организаций. Активно способствовали разрешению общенациональных задач съезды: рабоче-крестьянский, чувашских учителей, учащихся и др. Были образованы Центральный чувашский совет по народному образованию, Центральная чувашская библиотека. Разрешение национального вопроса для многих было приоритетнее, чем социальные и политические трансформации.
Уже в начале 1920 г. на рассмотрение Коллегии Наркомнаца был представлен подготовленный руководителем его Чувашского отдела Д.С.Эльменем «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу». Состоявшийся в феврале 1920 г. I Всероссийский съезд чувашских коммунистов принял «Положение об организации Чувашской трудовой коммуны. В основу первого проекта Чувашской автономии, таким образом, его разработчиками был положен этнический принцип, несмотря на высокую степень территориальной раздробленности чувашского населения в Средневолжском регионе. В мае-июне 1920 г. решение вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу в Москве затормозилось, у отдельных чиновников центральных органов возникли сомнения относительно целесообразности ее создания, якобы «.из-за отсутствия национальной культуры у чувашей и убыстренного процесса их обрусения». 24 июня 1920 г. было принято решение об образовании Чувашской автономной области. Поскольку ЦК изначально был против образования исключительно однонациональной (только чувашской) по составу автономии, проект был существенно скорректирован, в область были включены русские волости. Но автономное образование по национальному составу населения получилось почти однородным, так как чуваши составляли в нем 85%.
Чувашская автономная область, как административная единица, стала началом развития национальной государственности чувашского народа. В условиях автономной области чувашам была предоставлена широкая возможность перестроить работу всех государственных, общественных, хозяйственных и культурно-просветительных учреждений и организаций с учетом особенностей жизни и быта коренного населения. На этой основе широкие массы трудящихся вовлекались в дело государственного, хозяйственного и культурного строительства, а местные органы укреплялись кадрами управленцев.
Пятилетний период существования Чувашской Автономной области до преобразования ее в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику был периодом создания всех необходимых предпосылок для преобразования области в республику. Восстановление народного хозяйства, развитие культуры, подготовка кадров, необходимых для управления республикой, дальнейшее расширение территории и увеличение численности населения области - вот предпосылки, которые позволили преобразовать область в республику, перейти от автономии административной к политической.
В период с 1920 по 1924 г. руководители Чувашской АО провели основательную научную и политико-организационную подготовительную работу по преобразованию области в республику. При этом предполагалось почти двойное расширение ее площади за счет присоединения некоторых «чувашских» территорий соседних Нижегородской губернии (часть Васильсурского уезда), Татарии (часть Буинского кантона), Симбирской губернии (включая Симбирск как планируемый центр будущей республики) и Мелекесского района Самарской губернии. Однако данный проект преобразования АО в АССР, представленный во ВЦИК РСФСР в 1924 г., был отклонен с серьезными замечаниями, и только после ряда согласований 21 апреля 1925 г. было решено преобразовать Чувашскую АО в республику.
26К концу Гражданской войны отношения между властью и крестьянством обострились до предела, что проявилось в многочисленных крестьянских восстаниях по всей стране. Сопротивление крестьян определило отказ советского правительства от политики «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Крестьянство Чувашии с одобрением встретило переход к нэпу. В резолюции, вынесенной I областной беспартийной конференцией крестьян Чувашской АО (апрель 1921 г.), подчеркивалось, что «замена продразверстки продналогом отвечает самым насущным требованиям крестьян, эти мероприятия действительно облегчают наше положение».
В условиях ожесточенной борьбы за существование, развернувшейся в голодные 1921-1922 гг., население автономной области, согласно информационным бюллетеням Чувашской обчека, демонстрировало полное равнодушие и безразличие к РКП(б), не встречая от нее в должной мере необходимой поддержки.
С преодолением голода отношение населения к советской власти и РКП(б) улучшилось, и в целом, их авторитет в первой половине 1920-х годов был довольно высоким, а политическое состояние деревни - устойчивое. В пользу этого довода свидетельствуют многие факты.
Был высоким среди населения и авторитет лидеров партии. Ни на одном из митингов или демонстраций не присутствовало столько народа, сколько в траурных процессиях в январе 1924 г. по случаю смерти Ленина, на которых крестьяне демонстрировали искреннее сожаление потерей вождя. Постоянно рос поток крестьянских заявлений с просьбой принять их в партийные ряды.
В определенной степени улучшению отношения населения к РКП(б) в первой половине 1920-х годов способствовала чистка партии.
В то же время в материалах спецслужб подчеркивалось, что отношение крестьянства к коммунистической партии различно и зависит от принадлежности к той или иной социальной группе.
Если говорить в общем, то обострение недовольства коммунистической партией со стороны основной массы населения всегда происходило в условиях ухудшения экономического положения.
Дело в том, что большая часть крестьянства отрицательно относилась к религиозной политике правящей партии, распространяя это недовольство и на самих членов РКП(б). Так, во второй половине июля 1924 г. широкое распространение получили разговоры, что стихийные бедствия насылаются на них Богом из-за «неверия коммунистов». Более того, в Цивильском уезде были зафиксированы 4 случая угроз и избиения отдельных членов партии. Подобные взгляды о взаимосвязи несчастий и антирелигиозной политики советской власти и коммунистов имели чрезвычайно широкое распространение и в последующие годы.
В отличие от уездных комитетов РКП(б), обладавших большим авторитетом, не пользовались доверием населения волостные ячейки партии, подверженные тем же порокам, что и низовой советский аппарат (пьянство, дебоширство, растраты, взяточничество, грубость и др.).
Особое место в общественно-политической жизни деревни занимали перевыборы Советов, в ходе которых наиболее отчетливо проявлялись настроения крестьянства и значительно обострялись социальные конфликты между различными группами населения. Если избирательные кампании первой половины 1920-х годов характеризовались низкой активностью избирателей, то вторая половина десятилетия ознаменовалась заметным повышением политической активности крестьянства, особенно его зажиточных слоев. В 1925 г. Чувашским отделом ОГПУ был зафиксирован целый ряд выступлений с агитацией против коммунистической партии.
На активизацию политической активности зажиточных слоев деревенского социума власть ответила мобилизацией бедноты и резким расширением контингента лиц, лишенных избирательных прав. Избирательная кампания 1927 г. сопровождалась усилением администрирования и фактическим отходом от первоначального курса на демократизацию, что, в свою очередь, отразилось на настроениях крестьянства. Навязывание кандидатов избирателям в виде предварительно одобренных собраниями бедноты и партийными и комсомольскими ячейками списков вызывало массовые протесты населения. Резкое недовольство навязыванием кандидатов выражали и делегаты волостных съездов Советов, которые, по идее, должны были быть настроены более благожелательно к советской власти и коммунистической партии.
В определенной степени крестьяне интересовались вопросами внутрипартийной борьбы. Слабо осведомленное о ней, население не делало конкретных выводов, отмечая лишь, что «что-то творится неладное в Москве» или «по всей вероятности, что-то должно быть и потому заменяют передовых вождей ВКП(б)»[. Существовало большое количество версий происходивших в Москве событий: что в ЦК шла борьба с евреями, что Троцкий - сторонник крестьян и поэтому его ЦК ненавидит, о новой революции к десятой годовщине Октября. Сводками ОГПУ зафиксированы факты как положительного, так и негативного отношения к оппозиции, отмечались в деревне и единичные случаи злорадства по поводу отсутствия единства в партии. Несравненно больше население интересовали вопросы войны и мира. Перманентный характер носили слухи о скорой войне с капиталистическими державами. На них можно было бы не обращать внимания, если бы они не влияли на настроения крестьянства. Слухи сопровождались угрозами, что, когда начнется война, всех коммунистов и комсомольцев перевешают или перережут. В результате, бедняки отказывались от избрания их председателями сельсоветов, комсомольцы покидали ряды ВЛКСМ, дети выходили из пионерских организаций и переставали ходить в школу, население опасалось вступать в колхозы, усиливалось посещение церквей, повсеместно наблюдались «пораженческие настроения». В целом, население было довольно единодушно в оценках, что в случае войны «коммунистам несдобровать», что «коммунистам будет конец» .
Подводя итоги, необходимо отметить, что отношение населения Чувашии к коммунистической партии, в большей степени, определялось не идеологическими мотивами, а, главным образом. экономическими факторами. Поскольку в годы нэпа были созданы условия для развертывания хозяйственной инициативы крестьян, последовательно проводилось снижение размера сельхозналога, оказывалась продовольственная и семенная помощь в неурожайные годы, авторитет советской власти и коммунистической партии был высоким и политика советского государства в аграрной сфере в целом, несомненно, вызывала одобрение крестьянства. И хотя недовольных властью и правящей коммунистической партией было много, особенно политикой в области налогообложения, ценообразования, лесоснабжения, вероисповедания, вплоть до конца 1920-х годов политическое состояние деревни было достаточно устойчивым, не вызывающим серьезных опасений.
27Коллективизация сельского хозяйства представляла собой объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства. Этот многосложный процесс протекал неравномерно на разных этапах отечественной истории.
В Чувашии действовали объективные факторы, тормозившие процесс коллективизации сельского хозяйства: малоземелье и аграрное перенаселение; незначительное распространение до 1917 г. частновладельческого и монастырского землевладения; неземлеустроенность территории, наличие сложных общин; позднее восстановление сельского хозяйства по сравнению с другими регионами страны; низкая техническая оснащённость аграрного сектора; преобладание в социальной структуре бедняцких слоёв населения, обладавших большими налоговыми льготами; высокая занятость крестьян в кустарно-ремесленной промышленности; низкий уровень культуры местного населения; малочисленность сельских партийных организаций; слабое развитие цензовой промышленности. В результате процесс коллективизации протекал в республике медленнее, чем в большинстве районов страны.
В 1937 г. коллективизация сельского хозяйства Чувашии в основном завершилась. Обобществление сельскохозяйственного производства было направлено на его интенсификацию, совершенствование технологии возделывания зерновых культур и производства животноводческой продукции. Коллективизация обеспечила преодоление натурального характера крестьянского хозяйства, значительно повысила товарность аграрного сектора экономики. Формирование колхозной системы осуществлялось в рамках общих масштабных социально-экономических и культурных преобразований в стране. Созданная в результате переустройства деревни колхозная система стала важным звеном государственного регулирования развития сельского хозяйства и трансформации уклада жизни крестьянства. Высокие мобилизационные возможности колхозов обеспечили условия для проведения форсированной индустриализации, организации снабжения армии и тыла продовольствием в годы Великой Отечественной войны.
28Невелика по территории Чувашская Республика. Если взглянуть на карту страны, то по сравнению с другими она вроде бы совсем и незаметная. Однако вклад чувашского народа в общую борьбу за свободу, честь и независимость Родины оказался немалым. С самого первого дня, с 22 июня 1941 года, когда полчища гитлеровцев обрушились на нашу страну, Чувашия вместе со всей страной встала на ее защиту. За четыре года войны чувашский народ на борьбу с врагом послал более 208 тысяч лучших своих сыновей и дочерей - пятую часть населения республики. Во всех сражениях, больших и малых, как начального периода войны, так и завершающих, на территории стран Европы, включая Германию, в одном ряду с воинами других народов и национальностей страны сражались и уроженцы Чувашии. Где бы ни шла схватка с врагом, всюду среди сражающихся были наши земляки. В 1941, отступая от границы и при этом оказавшись в окружении, многие, объединившись в партизанские отряды, повели борьбу с врагом в его тылу. Военная судьба привела некоторых в ряды подпольщиков, и они доступными им методами и средствами наносили немалый урон фашистским гарнизонам. Известны десятки случаев, когда уроженцы Чувашии, бежав из плена, продолжали схватки с врагом в рядах французских, итальянских партизан. Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. Более 80 уроженцев нашей республики удостоились этого высокого звания. За годы Великой Отечественной войны военными и другими органами нашей республики было подготовлено более 75,5 тысячи бойцов, в том числе 13658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, истребителей танков, многие из которых также пали смертью храбрых на поле боя. Только в 1942-1943 годах в женских комсомольско-молодежных подразделениях было подготовлено свыше 11,5 тысячи телефонисток, радисток и других специалистов для фронта. Более тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста. В годы войны в Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 - с начала июля 1941 года. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Трудящиеся Чувашии оказывали фронту и другую помощь. На территории республики за годы войны было сформировано несколько стрелковых дивизий. В сформированной в 1941 году 324-й стрелковой дивизии более четверти состава было призвано из нашей республики. Дивизия участвовала в разгроме гитлеровских полчищ под Москвой, с боями дошла до Кенигсберга. В ноябре 1941 года, в разгар боев под Москвой, в республике нашла широкую поддержку инициатива по сбору средств в фонд обороны и на строительство боевой техники для фронта. Рабочие Канашского вагоноремонтного завода построили два бронепоезда, которые были переданы прибывшим с фронта воинам. Труженики Чувашии за годы войны в фонд обороны и на строительство боевой техники внесли 115,6 млн рублей, приобрели государственных займов на 502 млн рублей. Население республики не оставило в беде и тех, кто с приближением фронта был вынужден покинуть свой родной очаг и эвакуироваться в восточные районы страны. Всего Чувашией было принято 70,5 тысячи человек, прибывших из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской, Смоленской и некоторых других областей. Чувашия активно участвовала в восстановлении народного хозяйства областей, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, направляя туда тысячи тонн семян зерновых культур и картофеля, более 17 тысяч голов скота и рабочих лошадей. В освобожденные районы Украины, Белоруссии, Московской, Смоленской, Курской областей направлялся лес для строительных работ. В Сталинград, Донбасс выехали из республики тысячи юношей и девушек на восстановление разрушенных войной заводов, домов и шахт.
31Даже самая общая характеристика национального состава народонаселения региона показывает, что Среднее Поволжье, область являлась зоной активных, тесных и сложных этнокультурных контактов и взаимодействий. Естественно, что в результате этого взаимодействия сформировались общие пласты и типологически сходные элементы в различных сферах культуры.
Пётр Егорович Егоров (1731 — 12 мая 1789, Санкт-Петербург) — российский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада.
Около трёх с половиной десятка лет своей жизни Пётр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка — лучшие черты архитектуры русского классицизма.
Первый его проект — церковь в Пярну (Эстония) которая должна была стать образцом дпя строительства в Прибалтике православных храмов. Петр Егорович участвовал в проектировании, строительстве и ремонте Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Мраморного дворца и многих других зданий, украсивших Петербург. Но увековечила его имя знаменитая ограда Летнего сада. Именно П. Е. Егоров является автором ее проекта и постройки. Ограда отличается своей красотой и изяществом, в то же время — строгостью и простотой.
Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря его замечательным трудам, в первой половине XIX в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга, является национальной гордостью нашего народа. В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Кикин Петр Андреевич (1775 — после 1830), статс-секретарь по принятию прошений на Высочайшее имя. Образование получил в Московском университетском пансионе, а затем проходил военную службу и принимал участие, уже в качестве флигель-адъютанта, в войнах 1812—1814, после которых в чине генерала вышел в отставку. Внес предложение о сооружении храма Христа Спасителя в Москве. С 1816, став статс-секретарем, проявлял прямоту, честность и твердость характера. В 1820 вместе с дворянами-меценатами И. А. Гагариным и И. Д. Мамоновым осуществил замысел основания в С.-Петербурге Общества поощрения художников, которое стало предметом его забот и опеки.
В истории нашей страны Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) известен как первый чувашский этнограф, историк, писатель и просветитель. Выйдя благодаря содействию прогрессивных русских деятелей на всероссийскую арену, С.М.Михайлов первым в истории чувашей поднял могучий голос в защиту своего обездоленного народа, за его просвещение, за открытие школ для обучения детей на их родном языке.
Он неимоверными усилиями в середине XIX века заложил начатки грамотности среди чувашей. С.М.Михайлов не был педагогом-профессионалом, но путем глубокого изучения и обобщения народного педагогического опыта он внес радикальные предложения по организации обучения детей и молодёжи.
Как предшественник И.Я.Яковлева, основоположника и классика демократической педагогики чувашей, С.М.Михайлов создавал определённые условия для развития чувашской педагогики во второй половине XIX века. Богатейшее наследие, оставленное этим самоотверженным тружеником, безусловно, способствовало успешной деятельности выдающегося чувашского просветителя, педагога И.Я.Яковлева и его талантливых последователей.
Наследие С.М.Михайлова изучается учеными, используется в исследованиях по истории, этнографии, литературе, педагогике. Знакомство с жизнью и деятельностью чувашского ученого включено в программы по изучению культуры и просвещения родного края. Творчество С.М.Михайлова изучается в педагогических классах средних школ, колледжах и высших учебных заведениях, готовящих учителей и воспитателей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|